четверг, 30 марта 2023 г.

 31.03.2023.11-А класс. Литература

11-А класс

Дата: 31.03.2023

Тема: В.В. Быков. Сведения о жизни и творчестве белорусского писателя. Повести «Сотников», «Обелиск». Проблема нравственного выбора героев в «пограничной» ситуации; размежевание людей, объединенных общей целью.

Цель: познакомиться с произведениями В.В.Быкова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дорогие ребята!

      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения.

     Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 11-А. 31.03. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 31.03. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (Дистанционное обучение), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      11-А. 31.03. Иванов А., где 11-А – ваш класс;31.03. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и выслать мне на почту.

      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.

     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем, ох, как пригодится!

      Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это экономит время учителя!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

II. Постановка темы урока

- Мы с вами  приступили к изучению русской литературы II половины XX в. Вторая  мировая война закончилась победой великого народа, и перед литературой встали новые задачи. В прозе первого послевоенного десятилетия художественные поиски были весьма интенсивными, напряжёнными и интересными. Начатое в то время осмысление современности и недавнего прошлого получило дальнейшее углубление и развитие в последующие годы. Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Значительное место в русской литературе второй половины XX в. заняла тема военных действий. Писатели глубоко и обстоятельно анализировали духовный мир народа в те годы.

Перед читателем прошли судьбы разных героев, но всех их объединяла одна идея — осознания своего места в жизни.

К литературе II половины XX в. Принадлежит творчество белорусского писателя Василя Владимировича Быкова, с произведениями которого мы знакомимся сегодня на уроке.

III. Работа над темой урока

1.      Лекция учителя

- К сожалению, в учебнике нет материала по теме нашего урока. Поэтому предлагаю вам познакомиться с краткими сведениями из биографии писателя, анализом его произведений. Очень надеюсь, что данные материалы помогут вам в понимании произведений, их тематики и идейного смысла.

      - Васи́ль Влади́мирович Бы́ков  — советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, член Союза писателей СССР.

Герой Социалистического Труда (1984). Народный писатель Белорусской ССР (1980). Лауреат Ленинской премии (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1974). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1978). Большинство его произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

      Повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. Первоначальное название произведения – «Ликвидация». В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем.

      События повести происходят зимой 1942 года в оккупированной немцами Белоруссии.

      В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова. С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.

      Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: писатель в 1944 году встретился с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается, его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество с фашистами.

      Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Бывший однополчанин честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна: человеку предстоит до конца жизни быть предателем.

      Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с бывшего боевого товарища и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.

      История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем. Таким образом, тематика повести: нравственный выбор человека, война и её роль в судьбах людей, цена человеческой жизни.

       Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.

      Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот идея произведения.

      Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. Это произведение тоже посвящено военной тематике, в частности, тем незначительным, на первый взгляд, подвигам, из которых и была соткана великая победа в Великой Отечественной войне.

      События происходят во время Великой Отечественной войны и в начале 1970-х годов в белорусской деревне Сельцо.

      В произведении В. Быкова «Обелиск» рассматривается тема преемственности поколений, сохранения традиций и памяти.

      Повествование ведется от имени журналиста. Он хочет увековечить память об учителе Алесе Морозе. В военное время учитель помогал детям, распространял сводки информбюро среди взрослых. Он пытался учить ребят даже в годы оккупации. Он считал это своим долгом. Когда схватили ребят, пытавшихся убить полицая, Мороз сам сдался фашистам. Он понимал, что этим не спасет их. Еще учитель знал, что, благодаря его поступку, враги не смогут дискредитировать все, чему он учил детей. Он вместе с учениками взошел на эшафот. Единственный выживший из его учеников пронес в душе уроки Мороза через всю жизнь и передал своим ученикам.

      Повесть заставляет задуматься над смыслом жизни, помогает понять причины, заставляющие людей совершать героические поступки.

Книга Василя Быкова учит тому, что в момент сложного жизненного выбора нужно ориентироваться прежде всего на голос собственной совести. Только в этом случае выбор будет единственно правильным. Это идея произведения.

IV. Самоконтроль изученного материала (выполняем в Листе контроля)

 - Опираясь на материал урока, содержание повестей В.В.Быкова, ответьте на вопросы. Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы переписывать не надо.

Тестовый опрос

1. Кто является автором произведений «Сотников» и «Обелиск» (запишите ФИО автора полностью)?

2. К какому литературному жанру принадлежат произведения «Сотников» и «Обелиск»?

А) Роман     Б) Эпопея     В) Ода     Г) Повесть

3. Установите соответствие между произведениями и годом их написания:

1) «Обелиск»

А) 1969

2) «Сотников»

Б) 1971

4. Где разворачиваются события в произведениях?

А) Украина     Б) Россия     В) Беларусь     Г) Молдавия

5. Установите соответствия между названиями произведений, героями и их характеристиками:

1) «Обелиск»

А) РыбакА,

А) шестнадцатилетний подросток, самый старший и самый преданный своему учителю  

 

Б) Сотников

Б) пенсионер, который до войны работал заврайоно, а после – служил в партизанском отряде.

 

В) Тимофей Титович Ткачук

В) сельский ученик, он остался в живых благодаря учителю.

2) «Сотников»

Г) Алесь Иванович Мороз

Г) сельский учитель, честный, справедливый, преданный своему делу.

 

Д) Павел Иванович Миклашевич

Д) бывший командир артиллерийского батальона, до войны закончил учительский институт; красноармеец, партизан; был повешен полицаями.

 

Е) Коля Бородич

Е) бывший старшина пехоты; красноармеец, партизан; чтобы избежать смерти, согласился стать полицаем.

6. Какие проблемы затронуты в произведении «Сотников»?

А) Героизма и предательства, человека и обстоятельств;

Б) Любви и ненависти, поиска собственного предназначения;

В) Таланта и невежества, человека и толпы;

Г) Богатства и бедности, судьбы маленького человека.

7. Почему, по словам Рыбака, староста опозорил своего сына?

А) Староста не захотел накормить Рыбака и Сотникова;

Б) Староста служил немцам;

В) Староста плохо отзывался о сыне;

Г) Староста бросил свою семью.

8. Куда был ранен Сотников?

А) В руку;     Б) В плечо;     В) В бок;     Г) В бедро.

9. Кому из героев принадлежат слова: «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!»?

А) Сотникову;     Б) Рыбаку;     В) Старосте;     Г) Портнову.

10. На что согласился Рыбак ради спасения собственной жизни?

А) Рассказать всю информацию об их отряде;

Б) Самостоятельно пытать товарища;

В) Расстрелять новых пленных;

Г) Вступить в полицию.

11. Что приснилось Сотникову в ночь перед смертью?

А) Отец, который цитировал Библию;

Б) Мать, которая угощала его хлебом;

В) Солдаты артиллерийского батальона, в котором он служил;

Г) Институт, в котором он учился.

12. Кто во время повешения выбил подставку из-под ног Сотникова?

А) Староста;     Б) Рыбак;     В) Портнов;     Г) Деревенский мальчик.

13. О ком из героев идет речь в цитате: «Теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже»?

А) О Сотникове;     Б) О Портнове;    В) О старосте;    Г) О Рыбаке.

14. Какие проблемы затронуты в произведении «Обелиск»?

А) Жизненного выбора, в котором нужно ориентироваться прежде всего на голос собственной совести;

Б) Любви и ненависти, поиска собственного предназначения;

В) Таланта и невежества, человека и толпы;

Г) Богатства и бедности, судьбы маленького человека.

15. На какой день с начала объявления войны фашисты оккупировали деревню Сельцо?

А) На первый    Б) На третий    В) На пятый     Г) На десятый

16. Чем стал заниматься Алесь Иванович после того, как фашисты заняли село?

А) Ушел в партизаны       Б) Стал полицаем

В) Ушел на фронт             Г) Продолжил учить детей

17. За что немцы расстреляли Мороза и его учеников?

А) Обвалили мост с машиной нацистов

Б) Передавали ценную информацию партизанам

В) Убили немецкого командира

Г) Распространяли сводки информбюро среди взрослых

IV.  Домашнее задание: повторить выученные наизусть стихотворения о Вов, подготовить обоснование своего выбора

Желаю успеха!

Лист контроля

11-А класс       ____________________________________________________________

                                               ФИО учащегося

31.03.2023    Литература

Тема: В.В. Быков. Сведения о жизни и творчестве белорусского писателя. Повести «Сотников», «Обелиск». Проблема нравственного выбора героев в «пограничной» ситуации; размежевание людей, объединенных общей целью.

 - Опираясь на материал урока, содержание повестей В.В.Быкова, ответьте на вопросы. Ответы несите в таблицу.

Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал!

Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы переписывать не надо.

Тестовый опрос. В.Быков. «Сотников». «Обелиск»

1

 

10

 

2

 

11

 

3

 

12

 

4

 

13

 

5

 

14

 

6

 

15

 

7

 

16

 

8

 

17

 

9

 

 

 

Спасибо за работу! Берегите себя!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)