пятница, 31 марта 2023 г.

 31.03.2023. 9-А класс. Русский язык

9-А класс

Дата: 30.03.2020

Тема: Сложные предложения с разными видами связи

Цель урока: уяснить, какие сложные предложения называются многочленными (многочленами), какими видами синтаксической связи соединяются многочленные предложения; научиться находить многочленные сложные предложения, определять в них виды синтаксической связи, составлять схемы указанных предложений, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложных предложений разных типов.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, дорогие ребята! Напоминаю: все задания выполняем в рабочих тетрадях, они обязательно будут проверены, когда вернемся к нормальной форме обучения. Оценки за их выполнение будут выставлены в журнал! Ничего фотографировать и присылать мне на электронную почту пока не нужно.

- Если у вас возникнут вопросы, нужна будет моя консультация – звоните по телефону (мой номер: 071-382-45-60) или присылайте вопросы на электронный адрес: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

I.     Повторение пройденного материала

1.      Работа в тетрадях

 - Открываем тетради, записываем:

Тридцать первое марта

Дистанционное обучение

Синтаксический анализ

 - Спишите предложения, расставьте пропущенные знаки препинания. Рядом с предложением в скобках запишите его характеристику, выбрав признаки из справочного материала (можно записывать сокращенно):

1) Проехать было нельзя вершина сосны загородила дорогу.(???)

2) Всё проснулось и всё молчит. (???)

3) Вы проходите мимо дерева оно не шелохнётся. (???)

4) Как несказанно великолепен становится день когда свет восторжествует и последние волны тумана скатываются и расстилаются скатертями. (???)

       Для справок: Сложное предложение с союзной сочинительной связью; Сложное предложение с союзной подчинительной связью; Сложное предложение с бессоюзной связью (второе предложение указывает на причину); Сложное предложение с бессоюзной связью (противопоставление).

Сделайте вывод (устно): О скольких событиях идет речь в каждом предложении? Какие виды связи существуют между простыми предложениями в составе сложного?

II.  Постановка новой темы.

         Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи. Сегодня мы и познакомимся со сложными предложениями, в которых употребляются несколько разных видов связи одновременно. Запишите тему урока:

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

III.        Работа с учебником

 — Прочитайте и выучите теоретический материал § 18 с. 139-140 учебника, который выделен двумя синими вертикальными полосами.

 - Устно ответьте на следующие вопросы:

       1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

     2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

       3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

 

IV.        Анализ предложений.

       1. Материал для наблюдения

 - Рассмотрим предложения со всеми видами связи (устно):

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

                                           (А. С. Пушкин)

- Данное предложение сложное, так как состоит из 5 простых предложений. 1) предложение: Куда бы нас ни бросила судьбина. 2) предложение: И счастие куда б ни повело.3) предложение: Всё те же мы. 4) предложение: нам целый мир чужбина. 5) предложение: Отечество нам Царское Село. 1) и 2) предложения соединены сочинительной связью (союз и), запятая между ними не ставится, так как они являются придаточными и относятся к одному главному предложению Всё те же мы (несмотря на что? — уступительное значение). 1), 2) и 3) предложения соединены подчинительной связью (союз куда). 3) и 4) предложения соединяются бессоюзной связью (перед двоеточием можно вставить «а именно»). 4) и 5) предложения тоже соединены бессоюзной связью (точка с запятой – это авторский знак). Таким образом, данное предложение сложное с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

Схема:  (Куда бы...) и (...куда б...), [ ]: [ ]; [ ].

    2. Самостоятельная работа

 - Спишите предложения, расставьте пропущенные знаки препинания. Рядом с предложением в скобках укажите № характеристики предложения и № схемы из таблицы для справок:

1) Русский человек так уверен в своей силе и крепости что он не прочь и поломать себя он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (???)

2) Чем шире становился Енисей тем положе делались берега утихало течение река усмирялась катила воды без шума и суеты. (???)

3) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схвачена цементом. (???)

4) Когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни. (???)

Таблица для справок

Характеристика

Схема

1) Предложение сложное, с разными видами связи сочинительной и подчинительной; повествовательное. Однородные придаточные (когда? — значение времени) соединены сочинительным союзом и, относятся к общему главному предложению, присоединяются к нему союзом когда (во втором придаточном этот союз подразумевается). Главное предложение осложнено уточняющим обстоятельством, двумя деепричастными оборотами.

1) Когда ( ) и ( ), [ ].

 

2) Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно). Первая часть — сложноподчиненное предложение с придаточным степени, которое относится к указательному слову так в главном. Вторая часть — простое предложение, осложненное однородными членами.

2) Чем ( ), [тем…], [ ], [ ].

 

3) Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное. Придаточное сравнительное относится сразу к трем главным предложениям. Указательное слово тем в первом главном предложении подразумевается и в двух остальных. Третье главное предложение осложнено двумя рядами однородных членов.

3) […так], что ( ): [ ].

 

4) Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное 1-й степени (до каких пор? — время) относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними не ставится запятая. Придаточное 2-й степени (насколько? в какой степени? в сравнении с чем? — значения степени и сравнения) относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное.

4) [ ] и [ ], пока (...такой...), будто ( ).

 

V.  Самоконтроль усвоения темы.

- Проведите самоконтроль усвоения новой темы, выполните в тетрадях тест. Если возникнут затруднения, еще раз перечитайте теоретический материал на с.139-140:

                                         Тестовые задания

1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.

б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.

в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.

г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.

а) сложносочинённое                                          в) бессоюзное сложное

б) сложноподчинённое                                        г) многочленное сложное

3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.

б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.

в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.

г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.

VI. Домашнее задание: выучить теоретический материал § 18 с. 139-140  учебника

                                 Желаю успеха!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)