31.03.2023. 9-А класс. Русский язык
9-А класс
Дата: 30.03.2020
Тема: Сложные предложения с разными
видами связи
Цель урока: уяснить, какие
сложные предложения называются многочленными (многочленами), какими видами
синтаксической связи соединяются многочленные предложения; научиться находить
многочленные сложные предложения, определять в них виды синтаксической связи,
составлять схемы указанных предложений, правильно ставить необходимые знаки препинания
между частями сложных предложений разных типов.
Ход
урока
I. Организационный
момент
- Добрый день,
дорогие ребята! Напоминаю: все задания
выполняем в рабочих тетрадях, они обязательно будут проверены, когда
вернемся к нормальной форме обучения. Оценки за их выполнение будут выставлены
в журнал! Ничего фотографировать и присылать мне на электронную
почту пока не нужно.
- Если у вас
возникнут вопросы, нужна будет моя консультация – звоните по телефону (мой
номер: 071-382-45-60)
или присылайте вопросы на электронный адрес: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
I.
Повторение
пройденного материала
1.
Работа в тетрадях
- Открываем тетради, записываем:
Тридцать первое марта
Дистанционное обучение
Синтаксический анализ
- Спишите предложения, расставьте пропущенные
знаки препинания. Рядом с предложением в скобках запишите его характеристику,
выбрав признаки из справочного материала (можно записывать сокращенно):
1) Проехать
было нельзя вершина сосны загородила дорогу.(???)
2) Всё
проснулось и всё молчит. (???)
3) Вы
проходите мимо дерева оно не шелохнётся. (???)
4) Как
несказанно великолепен становится день когда свет восторжествует и последние
волны тумана скатываются и расстилаются скатертями. (???)
Для справок: Сложное
предложение с союзной сочинительной связью; Сложное предложение с союзной подчинительной
связью; Сложное предложение с бессоюзной связью (второе предложение указывает
на причину); Сложное предложение с бессоюзной связью (противопоставление).
Сделайте вывод (устно): О скольких
событиях идет речь в каждом предложении? Какие виды связи существуют между
простыми предложениями в составе сложного?
II. Постановка новой темы.
Мы рассмотрели
различные варианты связи в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.
Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного,
официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами
связи. Сегодня мы и познакомимся со сложными предложениями, в которых
употребляются несколько разных видов связи одновременно. Запишите тему урока:
Сложные предложения с различными видами
союзной и бессоюзной связи
III.
Работа с учебником
— Прочитайте и выучите теоретический
материал § 18 с. 139-140 учебника, который выделен двумя синими вертикальными
полосами.
- Устно ответьте на следующие вопросы:
1. Какие предложения называются
многочленными сложными предложениями?
2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые
предложения?
3. Перечислите виды синтаксической связи
в многочленных сложных предложениях.
IV.
Анализ
предложений.
1. Материал для наблюдения
- Рассмотрим предложения со всеми видами связи
(устно):
Куда
бы нас ни бросила судьбина
И
счастие куда б ни повело,
Всё
те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество
нам Царское Село.
(А. С. Пушкин)
-
Данное предложение сложное, так как состоит из 5 простых предложений. 1)
предложение: Куда бы нас ни бросила
судьбина. 2) предложение: И счастие
куда б ни повело.3) предложение: Всё
те же мы. 4) предложение: нам целый
мир чужбина. 5) предложение: Отечество
нам Царское Село. 1) и 2) предложения соединены сочинительной связью (союз и), запятая между ними не ставится, так
как они являются придаточными и относятся к одному главному предложению Всё те же мы (несмотря на что? —
уступительное значение). 1), 2) и 3) предложения соединены подчинительной
связью (союз куда). 3) и 4)
предложения соединяются бессоюзной связью (перед двоеточием можно вставить «а
именно»). 4) и 5) предложения тоже соединены бессоюзной связью (точка с запятой
– это авторский знак). Таким образом, данное предложение сложное с разными
видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
Схема:
(Куда бы...) и (...куда б...), [ ]: [ ];
[ ].
2. Самостоятельная работа
- Спишите предложения, расставьте пропущенные
знаки препинания. Рядом с предложением в скобках укажите № характеристики
предложения и № схемы из таблицы для справок:
1)
Русский человек так уверен в своей силе и крепости что он не прочь и поломать
себя он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (???)
2)
Чем шире становился Енисей тем положе делались берега утихало течение река
усмирялась катила воды без шума и суеты. (???)
3)
Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала
такой крепкой будто схвачена цементом. (???)
4)
Когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли там, в
глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу
последние соки, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни. (???)
Таблица для
справок
Характеристика |
Схема |
1)
Предложение сложное, с разными видами связи сочинительной и подчинительной;
повествовательное. Однородные придаточные (когда? — значение времени)
соединены сочинительным союзом и,
относятся к общему главному предложению, присоединяются к нему союзом когда (во втором придаточном этот союз
подразумевается). Главное предложение осложнено уточняющим обстоятельством,
двумя деепричастными оборотами. |
1)
Когда ( ) и ( ), [ ]. |
2)
Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной;
повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью
(значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно). Первая часть — сложноподчиненное предложение с
придаточным степени, которое относится к указательному слову так в главном. Вторая часть — простое
предложение, осложненное однородными членами. |
2)
Чем ( ), [тем…], [ ], [ ]. |
3)
Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной;
повествовательное. Придаточное сравнительное относится сразу к трем главным
предложениям. Указательное слово тем
в первом главном предложении подразумевается и в двух остальных. Третье
главное предложение осложнено двумя рядами однородных членов. |
3)
[…так], что ( ): [ ]. |
4)
Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной;
повествовательное. Придаточное 1-й степени (до каких пор? — время) относится
сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними не ставится запятая. Придаточное 2-й
степени (насколько? в какой степени? в сравнении с чем? — значения степени и
сравнения) относится к первому придаточному, раскрывает содержание
указательного слова такой.
Подчинение последовательное. |
4)
[ ] и [ ], пока (...такой...), будто ( ). |
V. Самоконтроль усвоения темы.
- Проведите
самоконтроль усвоения новой темы, выполните в тетрадях тест. Если возникнут
затруднения, еще раз перечитайте теоретический материал на с.139-140:
Тестовые задания
1. Укажите многочленное сложное предложение с
сочинительной и подчинительной связью.
а) Учись скромности у колоса: тот, как
созреет, голову склонит.
б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и,
когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
в) Хорошо сидеть и прислушиваться к
тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы
пробьют четверть.
г) Мы в песнях для потомства сбережём
названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась
ночь и начинался день.
2. Определите тип
предложения (знаки препинания не расставлены).
Я
сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза
пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не
хотела рассеиваться.
а) сложносочинённое в)
бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г)
многочленное сложное
3. Укажите
многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи
нигде никакого движения.
б) Упал в пруд камень взъерепенилась от
этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег
замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё
выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
в) Старшина пошёл сам потому что
предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День прошёл тихо но в сумерках они
заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
VI. Домашнее задание:
выучить
теоретический материал § 18 с. 139-140 учебника
Желаю успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий