31.03.2023. 10-А класс. Литература
10-А класс
Дата: 30.03.2023
Тема:
А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека
Цель: раскрыть
основные идеи произведения «Ионыч» в ходе развития его действия; понять
значение портрета, монолога, диалога, авторской речи, выявляющих отношение
писателя к герою.
Ход урока
I. Организационный
момент
Дорогие ребята!
В
ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете
самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации,
закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения.
Для
организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо
будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист
контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою
электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
Файл подписать: 10-А.
31.03. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 31.03. – дата урока; Иванов А. – ваша
фамилия.
Можно выполнять задания в
тетради, записав дату, вид работы (Дистанционное обучение), тему урока. Вопросы
для ответов в тестах переписывать не нужно. После того, как справились с
заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное
вами было хорошо видно, подписать:
10-А. 31.03. Иванов А., где 10-А – ваш
класс; 31.03. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и выслать мне на
почту.
Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на
электронную почту.
Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь,
фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе
осваивать компьютерную грамотность. В
будущем, ох, как пригодится!
Все работы будут проверены и оценки
выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан
вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной
работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно
подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это
экономит время учителя!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию,
чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
При возникновении вопросов
звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда
рада помочь!
II. Актуализация
самостоятельно изученного материала.
- Вспомним материал
прошлого урока. Устно ответьте на
вопросы:
•
Что объединяет рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» в
«маленькую трилогию»?
•
Какова функция рассказчика в этой трилогии?
•
Как вы понимаете выражение «футлярность существования»?
· Что
является главной причиной того, что герои «Маленькой трагедии» понимают
«футлярность» своего существования, но ничего не меняют в своей жизни?
• В
чём вы видите связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении, и
современной жизнью?
III. Постановка темы
урока
— А. П. Чехов главной
причиной того, что герои «Маленькой трагедии» понимают «футлярность» своего
существования, но ничего не меняют в своей жизни считал инертность их поведения, они говорят
правильные слова, но не подтверждают их делом, ничего не меняют в своей жизни.
Творчество прозаика остаётся современным
и в нашем XXI в., людей всё так же волнуют вечные вопросы любви, нравственной
красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Остались актуальными и многие
социальные вопросы: обывательщины, пошлости, чинопочитания и др. Одной из важнейших
тем для А. П. Чехова является тема
нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит.
Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо
легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.
Сегодня на уроке мы проследим путь
постепенного, непрерывного духовного изменения (деградации) главного героя
рассказа «Ионыч» Дмитрия Ионыча Старцева, поймём, какие качественные изменения
произошли, что приобрёл и потерял главный герой на этом пути.
IV. Работа над темой урока
1.
Работа с учебником
- Прочитайте статью учебника «От Старцева к
Ионычу» на с. 331-333.
- Вспомните содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Можно познакомиться с кратким содержанием, пройдя по ссылке: https://obrazovaka.ru/books/chehov/ionych
2. Обобщающее слово учителя
— В
рассказе «Ионыч» А. П. Чехов как будто обращается
к читателям с призывом не поддаваться губительному влиянию обывательской среды,
вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые
идеалы молодости и любовь, беречь в себе человеческое, бояться жажды наживы.
Писатель горячо любил жизнь и хотел,
чтобы жизнь всех людей была полнокровной, одухотворённой, свободной и
счастливой; чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы; чтобы
каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. «В
человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»,—
говорил он. Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знал его,
восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым и честным характером,
умением хорошо веселиться и плодотворно работать, желанием как можно больше
успеть в жизни. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал брату: «Не лгать в
пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего».
И самое важное условие для того, чтобы не прожить обывателем скучную мещанскую
жизнь, не погрязнуть в пошлости,— честный творческий труд. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим.
Без труда не может быть чистой и радостной жизни»,— учил этот великий гуманист.
3. Самоконтроль изученного материала (выполняем в Листе контроля или в тетради)
- Опираясь на материал урока, статью учебника
«От Старцева к Ионычу», содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч», ответьте на
вопросы. Работайте
самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого
списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы
переписывать не надо.
Тестовый
опрос
1. К какому литературному жанру
относится произведение «Ионыч»?
А) Новелла; Б) Рассказ; В) Повесть;
2. Как звали Старцева?
А) Иван Ионович Б) Дмитрий Ионович В) Михаил Ионович
3. Как Екатерину Ивановну ласково
называли родные?
А) Птичка; Б) Рыбка; В) Котик; Г) Зайка.
4. Чем увлекалась Вера Иосифовна?
А) Писала
любительские романы; Б) Играла на
скрипке;
В) Пела
романсы под рояль; Г) Вышивала
гладью.
5. Какой талант был у Екатерины
Ивановны?
А) Писала
стихи и баллады; Б) Танцевала
народные танцы;
В) Превосходно
играла на рояле; Г) Плела кружева.
6. Кто употреблял слова «недурственно, он не имеет никакого римского права»?
А) доктор Старцев Б) Василий Иванович
В) Иван Петрович Г) Пантелеймон
7. Куда позвала Екатерина
Ивановна Ионыча на первое свидание?
А) В парк; Б) В городской кафетерий;
В) Прогуляться
к реке; Г) На кладбище.
8. О чем думает Старцев перед
объяснением с Катериной Ивановной?
А) о ее красоте Б) о их будущем В) о приданом
9. Узнай героя по описанию:
«Полный красивый брюнет с бакенами устраивал любительские спектакли с
благотворительной целью»
А) Туркин Б) Писемский В) Старцев
10. Почему Екатерина Ивановна
отказала Старцеву?
А) Девушке не нравился Дмитрий;
Б) Екатерина Ивановна хотела уехать из города и
стать артисткой;
В) Туркины не считали Ионыча достойной кандидатурой
для дочери;
Г) Екатерина Ивановна была больна и не хотела
обременять мужчину.
11. За что Дмитрия люди в
окрестностях прозвали «поляк надутый»?
А) За его
молчаливость и суровый вид;
Б) За то, что
не хотел помогать бедным людям;
В) За то, что
ему не нравились сельские невесты;
Г) Так люди
прозвали не Ионыча, а Ивана Туркина.
12. О чем подумал Старцев, когда
встретился с Екатериной Ивановной после четырех лет разлуки?
А) Мужчина думал, что она наверно теперь богаче его;
Б) Дмитрий был рад, что не женился на ней;
В) Мужчина очень волновался и надеялся, что это не
заметят;
Г) Дмитрий думал о том, что снова сделает ей
предложение.
13. Что со временем стало, по
сути, смыслом жизни и единственной радостью Ионыча?
А) Любовь к родителям; Б) Дружба с Туркиными;
В) Приятное
общение с пациентами; Г) Жажда
наживы, деньги.
14. Кто (что) виноват в том, что
из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в
Ионыча – «языческое божество»?
А) «среда заела»
Б) Екатерина Ивановна
В) собственная вина, жизнь по инерции
Г) неспешный, неостановочный ход времени
15. Какую проблему поднимает
Чехов в произведении «Ионыч»?
А) Отношения
отцов и детей;
Б) Любви на
расстоянии;
В) Постепенной
деградации человека;
Г) Достижения
человеком карьерных высот.
V. Домашнее задание:
Прочитать статьи учебника «Общая
характеристика новой драмы», «Исторические истоки новой драмы» с. 339 – 345, пьесу
А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (краткое содержание на сайте «Образовака. Ру» https://obrazovaka.ru/books/chehov/vishnyovyj-sad). Готовьтесь к тестовому опросу по содержанию
Желаю успеха!
Лист контроля
10-А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
Тема: А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека
- Опираясь на материал урока,
статью учебника «От Старцева к Ионычу», содержание рассказа А.П. Чехова
«Ионыч», ответьте на вопросы теста, заполнив таблицу. Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы
на которые сразу покажут: кто и у кого списал! Если работаете в
тетради, пишите сразу ответы, вопросы переписывать не надо.
Тестовый опрос «Ионыч»
1 |
|
6 |
|
11 |
|
2 |
|
7 |
|
12 |
|
3 |
|
8 |
|
13 |
|
4 |
|
9 |
|
14 |
|
5 |
|
10 |
|
15 |
|
Спасибо за работу! Берегите себя!
Комментариев нет:
Отправить комментарий