суббота, 15 мая 2021 г.

 14.05.2021. 11-А класс. Русский язык. Готовимся к контрольному изложению с творческим заданием.

Тема урока: «Подготовка к написанию изложения на морально-этическую тему с творческим заданием по тексту Д.С.Лихачёва (11 класс)

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

       Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию изложения на морально-этическую тему с творческим заданием по тексту Д.С.Лихачёва.

      Нам предстоит продолжить формирование следующих умений: отбирать в исходном тексте основное и существенное, уметь правильно и логично излагать свои мысли, уметь точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

      Кроме этого, мы познакомимся с биографией знаменитого русского учёного, филолога Д.С. Лихачёва и его статьёй «Выбор жизненной цели»

           Урок будет насыщенным, информативным, интересным, а его результатом явится изложение с творческим продолжением.

2. Сообщение о жизни и творчестве  российского филолога, искусствоведа, сценариста, академика РАН Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

      Дмитрий Сергеевич Лихачёв  жил в жестокий век, когда попирались нравственные основы существования человека, однако стал «собирателем» и хранителем культурных традиций своего народа. Выдающийся русский ученый  не только трудами своими, но и всей жизнью утверждал принципы культуры и нравственности. Он автор фундаментальных работ, посвященных истории русской литературы и культуры, значительная часть которых переведена на 11 языков мира. 

      Дмитрий Лихачёв родился в 1906 году в Санкт-Петербурге. В 1928 году, по окончании факультета общественных наук Ленинградского государственного университета, он был незаконно репрессирован. Пять лет Дмитрий Сергеевич находился в лагере на Соловках, трудился на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году его освободили досрочно. 
Карьера Дмитрия Сергеевича выглядела предельно просто: работа корректором в издательстве Академии наук СССР, затем научным сотрудником Института русской литературы. В 70-е годы он возглавил редколлегию ежегодника "Памятники культуры. Новые открытия", редколлегию серии "Литературные памятники", в конце 80-х годов — участвовал в создании журналов "Новый мир" и "Наше наследие". 

        Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры XI-XVI вв. стали всемирно признанной классикой филологической науки. Он автор более 500 научных работ и около 600 публикаций по самому широкому кругу проблем изучения истории, литературы, культуры и защиты памятников культурно-исторического наследия России. Его статья «Экология культуры» (журнал Москва, 1979, № 7) заметно усилила общественную дискуссию по охране памятников культуры. С 1986 по 1993 г. академик Д.С. Лихачев был председателем Советского фонда культуры (с 1991 г. — Российского фонда культуры»).

       Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое наследие» (1975), «Поэзия садов» (1982), «Письма о добром и прекрасном» (1985), сборник статей «Прошлое — будущему», (1985). Некоторые его книги переиздавались несколько раз.

      Кончина Дмитрия Сергеевича Лихачева последовала 30 сентября 1999 года.

      После его смерти вышел в свет замечательный сборник его статей «Русская культура» (2000) — книга, ставшая завещанием ученого своим современникам и молодому поколению граждан России.

      28 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого ученого. 2006 год президентом Российской Федерации В.В. Путиным объявлялся Годом Лихачева.

        За краткими строками биографии — многогранная жизнь мыслителя, ученого, общественного деятеля.  Через призму истории русского языка и литературы исследователь постигал культуру своего народа. 
Дмитрий Сергеевич внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли, в защиту и сохранение культурного наследия россиян. Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его — примером бескорыстного служения народу. 

 3. Работа с текстом.

3.1. Чтение текста.

ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ

      Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

       Если человек рассчитывает прибрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура ... Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

      Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

      Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

      Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты всё-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая, – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое!

      Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

      Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей· Вселенной.

      Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

      Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту – главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно.

(448                  слов) По Д. Лuхачёву

3.2. Беседа по содержанию  текста.

- О чём этот текст?   

- Какие проблемы поднимаются в этом тексте? 

 - Какова идея?  (Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей· Вселенной.)

  - Согласны ли вы с тем, что «Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.»?

 - К какому стилю речи, типу речи принадлежит данный отрывок?   (К публицистическому стилю речи, тип речи- рассуждение).

- Назовите составляющие вышеназванного типа речи.

      (Тезис - Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

     Доказательство того, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

     Вывод - Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно.).

 - Какие признаки публицистического стиля вы в нём нашли? 

      (Основная цель: воздействие на читателя, внушение определённой идеи (жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость). Автор побуждает нас  осмыслить эту  важную морально-этическую проблему. Именно эта цель заложена в названии текста. Ещё один признак публицистического стиля -  общедоступность (текст рассчитан на понимание широкой аудитории читателей).

 

- За счёт чего автор воздействует на эмоциональную сторону читателя?

       (Текст очень эмоционален, это  достигается за счёт риторических вопросов и восклицаний, Д.С. Лихачёв не просто пишет, а пишет письмо, беседует с читателем, обращается к нему).

3.3. Составление плана. Знакомство с творческим заданием

План

I.                   Тезис. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

II.                Доказательства.

1.       Неудачи и огорчения в жизни человека, выбравшего задачей карьеру или приобретательство.

2.      Чем должна диктоваться главная жизненная задача?

3.      Человек должен быть аскетом?

III.             Вывод. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно.

IV.              Творческое задание. Сформулируйте свою главную жизненную задачу. Аргументируйте свой выбор.

3.4. Повторное чтение текста. (Работа в черновиках)

ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ

      Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

       Если человек рассчитывает прибрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура ... Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

      Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

      Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

      Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты всё-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая, – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое!

      Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

      Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей· Вселенной.

      Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

      Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту – главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно.

(449                   слов) По Д. Лuхачёву

4.Домашнее задание.  Напишите черновик подробного изложения по плану. Помните: вы передаёте содержание текста своими словами!!! Выполните творческое задание: Как вы понимаете фразу «жизненно необходимая цель»? Сформулируйте свою главную жизненную задачу. Аргументируйте свой выбор.

                                                   Желаю успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)