30.03.2023. 10-А класс. Русский язык
10-А класс
Дата: 30.03.2023
Тема: Правописание наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий
Цели урока: повторить орфограммы,
связанные с правописанием наречий; формировать умения находить в наречиях
изучаемую орфограмму и правильно писать их.
Ход урока
I.
Организационный
момент
Дорогие
ребята!
В ближайшее время нам придётся работать в
дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал;
опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять
практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения
нужно учить обязательно!
Для организации контроля и оценивания письменно
выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта
урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
Файл
подписать: 10-А. 29.03. Иванов А., где 10-А – ваш
класс; 29.03. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Можно выполнять задания в тетради,
записав дату, вид работы (Дистанционное обучение), тему урока. Вопросы для
ответов в тестах переписывать не нужно. Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы:
подчёркивать вставленные буквы и раскрытые скобки. После того, как справились с
заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное
вами было хорошо видно, подписать:
10-А. 29.03. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 29.03. – дата урока;
Иванов А. – ваша фамилия, и
выслать мне на почту.
Но
проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать
учителю на электронную почту.
Это
экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и
т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную
грамотность. В будущем, ох, как
пригодится!
Все работы будут проверены и оценки
выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан
вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной
работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно
подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это
экономит время учителя!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать
в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие
оценки.
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
II.
Постановка темы.
- На прошлом уроке мы убедились: наречие – одна из
самых трудных частей речи в плане правописания. Поэтому сегодня мы повторим трудные случаи правописания этой части речи: «Слитное, раздельное, дефисное написание
наречий».
III. Повторение
изученного материала
- С
учетом того, что наречие подробно изучалось в 7 классе, предлагаю повторить
материал с помощью учебного видеоролика. Посмотри фильм «Наречие. Повторение». Во время просмотра на черновике делай
записи по теме «Слитное, раздельное,
дефисное написание наречий» (эти правила пригодятся при выполнении упражнений), выполняй задания
вместе с мультяшными героями. Пройди по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1RvP6-KxJ1JfLnZ9FJut-UkmSNbxjOnsq/view?usp=sharing
III. Повторение пройденного
материала
1.
Самоконтроль повторения
- А
теперь устно ответь на вопросы. Речь пойдёт о
тех правилах, которые мы не рассматривали на прошлом уроке. В случае
затруднений обращайся к видеоролику, не
переходи к выполнению следующего задания, пока не будешь знать ответы на все
вопросы:
- В
каких случаях в наречиях пишется –Н, а когда –НН? Приведи примеры.
-
Как различить приставки НЕ- и НИ- в наречиях? Приведи примеры.
- В
каких случаях наречия пишутся через дефис? Приведи примеры.
2. Работа
с таблицами
- Случаи слитного и раздельного написания
наречий считаются самыми трудными. Поэтому лингвисты советуют проверять
правописание наречий по орфографическому
словарю. Но я считаю, что когда словаря нет под рукой, всегда можно
воспользоваться правилом. Поэтому рассмотри таблицы и с их помощью расскажи о
слитном и раздельном написании наречий:
Слитное
написание наречий, образованных
от местоимений, числительных, наречий и
прилагательных
Правила |
Примеры |
Исключения |
1.Наречия,
образованные от прилагательных |
Вкрутую,
вплотную, попусту |
на
мировую, на боковую, на попятную, в открытую, в общем |
2.Наречия,
образованные от собирательных числительных |
вдвое,
надвое |
по
одному, по двое, по трое.., в трое рук, один на один, глядеть в оба |
3.Наречия,
образованные от местоимений |
почему,
отчего, оттого, зачем, затем |
вслед
за тем, ни в какую, всего-навсего, во всю длину |
4.Наречия,
образованные от наречий |
доныне,
донельзя, повсюду |
до
завтра, на сегодня, на потом, на после |
5.Наречия,
образованные от сравнительной степени прилагательных или наречий |
покрепче,
подороже |
- |
Слитное написание наречий, образованных
от существительных и предлогов
Правила |
Примеры |
Исключения |
1.Наречия,
имеющие в своем составе существительные, не употребляющиеся в современном
русском языке |
вдоволь,
вдогонку, вдребезги, дотла, кстати запанибрата, исподлобья, исподтишка, ,
набекрень |
- |
2.Наречия,
имеющие значения обстоятельства места или времени |
вверх,
вниз, вперед, вглубь, вовремя |
в
глубь леса, во время путешествия |
3.Наречия
с приставкой о- и к- |
оземь,
отчасти, кряду, изнутри |
к
месту, не к спеху |
4.Наречия,
образованные от существительных с начальными сочетаниями впере-, напере-,
впри-, враз-, вна-, навы-, впол-, вполу- |
вперемешку,
наперекор, вприсядку, взахлеб, навыкате, вразброс, внакидку, взаймы,
вполсилы, вполголоса, |
в
придачу, в прибавку, в рассрочку, в замену (но взамен), на вырост, в
насмешку, на выбор, на подбор, в наклон |
Раздельное написание наречий, образованных от существительных
Правила |
Примеры |
Исключения |
1.Если
приставка оканчивается на согласную и существительное начинается с гласной |
без
оглядки, без умолку, без отказа, без устали, в отместку, в охапку |
- |
2.Если
в состав наречия входит существительное, сохранившее некоторые падежные формы |
за
границей, под мышкой |
наизнанку,
поодиночке, вмиг, наспех |
3.Если
наречие включает приставку в-, на-, и существительное, оканчивающееся на -ах |
на
четвереньках, в головах, на глазах |
впотьмах,
впопыхах, второпях, вгорячах, впросонках |
Примечание: Пишутся, как
правило, раздельно наречия, образованные от сочетаний с предлогами без,
до: без толку, до упаду, до зарезу
IV. Тренировочные упражнения.
Задание 1 (выполняем в Листке контроля или в тетради)
- Образуйте от данных прилагательных наречия, выделите
орфограмму по образцу:
Образец: где – нигде (без удар.), негде (под удар.); русский – по-русски
Зимний, осенний, хороший, лисий,
французский, африканский, третий, десятый, куда, откуда, как, новый, пустой,
боевой.
- С двумя любыми наречиями составьте и
запишите словосочетания.
Задание 2(выполняем в Листке контроля или в тетради)
- Раскройте скобки:
(Во)время
урока, приехать (во)время; прочитать (в)первые, (в)первые минуты; одеться
(по)зимнему, (по)зимнему небу; (с)начала урока, начать (с)начала; (в)начале
подумай, (в)начале статьи; подняться (на)верх, спуститься (с)верху, (на)верх
дерева; (в)глубь леса, нырнуть (в)глубь; (по)видимому отрезку шоссе;
(по)видимому, не успеть; (во)вторых санях, (во)первых, прочти, (во)вторых,
подумай; (в)дали летели, (в)дали голубой; шел (на)встречу, (на)встречу с
друзьями; сделать (на)зло, врагам, ответить (на)зло добром; сесть (на)конец
скамейки, (на)конец все встали.
(По)немецки,
(в)двое, (на)всегда, (с)размаху, (на)бок, (шиворот)навыворот, точь(в)точь, (в)плотную,
(на)ходу, (на)изусть, (на)память, (с)позаранку, (давным)давно, (как)никак, (кое)где,
(в)рукопашную, (без)устали, (под)мышки, (во)первых, (крест)накрест, (ис)подтишка,
(на)славу, (на)против, (в)миг, (в)полголоса, (по)просту, (по)моему, (по)маленьку,
(по)прежнему.
V. Подведение итогов
- Какие правила, связанные с правописанием
наречий, показались тебе самыми трудными?
-
Повтори их ещё раз, воспользовавшись материалами урока или учебным
видеороликом.
VI. Домашнее задание:
выучить
правила, связанные с правописанием наречий (см. видеоролик и таблицы урока)
Желаю успеха!
Лист контроля
10-А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
30.03.2023 Русский язык
Тема: Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.
Задание 1.
- Образуйте от данных
прилагательных наречия, выделите орфограмму по образцу:
Образец: где – нигде (без удар.), негде (под удар.); русский – по-русски
Зимний |
|
осенний |
|
хороший |
|
лисий |
|
французский |
|
африканский |
|
третий |
|
десятый |
|
куда |
|
откуда |
|
как |
|
новый |
|
пустой |
|
боевой |
|
- 2 словосочетания:
Задание 2.
-
Раскройте скобки:
(Во)время
урока, приехать (во)время; прочитать (в)первые, (в)первые минуты; одеться
(по)зимнему, (по)зимнему небу; (с)начала урока, начать (с)начала; (в)начале
подумай, (в)начале статьи; подняться (на)верх, спуститься (с)верху, (на)верх
дерева; (в)глубь леса, нырнуть (в)глубь; (по)видимому отрезку шоссе;
(по)видимому, не успеть; (во)вторых санях, (во)первых, прочти, (во)вторых,
подумай; (в)дали летели, (в)дали голубой; шел (на)встречу, (на)встречу с
друзьями; сделать (на)зло, врагам, ответить (на)зло добром; сесть (на)конец
скамейки, (на)конец все встали.
(По)немецки,
(в)двое, (на)всегда, (с)размаху, (на)бок, (шиворот)навыворот, точь(в)точь, (в)плотную,
(на)ходу, (на)изусть, (на)память, (с)позаранку, (давным)давно, (как)никак, (кое)где,
(в)рукопашную, (без)устали, (под)мышки, (во)первых, (крест)накрест, (ис)подтишка,
(на)славу, (на)против, (в)миг, (в)полголоса, (по)просту, (по)моему, (по)маленьку,
(по)прежнему.
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий