среда, 29 марта 2023 г.

 30.03.2023. 11-А класс. Русский язык

11-А класс

Дата: 30.03.2023

Тема: Подготовка к ЕГЭ. Написание сочинения по прочитанному тексту

Цель урока: вспомнить структуру сочинения в формате ЕГЭ, тренироваться в определении проблемы текста, позиции автора текста, учиться подбирать примеры-иллюстрации из текста и художественной литературы для аргументации своей точки зрения.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, дорогие ребята! В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения.

Напоминаю: все задания выполняем в тетрадях, они обязательно будут проверены, когда вернемся к нормальной форме обучения. Оценки за их выполнение будут выставлены в журнал! Ничего фотографировать и присылать мне на электронную почту пока не нужно.

- Если у вас возникнут вопросы, нужна будет моя консультация – звоните по телефону (мой номер: 071-382-45-60) или присылайте вопросы на электронный адрес: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

II. Работа над темой урока.

Задания № 26-27 (вариант 3)

1)                 Пройди по ссылке и познакомься со структурой сочинения, опорными словами (речевыми клише) и другими материалами, которые понадобятся при выполнении задания № 27 в ЕГЭ-2023 по русскому языку.

Напоминаю: задание № 27 проверяет ваши умения правильно формулировать и выражать собственные мысли при написании сочинения

Задание № 27:

https://docs.google.com/document/d/1zgBaLjim-V94wD8HLtZxMGCJj2ftxlsL/edit?usp=share_link&ouid=107502458731091919357&rtpof=true&sd=true

2)                 В тетради выполни задание № 26 для текста из 3 варианта, которое мы не успели доделать в классе.

3)                 Пользуясь справочными материалами, с которыми познакомились по ссылке, напишите в тетради сочинение в формате ЕГЭ по тексту из варианта № 3. Особое внимание обратите на структуру вашего сочинения: проверьте все ли пункты плана раскрыли. Посчитайте количество слов в написанном сочинении и запишите в конце работы.

                                       Вариант № 3

      (1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

      – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

      (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

      (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

      (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

      (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

      (25)Мальчишка разбил стекло.

      – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

      (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

      (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

      (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

      (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

      (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

      (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

       (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

      (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

                                                            (По Ф.А. Вигдоровой)

Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) – советская писательница, журналист.

 

26. «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29-30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17-18, 28-29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

 

Список терминов:   1) вводное слово                   5) противопоставление

                                   2) книжная лексика               6) разговорная лексика

                                   3) анафора                              7) синонимы

                                   4) олицетворение                   8) эпитет        

                                   9) сравнительный оборот

 

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

                                              Материалы в помощь:

1. Проблема текста: Проявление трусости в повседневной жизни

1. Позиция автора: Мужество необходимо не только в экстремальных ситуациях, но и в обычных житейских делах. Ведь мужество - это преодоление страха, и только мы все в ответе за то, что происходит вокруг нас.

1. Аргументы из художественной литературы:

      - В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат оказался жертвой своей собственной трусости. Перед ним стоял выбор: прислушаться к разуму или к сердцу, спасти бедного философа Иешуа или обречь его на смертную казнь, сохранив авторитет и равновесие в городе. Страх перед Синендрионом и первосвященником Каифой оказался сильнее собственной воли и желания спасти невиновного. Из-за малодушия, страха Игемона перед своим будущим, Га-Ноцри подвергается несправедливой расправе. После казни Понтий Пилат мучается угрызениями совести и не находит душевного покоя целых две тысячи лет.

      - Главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», несмотря на его противоречивость и неоднозначность, можно вполне назвать трусливым человеком. Евгений мог с легкостью отказаться от дуэли со своим близким товарищем, Владимиром Ленским, но не стал этого делать. Он, как светский человек, своим отказом от дуэли побоялся поколебать уважение общества. Главный герой не смог выставить себя в светских кругах слабым, безвольным человеком, испугавшимся боя. Он не хотел быть объектом насмешек и сплетен. Собственно, из-за его трусости перед обществом погиб совсем еще человек. Сам Евгений не умел простить себе это, поэтому не обрел в жизни счастья.

      - В произведениях русской и зарубежной художественной литературы множество примеров истинного и ложного мужества. Вспомним роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” и Николая Ростова, одного из главных героев. В одном из первых сражений он бросил во француза свой пистолет и сбежал с поля боя, но при этом он имел мужество признаться самому себе в том, что струсил. Читая об этом, мы понимаем, что причина совершенного поступка в большей степени в неопытности, в отсутствии каких-либо представлений о войне, а не в трусости. В дальнейших же сражениях Николай Ростов проявлял смелость и мужество, всегда был верен Отечеству. Он оставался мужественным не только на войне, но и в обычной жизни, это доказывает эпизод, когда Николай Ростов не побоялся признаться отцу в том, что он проиграл в карты большую сумму денег, он раскаялся и решил ограничивать себя во всём, чтобы быстрее вернуть долг родителю. Из всего вышесказанного мы понимаем, что Николай Ростов был поистине мужественным человеком и оставался таковым в любой ситуации.

       - В повести В. Быкова «Сотников» антипод главного героя – Рыбак, струсив, соглашается вступить в ряды полицаев – приспешников оккупантов. Надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд, он заключил сделку с совестью. «Появилась возможность жить – это главное. Всё остальное – потом» — рассуждал партизан. Совершенно не задумываясь о дальнейшей судьбе своей Родины, он делает всё, чтобы выжить. Выжить любой ценой. В нем не просыпается чувство патриотизма, долга и ответственности перед отечеством. Рыбак потерял веру, не сумел принять страдания за свой народ, как это сделал Сотников. Постыдное малодушие и трусость – вот основные черты этого героя, которые привели его к нравственному падению.

       - Главный герой повести В. Распутина «Живи и помни» также не справляется с тяжелым периодом войны. Он дезертирует с фронта. Проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех тех, ради кого и уходил воевать: жену Настену и ребенка, которого они так долго ждали. И девушка, чья душа слишком чиста и невинна, не выдерживает тяжести, свалившейся на ее хрупкие плечи. Глубокая нравственность и духовная сила не позволяют ей скрывать дезертира, предавать Родину вместе с ним. И она уходит под воды Енисея с еще не родившимся ребенком.

2. Проблема текста: Проявление малодушия

2. Позиция автора: Люди опасаются негативных для себя последствий, поэтому проявляют малодушие там, где уместнее было бы не промолчать.

2. Аргументы из художественной литературы:

      - Как по-разному ведут себя герои в непростых ситуациях, рассказывает повесть «Чучело» В.Железникова. Дима Бессольцев оказался предателем из-за нежелания выглядеть в глазах учителя трусом. А вот кто прошел жизненные испытания с честью и еще преподал уроки человечности своим сверстникам, так это Лена Бессольцева, которая сначала взяла вину Димы на себя, а затем не стала участвовать в его травле.
       - Например, в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" робкая и тихая Татьяна набралась мужества и призналась в своих чувствах Евгению. Даже несмотря на то, что в те времена считалось позором девушке первой рассказывать о своих чувствах мужчине. Она смогла преодолеть себя. Что доказывает, что мужество необходимо в житейских ситуациях и ему место быть.

       - М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Бывает так, что человек не желает признавать свою ошибку. Причиной может быть тоже упрямство или излишние самолюбие, но в любом случае неумение признавать свою неправоту – признак слабости, плата за которую, как правило, довольно высока. Вот и в романе Грушницкий сначала не смог усмирить зависть по отношению к успеху друга, из-за чего решил распространять малоприятные сплетни о товарище и их общей знакомой. В итоге возникший конфликт решили урегулировать на поединке. Здесь юнкер не мог опозориться, потому подменил оружие соперника лишь для того, чтобы унизить его и одержать победу легким путем. Но об этой махинации узнал Печорин и на дуэли поставил Грушницкого перед выбором: либо тот признает свою ошибку, либо избегает объяснений, погибнув. Если бы юнкер извинился, Григорий бы простил его, а сам Грушницкий стал бы в разы сильнее после такой победы над собой. Но он струсил перед обществом и предпочел быть убитым. Признавать свои ошибки сложнее, чем кажется, но это необходимо сделать. Важно не позволить какому-либо страху одержать верх над собой, ведь из-за такого момента слабости страх превратится в трусость, тогда жить будет очень сложно.

                                             Желаю успеха! Берегите себя!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)