вторник, 28 марта 2023 г.

 29.03.2023. 10-А класс. Литература

10-А класс

Дата: 29.03.2023

Тема: А. П. Чехов. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни 

Цель: познакомиться с рассказами А.П.Чехова; развивать умение видеть художественное своеобразие чеховских рассказов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дорогие ребята!

      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения.

     Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 10-А. 29.03. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 29.03. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (Дистанционное обучение), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      10-А. 29.03. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 29.03. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и выслать мне на почту.

      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.

     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем, ох, как пригодится!

      Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это экономит время учителя!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

II. Постановка темы урока

— Всё творчество А. П. Чехова есть призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Уже в ранних юмористических рассказах А. П. Чехов рассматривал разнообразные виды «ложных представлений» — стереотипы жизненных программ, стандартов, по которым строится всё поведение человека. Но позже писатель найдёт для этого явления точную и ёмкую формулу — «футляр», т.е. жизнь без духовной свободы, отсутствие стремления к раскрепощению, духовному росту. Итак, тема сегодняшнего урока: «Трилогия А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни».

III. Работа над темой урока

1.      О создании А. П. Чеховым трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

— В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Общая нумерация свидетельствовала о том, что они составляют единую серию. Тремя рассказами эта задуманная автором серия не исчерпывалась. В письме к издателю от 28 сентября 1894 г. Чехов протестовал против того, что упомянутые три рассказа набираются в типографии для собрания сочинений, указывая, что они принадлежат «к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти лишь в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия».        Осуществить свой замысел писателю не удалось. Но в незаконченном виде серия рассказов представляет собой не простое собрание, но цикл, своеобразную трилогию, состоящую из частей, внутренне связанных между собой. Каждый из трёх главных героев — учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик Алёхин — рассказывает по одной истории; первый о своём знакомом — «человеке в футляре», второй — о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу», третий — о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье.

      Последовательность подчинена разрешению поставленных автором проблем. Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи добровольно заточают себя. Все рассказы построены по общей композиционной схеме — по принципу рассказ в рассказе: автор представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица. С помощью художественных деталей Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое отношение к ним.

2.      Работа с учебником

  - Повторите материал учебника «Маленькая трилогия» на с. 324-330 (напоминаю: чтение этих страниц было задано в качестве домашнего задания на сегодняшний урок).

 - Устно ответьте на вопросы № 1, 3, 4 на с.331

    3. Знакомство с рассказами «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

 - Пройдите по ссылкам и вспомните содержание рассказов:

      1) «Человек в футляре»:

      https://obrazovaka.ru/books/chehov/chelovek-v-futlyare

     2) «Крыжовник»:

     https://obrazovaka.ru/books/chehov/kryzhovnik

     3) «О любви»:

     https://obrazovaka.ru/books/chehov/o-lubvi

     4. Самоконтроль изученного материала (выполняем в Листе контроля или в тетради)

 - Опираясь на материал урока, статью учебника «Маленькая трилогия», содержание рассказов А.П. Чехова, ответьте на вопросы. Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы переписывать не надо.

Тестовый опрос

1. Запишите названия рассказов А.П.Чехова, которые вошли в серию под названием «Маленькая трилогия».

2. Назовите композиционную особенность всех трёх рассказов.

3. В каком году написаны рассказы серии?

4. Установите соответствие между героями и историями, которые они рассказывали:

1) «Человек в футляре»

а) Иван Иванович       

2) «Крыжовник»

б) Буркин        

3) «О любви»

в) Алехин

5. Рассказ «Человек в футляре». Беликов преподавал:

а) английский язык        б) греческий язык        в) французский

6. Любимая поговорка Беликова:

а) черт побери        б) как бы чего не вышло        в) нет худа без добра

7. Спальня Беликова напоминала

а) ящик        б) сарай        в) подвал

8. Привычка Беликова:

а) спать, укрывшись с головой        б) спать с открытым окном

                                в) на ночь пить чай

9. От чего у Беликова помутилось в глазах:

а) девушка на велосипеде        б) девушка одна на вокзале

                                  в) Варенька хохотала

10. Рассказ «О любви». Чем, по мнению Алехина, русские люди украшают свою любовь?

А) Чрезмерной чувственностью;         Б) Роковыми вопросами;

В) Постоянными терзаниями;              Г) Заботой о любимом человеке.

11. Какое впечатление произвела Анна Алексеевна на Алехина?

А) Женщина ему очень не понравилась;

Б) Она показалась ему слишком гордой и чопорной;

В) Женщина заинтересовала его своим красноречием;

Г) Он почувствовал в ней что-то близкое и знакомое.

12. Почему Алехин не признавался Анне Алексеевне в любви?

А) Он боялся гнева ее мужа;

Б) Он думал о том, что не сможет дать ей интересную жизнь;

В) Он не хотел воспитывать чужих детей;

Г) Он не до конца был уверен в своих чувствах.

13. Рассказ «Крыжовник». О чем мечтал Николай Иваныч?

А) Получить высокую должность;      Б) О собственной усадьбе;

В) Жениться на богатой вдове;            Г) Выкупить кирпичный завод.

14. Что неприятно поразило Ивана Иваныча, когда он приехал к брату?

А) Николай Иваныч вел себя как барин, появилось огромное самомнение;

Б) Николай Иваныч лишился почти всего, что так долго копил;

В) Николай Иваныч снова женился на некрасивой женщине;

Г) Николай Иваныч хотел прогнать брата.

15. Установите соответствие между рассказами «Маленькой трилогии» и основной мыслью, которую высказывает Чехов:

1) «Человек в футляре»

а) когда все помыслы человека сосредоточены на собственности, вся жизнь уходит на приобретательство.

2) «Крыжовник»

б) живое чувство губят сами герои привычкой к «футлярному существованию.

3) «О любви»

в) герой является олицетворением государственной власти с её ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним.

16. Установите соответствие между рассказами «Маленькой трилогии» и их тематикой:

1) «Человек в футляре»

а) тема «футлярности», зацикленности человека на собственных меркантильных интересах, черствости по отношению к окружающим. 

2) «Крыжовник»

б) Тема «футлярности» в любви

3) «О любви»

в) тема «футлярности» как социального явления, заключающегося в боязни окружающего мира, мнительности, робости перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». 

IV.  Домашнее задание:

  Прочитать статью учебника «От Старцева к Ионычу» с. 331 – 333, рассказ А.П. Чехова «Ионыч» на сайте https://obrazovaka.ru/books/chehov/ionych 

Желаю успеха!

Лист контроля

10-А класс       ____________________________________________________________

                                               ФИО учащегося

 29.03.2022    Литература

 Тема: А. П. Чехов. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

  - Опираясь на материал урока, статью учебника «Маленькая трилогия», содержание рассказов А.П. Чехова, пройдите тест – заполните таблицу. Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал!

Тестовый опрос по «Маленькой трилогии»

1

 

6

 

11

 

2

 

7

 

12

 

3

 

8

 

13

 

4

 

9

 

14

 

5

 

10

 

15

 

Спасибо за работу!

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)