среда, 28 сентября 2022 г.

 28.09.2022. 9-А класс. Русский язык

9-А класс

Дата: 28.09.2022

Тема: Текст и его основные признаки. Особенности функционально-смысловых типов речи.

Цель урока: повторить сведения о тексте как синтаксической единице, его признаках; вспомнить основные типы речи и функциональные стили.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, дорогие ребята! Напоминаю: все задания выполняем в рабочих тетрадях, они обязательно будут проверены, когда вернемся к нормальной форме обучения. Оценки за их выполнение будут выставлены в журнал! Ничего фотографировать и присылать мне на электронную почту пока не нужно.

- Если у вас возникнут вопросы, нужна будет моя консультация – звоните по телефону (мой номер: 071-382-45-60) или присылайте вопросы на электронный адрес: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

II. Работа над темой урока.

  1. Постановка темы урока

 - Сегодня на уроке мы повторим сведения о тексте как синтаксической единице, его признаках; вспомним основные типы речи и функциональные стили.

 - Итак, записываем в тетрадях число и тему нашего урока:

Двадцать восьмое сентября

Дистанционное обучение

Текст и его основные признаки.

Особенности функционально-смысловых типов речи

     2. Просмотр видеоурока по изучаемой теме

- Материал нашего урока вам знаком. Но, к сожалению, в учебнике данная тема отсутствует, поэтому пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок:

    https://www.youtube.com/watch?v=xnFuxaeHJX8

     3. Обобщим материал:

      Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.

Признаки текста:

      1) предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.

      Тема текста – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

       Основная мысль текста -  это то главное, что хотел сказать автор текста.  

       Тема и основная мысль связаны между собой. Основная мысль может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Она (как и тема) может быть выражена в заголовке текста)

       2) Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой и основной мыслью определяется содержание текста.

      3) Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её. Наличие микротем в тексте обеспечивают его развернутость.

      4) завершенность и смысловая законченность, что обеспечивается раскрытием темы;

      5) у текста может быть заголовок, который отражает его тему   или основную мысль

      6) логическая связь частей, определенная их последовательность (структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение).

      7) связность (смысловая и грамматическая связь предложений в тексте обеспечивается интонацией; цепной и  параллельной связью предложений в тексте; средствами связи);

      8) стилевое единство, т.е. текст всегда оформляется в рамках определенного стиля речи.

     4. Работа в тетрадях

 Тестовый опрос

 - Опираясь на материал урока, который повторили, выполни тестовые задания. Вопросы переписывать не нужно, сразу пиши ответ:

1. Закончи фразу: «Группа предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль, - это…»

2. Установи соответствие между признаками текста и их характеристикой:

1) тематическое единство

А) интонация; виды структурной связи: цепная, параллельная; средства связи

2) развернутость

Б) соблюдение композиции, элементы структуры трех типов

3) последовательность

В) наличие подтем, микротем речи

4) связность

Г) единство темы и основной мысли

5) целостность

Д) исчерпанность раскрытия темы

6) завершенность

Е) единство композиционных и языковых средств

3. Установи соответствие между видами связи предложений в тексте и их значением:

1) цепная

А) Связь предложений в тексте, при которой они не сцепляются одно с другим, а сопоставляются.

2) параллельная

Б) Связь предложений в тексте, для которой характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением.

 4. Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте?

(1) … (2) Мир, который окружает человека, всегда включал природные явления, небо, звёзды. (3) Какое же место во всём этом занимает человек? (4) Ответы за всю историю существования наук менялись не раз. (5) Но какой бы новый ответ ни придумывали, он никогда не был окончательным. (6) … так и случилось, что подобные вопросы стали называть вечными (По А.В.Вильвовской).

А) Необычные природные явления не перестают удивлять людей.

Б) Взаимосвязь Земли и Солнца определяет все природные явления нашей планеты.

В) Одна из вечных проблем – место человека в мире.

Г) Невооружённым глазом ночью на небе при хороших условиях можно видеть одновременно более двух тысяч звёзд.

5. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

(1) … (2) Мир, который окружает человека, всегда включал природные явления, небо, звёзды. (3) Какое же место во всём этом занимает человек? (4) Ответы за всю историю существования наук менялись не раз. (5) Но какой бы новый ответ ни придумывали, он никогда не был окончательным. (6) … так и случилось, что подобные вопросы стали называть вечными (По А.В.Вильвовской).

А) Человек пытался придумать ответ на вопрос о своём месте в мире.

Б) Наука за долгую историю своего существования предлагала разные ответы на вопрос о месте человека в мире.

В) Человека окружает мир, в котором происходят разнообразные природные явления.

Г) Философские вопросы о месте человека в мире относится к разряду вечных.

6. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

(1) … (2) Мир, который окружает человека, всегда включал природные явления, небо, звёзды. (3) Какое же место во всём этом занимает человек? (4) Ответы за всю историю существования наук менялись не раз. (5) Но какой бы новый ответ ни придумывали, он никогда не был окончательным. (6) … так и случилось, что подобные вопросы стали называть вечными (По А.В.Вильвовской).

А) Человек должен бережно относиться к окружающему его миру.

Б) Человек близок к разгадке своего места в мире.

В) Так и не найден окончательный ответ на вопрос о месте человека в мире.

Г) В вечных вопросах нет смысла, так как никогда нельзя найти окончательного ответа.

7. Укажите функционально-смысловой тип речи данного текста.

(1) … (2) Мир, который окружает человека, всегда включал природные явления, небо, звёзды. (3) Какое же место во всём этом занимает человек? (4) Ответы за всю историю существования наук менялись не раз. (5) Но какой бы новый ответ ни придумывали, он никогда не был окончательным. (6) … так и случилось, что подобные вопросы стали называть вечными (По А.В.Вильвовской).

А) описание

Б) повествование

В) рассуждение

8. Определите стиль приведённого текста.

(1) … (2) Мир, который окружает человека, всегда включал природные явления, небо, звёзды. (3) Какое же место во всём этом занимает человек? (4) Ответы за всю историю существования наук менялись не раз. (5) Но какой бы новый ответ ни придумывали, он никогда не был окончательным. (6) … так и случилось, что подобные вопросы стали называть вечными (По А.В.Вильвовской).

А) художественный

Б) научный

В) разговорный

Г) официально-деловой

Д) публицистический

9. Каким типом грамматической связи связаны предложения в тексте?

(1) … (2) Мир, который окружает человека, всегда включал природные явления, небо, звёзды. (3) Какое же место во всём этом занимает человек? (4) Ответы за всю историю существования наук менялись не раз. (5) Но какой бы новый ответ ни придумывали, он никогда не был окончательным. (6) … так и случилось, что подобные вопросы стали называть вечными (По А.В.Вильвовской).

А) цепная

Б) параллельная.

 IV. Подведение итога урока. 

                                                         Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)