29.03.2023.10-А класс. Русский язык
10-А класс
Дата: 29.03.2023
Тема: Правописание наречий.
Цели урока:
1) повторить орфограммы, связанные с правописанием наречий; формировать
умения находить в наречиях изучаемую орфограмму и правильно писать их;
2) расширять словарный запас за счет
употребления в речи наречий.
Ход
урока
I.
Организационный
момент
Дорогие
ребята!
В ближайшее время нам придётся работать в
дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал;
опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять
практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения
нужно учить обязательно!
Для организации контроля и оценивания письменно
выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока,
и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
Файл
подписать: 10-А. 29.03. Иванов А., где 10-А – ваш
класс; 29.03. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Можно выполнять задания в тетради,
записав дату, вид работы (Дистанционное обучение), тему урока. Вопросы для
ответов в тестах переписывать не нужно. Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы:
подчёркивать вставленные буквы и раскрытые скобки. После того, как справились с
заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное
вами было хорошо видно, подписать:
10-А. 29.03. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 29.03. – дата урока;
Иванов А. – ваша фамилия, и выслать мне на почту.
Но
проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать
учителю на электронную почту.
Это
экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и
т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную
грамотность. В будущем, ох, как
пригодится!
Все работы будут проверены и оценки
выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан
вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной
работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно
подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это
экономит время учителя!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать
в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие
оценки.
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
II.
Актуализация
изученного материала
- На прошлом уроке мы повторили с вами общее
значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Вспомните:
1.Что обозначает
наречие?
2. На какие
вопросы отвечает наречие?
3. На какие
разряды делятся наречия?
4. Какой морфемы
нет у наречий, почему?
6.Какую синтаксическую
роль выполняют наречия в предложении?
-
В случае затруднений можно обратиться к материалам прошлого урока.
III.
Постановка темы.
Задание 1. (выполняем в Листке контроля или в тетради)
Л.Успенский назвал наречия «живыми ископаемыми». Многие наречия
произошли от исчезнувших, ушедших из речи слов. Давайте вспомним некоторые из
них (запишите наречия, в состав которых входят устаревшие слова):
Чек (стража, ожидание) -…
Бекрень (бок) -…
Нарок (намерение) -…
Догонка (погоня) -…
Торопь (поспешность) -…
Храп (сила) - …
Прек (спор, препятствие, запрет) -…
Дребезг (осколок, черепок) -…
Тло (дно, основание) -…
Обум (зря, наудачу) -…
Утрь (внутренность) - …
Стежь (крюк)-…
- Я уверена, для того чтобы правильно написать
наречия из предыдущего упражнения, вы обращались к орфографическому словарю. И это неудивительно: наречие – одна из
самых трудных частей речи в плане правописания. Вот сегодня на уроке мы повторим орфограммы, связанные с правописанием наречий. Тема
нашего урока: «Правописание НЕ
с наречиями», «Правописание О, Е, Ь на конце наречий», «Правописание суффиксов
О, А на конце наречий».
III. Повторение пройденного
материала
1.
Просмотр видеоурока
- Пройди по ссылке и вспомни правила,
связанные с правописанием наречий:
https://drive.google.com/file/d/1RvP6-KxJ1JfLnZ9FJut-UkmSNbxjOnsq/view?usp=share_link
1.
Работа с Материалом для справок
- Если нет
возможности посмотреть видеоурок, повтори правила из Материала для
справок:
Особенности правописания НЕ с наречиями на -О/-Е В
русском языке выделяют слитное и раздельное написание НЕ с наречиями
на о, е. Слитное написание:
Раздельное написание:
|
Правописание суффиксов О, Е после шипящих в наречиях Написание
букв о, е на конце наречий после шипящих зависит от того, на какой
слог приходится в слове ударение:
Исключение, когда под
ударением пишется -ё – слово ещё. |
Особенности правописания Ои А на конце наречий В
русском языке правописание букв о и а на конце наречий зависит
от того, с какой приставкой пишется слово:
Проверить
можно, подставив вместо наречия слово окно: какое окончание у слова окно,
такой суффикс будет и у наречия. Например: издавна пишется так же, как из окна, а налево пишется
так же, как в окно |
Когда пишется мягкий знак на конце наречий? Мягкий
знак после шипящих на конце наречий всегда пишется после букв ч и
ш. Примеры наречий с мягким знаком после шипящих: навзничь, сплошь,
наотмашь, точь-в-точь. Мягкий
знак на конце наречий не пишется, если слово оканчивается на букву ж.
Таких слов в русском языке только три и их нужно запомнить: уж, замуж,
невтерпеж (просторечное). Исключение
при написании буквы Ь на конце наречий после буквы ж – слово настежь,
которое пишется с мягким знаком. |
IV. Тренировочные упражнения.
Задание 1. (выполняем в Листке контроля или в тетради)
- Спишите, вставьте
суффиксы – О или – А на конце наречий, суффиксы подчеркните. С двумя любыми
словосочетаниями составьте и запишите предложения:
Поворот
слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк...
переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн...,
друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор...
позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., посмотреть искос...,
расположиться справ..., запереть наглух..., взглянуть влев..., доходчив...
об...яснить, сначал... выслушать.
Задание 2. (выполняем в Листке контроля или в тетради)
- Спишите, раскройте скобки,
орфограмму подчеркните:
Взлететь (не) высоко. Находился
(не) далеко, а близко. Рассказывал вовсе (не) интересно. Писать (не) брежно.
Спросить (не) громко, а тихо. (Не) медленно принять меры. Поступил (не) лепо.
Говорил далеко (не) ласково. Пришить пуговицу (не) крепко, а слабо.
V. Домашнее задание:
выучить
правила из материала для справок
Желаю успеха!
Лист контроля
10-А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
29.03.2023 Русский язык
Тема: Правописание наречий.
Задание 1.
Л.Успенский назвал наречия
«живыми ископаемыми». Многие наречия произошли от исчезнувших, ушедших из речи
слов. Давайте вспомним некоторые из них (запишите наречия, в состав которых
входят устаревшие слова):
Чек (стража, ожидание) -…
Бекрень (бок) -…
Нарок (намерение) -…
Догонка (погоня) -…
Торопь (поспешность) -…
Храп (сила) - …
Прек (спор, препятствие, запрет) -…
Дребезг (осколок, черепок) -…
Тло (дно, основание) -…
Обум (зря, наудачу) -…
Утрь (внутренность) - …
Стежь (крюк)-…
Задание 2.
- Спишите, вставьте
суффиксы – О или – А на конце наречий, суффиксы подчеркните. С двумя любыми
словосочетаниями составьте и запишите предложения:
Поворот слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух...,
изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить
докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл...,
наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., посмотреть
искос..., расположиться справ..., запереть наглух..., взглянуть влев...,
доходчив... об...яснить, сначал... выслушать.
Предложение
1:
Предложение
2:
Задание 3.
- Спишите, раскройте скобки,
орфограмму подчеркните:
Взлететь (не) высоко. Находился (не) далеко, а близко. Рассказывал
вовсе (не) интересно. Писать (не) брежно. Спросить (не) громко, а тихо. (Не)
медленно принять меры. Поступил (не) лепо. Говорил далеко (не) ласково. Пришить
пуговицу (не) крепко, а слабо.
Спасибо
за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий