06.10.2022. 9-А класс. Русский язык
9-А
класс
Дата: 06.10.2022
Тема: Способы сжатия текста. Сжатое изложение
Цель урока: повторить сведения о способах сжатия текста, развивать
навыки использования разных способов сжатия текста при написании изложения
Ход урока
I. Организационный
момент
- Добрый день, дорогие ребята! Напоминаю: все задания выполняем в рабочих тетрадях, они
обязательно будут проверены. Тетради соберу на следующей неделе – о дне сообщу
позже. Оценки за выполнение работ на дистанции будут выставлены в журнал!
Ничего фотографировать и присылать мне на электронную почту пока не нужно.
- Если у вас возникнут вопросы, нужна будет моя
консультация – звоните по телефону (мой номер: 071-382-45-60) или присылайте
вопросы на электронный адрес: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
II. Работа над темой урока.
- Постановка
темы урока
- Сегодня на уроке мы повторим
сведения о способах сжатия текста, будем тренироваться в использовании разных
способов сжатия при написании изложения.
- Итак, записываем в тетрадях число и тему
нашего урока:
Шестое октября
Дистанционное обучение
Способы сжатия текста. Сжатое изложения
2. Просмотр видеоурока по изучаемой теме
- Материал
нашего урока вам знаком. Но, к сожалению, в учебнике данная тема отсутствует,
поэтому пройдите по ссылке и посмотрите видеоуроки:
https://www.youtube.com/watch?v=jIzScRDw4FQ
https://www.youtube.com/watch?v=RpEQCjL55HE
3. Выделим главное – то, что нужно
запомнить:
- Самое главное после прочтения
текста для изложения - это понять тему, идею текста.
Текст – группа предложений,
объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны
по смыслу и при помощи языковых средств связи.
Тема – то, о чём говорится в
тексте.
Идея - передаёт отношение автора к предмету речи, его
оценку изображаемого: мы отвечаем себе
на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел
выразить?»
Микротема – часть одной общей темы. Вокруг микротемы
группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем
- Определим самое важное, что необходимо для
написания качественного сжатого изложения:
1) Точно передать
ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.
2)
Отразить все важные для его восприятия микротемы.
3)
Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.
4) Выдержать
нормированное количество слов – не менее 70.
- Мы можем сжать текст следующими
способами:
ИСКЛЮЧЕНИЕ подробностей и деталей |
ОБОБЩЕНИЕ конкретных, единичных явлений |
УПРОЩЕНИЕ синтаксических
структур |
-
исключение повторов слов или словосочетаний; - исключение
одного или нескольких из синонимов; -
исключение уточняющих и поясняющих конструкций; - исключение фрагмента предложения, некоторых
однородных членов предложения; - исключение одного или нескольких предложений; - исключение предложений с описаниями и
рассуждениями |
- замена однородных членов обобщающим наименованием - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с бобщающим значением
|
- слияние нескольких
предложений в одно; - замена предложения или его
части указательным местоимением; - замена сложноподчиненного
предложения простым; - замена фрагмента предложения
синонимичным выражением
|
4. Работа в тетрадях
-
А теперь отработаем этапы работы над изложением с применением разных способов
сжатия текста.
-
Прочитайте текст:
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они
сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а
бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и
поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь
значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли
плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему
журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с
нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых,
вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и
надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней
должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать
Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не
забывать Время.
- О чём этот текст? Определите его тему,
придумайте название. Заголовок
запишите.
- Сколько в тексте абзацев ? Помните, что количество микротем
(узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев. В данном
тексте 3 абзаца – 3 микротемы.
- Сформулируйте и запишите на черновиках тезисы каждой микротемы, подчеркните самые
важные, ключевые слова. Эти записи вы
используете для составления плана текста.
- Составьте и запишите в тетради план
данного текста:
План
- Теперь, следуя моим
советам, сжимаем содержание каждого абзаца и записываем на черновике, заменяя повторы местоимениями, синонимами. Не
забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в
предложениях. То есть обеспечиваем связность, логичность текста.
Редактируем 1 абзац:
Исключаем одно из
прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств
места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье
предложение.
Редактируем 2 абзац:
Упрощаем: из трёх
предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством,
выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на
«чистоту мира».
Редактируем 3 абзац:
Исключаем последнее
предложение абзаца как повторяющее мысль первого.
- Прочитайте полученное сжатое
изложение. Проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.
- Перепишите полученный текст в
тетрадь.
IV. Подведение итога урока.
- А теперь вспомним все этапы работы над
текстом и составим вместе алгоритм.
1.
Определяем тему и формулируем
основную мысль.
2.
Определяем структуру текста.
3.
Выделяем микротемы (узкие темы
текста).
4.
Отбираем в каждой микротеме
основную и второстепенную информацию.
Подчеркиваем основную информацию.
5.
Записываем тезисы каждой
микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный
конспект или план.
6.
Исключаем подробности, детали,
обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.
7.
Объединяем микротемы «связочными
словами».
8.
Проверяем, передана ли авторская
идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий