среда, 5 октября 2022 г.

 06.10.2022. 9-А класс. Русский язык

9-А класс

Дата: 06.10.2022

Тема: Способы сжатия текста. Сжатое изложение

Цель урока: повторить сведения о способах сжатия текста, развивать навыки использования разных способов сжатия текста при написании изложения

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, дорогие ребята! Напоминаю: все задания выполняем в рабочих тетрадях, они обязательно будут проверены. Тетради соберу на следующей неделе – о дне сообщу позже. Оценки за выполнение работ на дистанции будут выставлены в журнал! Ничего фотографировать и присылать мне на электронную почту пока не нужно.

- Если у вас возникнут вопросы, нужна будет моя консультация – звоните по телефону (мой номер: 071-382-45-60) или присылайте вопросы на электронный адрес: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

II. Работа над темой урока.

  1. Постановка темы урока

 - Сегодня на уроке мы повторим сведения о способах сжатия текста, будем тренироваться в использовании разных способов сжатия при написании изложения.

 - Итак, записываем в тетрадях число и тему нашего урока:

Шестое октября

Дистанционное обучение

Способы сжатия текста. Сжатое изложения

      2. Просмотр видеоурока по изучаемой теме

- Материал нашего урока вам знаком. Но, к сожалению, в учебнике данная тема отсутствует, поэтому пройдите по ссылке и посмотрите видеоуроки:

            https://www.youtube.com/watch?v=jIzScRDw4FQ

            https://www.youtube.com/watch?v=RpEQCjL55HE

3.      Выделим главное – то, что нужно запомнить:

      -  Самое главное после прочтения текста для изложения - это понять тему, идею текста.

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Идея  передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого: мы отвечаем себе  на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»

Микротема –  часть одной общей темы. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем

      -  Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:

1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.

2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.

3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.

4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.

- Мы можем сжать текст следующими способами:

ИСКЛЮЧЕНИЕ

подробностей и деталей

ОБОБЩЕНИЕ

конкретных,

единичных явлений

УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур

-  исключение повторов слов или словосочетаний;

-  исключение одного или нескольких из синонимов;

-  исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

-  исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;

-  исключение одного или нескольких предложений;

-  исключение предложений с описаниями и рассуждениями

-  замена однородных членов

обобщающим наименованием

-  замена предложения или

его части определительным

или отрицательным

местоимением с бобщающим

значением

 

 

 

-  слияние нескольких предложений в одно;

-  замена предложения или его части указательным местоимением;

-  замена сложноподчиненного предложения простым;

-  замена фрагмента предложения синонимичным выражением

 

     4. Работа в тетрадях

 - А теперь отработаем этапы работы над изложением с применением разных способов сжатия текста.

 - Прочитайте текст:

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

- О чём этот текст? Определите его тему, придумайте название. Заголовок запишите.

- Сколько в тексте  абзацев ? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев. В данном тексте 3 абзаца – 3 микротемы.

- Сформулируйте и запишите на  черновиках  тезисы каждой микротемы, подчеркните самые важные, ключевые слова.  Эти записи вы используете для составления плана текста. 

- Составьте и запишите в тетради план данного текста:

План

- Теперь, следуя моим советам, сжимаем содержание каждого абзаца и записываем на черновике, заменяя повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях. То есть обеспечиваем связность, логичность текста.

Редактируем 1 абзац:

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение.

 Редактируем 2 абзац:

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира».

Редактируем 3 абзац:

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого.

- Прочитайте полученное сжатое изложение. Проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.

- Перепишите полученный текст в тетрадь.

IV. Подведение итога урока. 

-  А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.

1.        Определяем тему и формулируем основную мысль.

2.        Определяем структуру текста.

3.        Выделяем микротемы (узкие темы текста).

4.        Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную  информацию. Подчеркиваем  основную информацию.

5.        Записываем тезисы каждой микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.

6.        Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.

7.        Объединяем микротемы «связочными словами».

8.        Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.

Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)