четверг, 6 октября 2022 г.

 06.10.2022. 10-А класс. Русский язык

Дорогие ребята!

      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения нужно учить обязательно!

     Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 10-А. 06.10. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 06.10. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы: подчёркивать вставленные буквы и раскрытые скобки. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      10-А. 06.10. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 06.10. – дата урока; Иванов А. – ваша фамили ,  и выслать мне на почту.

      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.

     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем, ох, как пригодится!

      Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это экономит время учителя!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 06.10.2022

Тема: Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Цель урока: вспомнить, на какие группы делится лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного употребления; тренироваться в правильном употреблении заимствованных слов.

                                                  Ход урока

I.         Актуализация изученного материала

- Вспомним материал прошлого урока. Устно ответь на вопросы:

 1. На какие группы слов по значению делятся все слова в языке?

 2. Что такое синонимы?

 3. Что такое омонимы?

 4. Что такое антонимы?

 5. Что такое паронимы?

            6. На каких лексических явлениях основаны лингвистические анекдоты:

·         К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем!

·         В парикмахерской:

 - Вы можете меня побрить?

 - Да, но только «Невой».

 - Да я и не вою. 

·         Как сделать заливное из осетрины? Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр. 

Задание 1 (выполняем в Листе контроля)

     - Исправьте речевые ошибки. Выделенные слова замените подходящими по смыслу паронимами. Если задание выполняете в тетради, то записывайте предложения сразу в исправленном виде:

1. Узнал! – сказала Наталья, в представлении которой, как и каждой матери, её ГОДОВОЙ сын был уже сознательным человеком. 

2. Настали ГОРЯЩИЕ дни выпускных экзаменов. 

3. Алёша считал себя в эту минуту большим ДИПЛОМАНТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».

4. На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из которого он за лето сильно вырос. 

II.      Постановка темы, целей урока

- Лексический состав языка непостоянен, находится в непрерывном движении: одни слова «умирают» по тем или иным причинам, другие «рождаются». Сегодня на уроке мы рассмотрим лексику с точки зрения её происхождения, активного и пассивного употребления.

    II. Повторение ранее изученного материала

1.      Просмотр видеоурока

- Тему сегодняшнего урока вы изучали в 5-7 классах. Предлагаю вспомнить изученное, расширить и углубить свои знания. Пройдите по ссылке и повторите материал:

         https://www.youtube.com/watch?v=H3TM7JF5SAM&t=78s

2.      Работа с учебником

- Закрепи увиденное и услышанное. Открой учебник на с. 56.  Познакомься с теоретическими сведениями на голубом фоне с восклицательным знаком на с. 56-60.

     III. Практическое закрепление полученных знаний

Задание 2 (выполняем в Листе контроля)

- Слова из материала «Для справок» распределите в 2 колонки таблицы. В случае затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:

Активный словарный запас (общеупотребительные слова)

Пассивный словарный запас (историзмы, архаизмы, неологизмы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для справок:  дорога, небо, ветер, солнце, луна, дерево, цветок, облако, опричник, армяк, стрельцы, брадобрей, одр, шутка, ланиты, брокер, бабушка, маклер, компьютер, царь,  ратный, драгие, лях, читает, розовый, вече, менеджер, парикмахер, говорить

Задание 3 (выполняем в Листе контроля)

 - Пользуясь словарями иностранных слов, среди предложенных найдите заимствованные слова. Выделите их другим цветом (любым, кроме красного) или подчеркните. Если работаете в тетради, то выпишите заимствованные слова:

Дайджест, космодром, опричник, вече, гардероб, менталитет, зодчий, дюжина, кантата, романс, урядник, дилемма, благородный, менеджер, кастинг, китч, меню, субботник, ланиты, арба, синтаксис, фонетика, музей, алфавит, мэр, колледж, хобби, тулуп.

 - С 3 заимствованными словами составьте и запишите предложения.

      IV. Домашнее задание

1)        Выучить определения: исконно русская и заимствованная лексика; активный и пассивный словарный запас; диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, историзмы, неологизмы.

Желаю успеха!

                                                                    Лист контроля

10 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

06.10.2022    Русский язык

 Тема: Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Задание 1

     - Исправьте речевые ошибки. Выделенные слова замените подходящими по смыслу паронимами. Если задание выполняете в тетради, то записывайте предложения сразу в исправленном виде:

1. Узнал! – сказала Наталья, в представлении которой, как и каждой матери, её ГОДОВОЙ сын был уже сознательным человеком. 

2. Настали ГОРЯЩИЕ дни выпускных экзаменов. 

3. Алёша считал себя в эту минуту большим ДИПЛОМАНТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».

4. На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из которого он за лето сильно вырос. 

Задание 2

- Слова из материала «Для справок» распределите в 2 колонки таблицы. В случае затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:

Активный словарный запас (общеупотребительные слова)

Пассивный словарный запас (историзмы, архаизмы, неологизмы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для справок:  дорога, небо, ветер, солнце, луна, дерево, цветок, облако, опричник, армяк, стрельцы, брадобрей, одр, шутка, ланиты, брокер, бабушка, маклер, компьютер, царь,  ратный, драгие, лях, читает, розовый, вече, менеджер, парикмахер, говорить

Задание 3

 - Пользуясь словарями иностранных слов, среди предложенных найдите заимствованные слова. Выделите их другим цветом (любым, кроме красного) или подчеркните. Если работаете в тетради, то выпишите заимствованные слова:

Дайджест, космодром, опричник, вече, гардероб, менталитет, зодчий, дюжина, кантата, романс, урядник, дилемма, благородный, менеджер, кастинг, китч, меню, субботник, ланиты, арба, синтаксис, фонетика, музей, алфавит, мэр, колледж, хобби, тулуп.

 - С 3 заимствованными словами составьте и запишите предложения.

Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)