06.10.2022. 10-А класс. Русский язык
Дорогие ребята!
В ближайшее время нам придётся работать в
дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал;
опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять
практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения
нужно учить обязательно!
Для организации контроля и оценивания письменно
выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать
его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
Файл подписать: 10-А. 06.10. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 06.10. – дата
урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Можно выполнять задания в тетради,
записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для
ответов в тестах переписывать не нужно. Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы:
подчёркивать вставленные буквы и раскрытые скобки. После того, как справились с
заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное
вами было хорошо видно, подписать:
10-А. 06.10. Иванов А.,
где 10-А – ваш класс; 06.10. – дата урока; Иванов А. – ваша фамили , и выслать мне на почту.
Но
проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на
электронную почту.
Это
экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и
т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную
грамотность. В будущем, ох, как
пригодится!
Все работы будут проверены и оценки
выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан
вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной
работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно
подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это
экономит время учителя!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать
в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие
оценки.
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 06.10.2022
Тема: Русская лексика с точки
зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные
слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы,
специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Активный и
пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные
новообразования, использование их в художественной речи.
Цель урока: вспомнить, на какие группы делится лексика русского языка с точки зрения ее
происхождения, активного и пассивного употребления; тренироваться в правильном
употреблении заимствованных слов.
Ход урока
I.
Актуализация
изученного материала
- Вспомним
материал прошлого урока. Устно ответь на вопросы:
1. На какие группы слов по значению делятся
все слова в языке?
2. Что такое синонимы?
3. Что такое омонимы?
4. Что такое антонимы?
5. Что такое паронимы?
6. На каких лексических явлениях
основаны лингвистические анекдоты:
·
К
женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем!
·
В
парикмахерской:
- Вы можете меня побрить?
- Да, но только «Невой».
- Да я и не вою.
·
Как
сделать заливное из осетрины? Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем,
что это осётр.
Задание 1 (выполняем в Листе контроля)
- Исправьте речевые ошибки. Выделенные
слова замените подходящими по смыслу паронимами. Если задание выполняете в
тетради, то записывайте предложения сразу в исправленном виде:
1. Узнал! – сказала Наталья, в представлении
которой, как и каждой матери, её ГОДОВОЙ сын был уже сознательным человеком.
2. Настали ГОРЯЩИЕ дни выпускных экзаменов.
3. Алёша считал себя в эту минуту большим
ДИПЛОМАНТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».
4. На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из
которого он за лето сильно вырос.
II.
Постановка темы,
целей урока
-
Лексический состав языка непостоянен, находится в
непрерывном движении: одни слова «умирают» по тем или иным причинам, другие
«рождаются». Сегодня на уроке мы рассмотрим лексику с точки зрения её
происхождения, активного и пассивного употребления.
II. Повторение ранее изученного материала
1.
Просмотр видеоурока
-
Тему сегодняшнего урока вы изучали в 5-7 классах. Предлагаю вспомнить изученное,
расширить и углубить свои знания. Пройдите по ссылке и повторите материал:
https://www.youtube.com/watch?v=H3TM7JF5SAM&t=78s
2. Работа с учебником
- Закрепи
увиденное и услышанное. Открой
учебник на с. 56. Познакомься с теоретическими
сведениями на голубом фоне с восклицательным знаком на с. 56-60.
III. Практическое
закрепление полученных знаний
Задание 2 (выполняем в Листе
контроля)
- Слова из материала «Для справок» распределите в 2 колонки
таблицы. В случае затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:
Активный словарный запас (общеупотребительные слова) |
Пассивный словарный запас (историзмы, архаизмы,
неологизмы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для справок: дорога, небо,
ветер, солнце, луна, дерево, цветок, облако, опричник, армяк, стрельцы,
брадобрей, одр, шутка, ланиты, брокер, бабушка, маклер, компьютер, царь, ратный, драгие, лях, читает, розовый, вече, менеджер,
парикмахер, говорить
Задание 3 (выполняем в Листе
контроля)
- Пользуясь словарями
иностранных слов, среди предложенных найдите заимствованные слова. Выделите их
другим цветом (любым, кроме красного) или подчеркните. Если работаете в
тетради, то выпишите заимствованные слова:
Дайджест, космодром, опричник, вече,
гардероб, менталитет, зодчий, дюжина, кантата, романс, урядник, дилемма,
благородный, менеджер, кастинг, китч, меню, субботник, ланиты, арба, синтаксис,
фонетика, музей, алфавит, мэр, колледж, хобби, тулуп.
- С
3 заимствованными словами составьте и запишите предложения.
IV. Домашнее задание
1)
Выучить определения: исконно русская
и заимствованная лексика; активный и пассивный словарный запас; диалектизмы,
профессионализмы, архаизмы, историзмы, неологизмы.
Желаю успеха!
Лист контроля
10 - А
класс
____________________________________________________________
ФИО
учащегося
06.10.2022 Русский язык
Тема: Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Задание 1
- Исправьте речевые ошибки. Выделенные
слова замените подходящими по смыслу паронимами. Если задание выполняете в
тетради, то записывайте предложения сразу в исправленном виде:
1. Узнал! – сказала Наталья, в представлении
которой, как и каждой матери, её ГОДОВОЙ сын был уже сознательным
человеком.
2. Настали ГОРЯЩИЕ дни выпускных экзаменов.
3. Алёша считал себя в эту минуту большим
ДИПЛОМАНТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».
4. На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из
которого он за лето сильно вырос.
Задание 2
- Слова из материала «Для справок» распределите в 2 колонки
таблицы. В случае затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:
Активный словарный запас (общеупотребительные слова) |
Пассивный словарный запас (историзмы, архаизмы, неологизмы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для справок: дорога, небо,
ветер, солнце, луна, дерево, цветок, облако, опричник, армяк, стрельцы,
брадобрей, одр, шутка, ланиты, брокер, бабушка, маклер, компьютер, царь, ратный, драгие, лях, читает, розовый, вече, менеджер,
парикмахер, говорить
Задание 3
- Пользуясь словарями
иностранных слов, среди предложенных найдите заимствованные слова. Выделите их
другим цветом (любым, кроме красного) или подчеркните. Если работаете в
тетради, то выпишите заимствованные слова:
Дайджест, космодром, опричник, вече,
гардероб, менталитет, зодчий, дюжина, кантата, романс, урядник, дилемма,
благородный, менеджер, кастинг, китч, меню, субботник, ланиты, арба, синтаксис,
фонетика, музей, алфавит, мэр, колледж, хобби, тулуп.
- С
3 заимствованными словами составьте и запишите предложения.
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий