понедельник, 3 октября 2022 г.

 03.10.2022. 11-А класс. Литература

Дорогие ребята!

      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения нужно учить обязательно!

     Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 11-А. 03.10. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 03.10. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      11-А. 03.10. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 03.10. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия,  и выслать мне на почту.

      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.

      Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это экономит время учителя!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

11-А класс

Дата: 03.10.2021

Тема: А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека»

Цель: получить представления о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна; раскрыть трагическую историю любви «маленького человека»; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы.

Ход урока

I. Мотивация.

— Каждая эпоха даёт свои ответы на вопросы, поставленные перед человеком любовью. Особенно трудно отвечать на эти вопросы было на рубеже XIX–XX вв., в период, когда каждый окончательно углубился в себя, отстранился от других; когда чувство отчаяния (примета эпохи) заставило многих отказаться от вечных ценностей и отвело любовь в душах людей на второй план. Оттого особенно ценно было появление в этот период такого искреннего и чистого произведения, как повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет». «Какая превосходная вещь “Гранатовый браслет” Куприна…Чудесно! И я — рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература»,— писал о повести очень требовательный в вопросах литературы Максим Горький, чьё одобрение всегда дорогого стоило.

      Сегодня мы постараемся узнать, в чём же заключалось мастерство писателя, который воплотил тему любви таким образом, что человечество читает рассказ уже 100 лет и не перестаёт им восхищаться и плакать.

II. Изучение нового материала.

- Внимательно прочитай материалы лекции учителя, выдели для себя ключевые моменты. Полученные знания пригодятся тебе для выполнения заданий урока и написания сочинения по теме в дальнейшем.

1. Лекция учителя

Творческая история создания рассказа «Гранатовый браслет»

 - «Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над произведением шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении жены врача. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato». Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке), пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это — помнишь — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н.— теперь губернатор в Вильно)».

(аудиозапись фрагмента «Аппассионаты» Л. ван Бетховена:

             https://www.youtube.com/watch?v=gB88JnCpfno )

• Рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему писатель художественно преобразил реальную историю? ( Завершая рассказ трагической развязкой, А. И. Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет»).

                      Особенность композиции рассказа «Гранатовый браслет»

      — Начинается рассказ эпиграфом, который представляет собой название сонаты Л. Бетховена, а заканчивается описанием игры пианистки Женни Рейтер, которая играет эту сонату. Это — композиция обрамления, или кольцевая. Значительное место занимает экспозиция — пейзаж в начале произведения, представление гостей. Куприн детально никого не описывает, никому не даёт оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей. Здесь есть «толстый безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой Пономарёв». Из всех гостей выделяется генерал Аносов — друг отца Веры и Анны.

          Особенностью композиционного решения рассказа являются вставные новеллы. Это истории любви, которые рассказывает Аносов. Куприну понадобились эти истории, чтобы показать, что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал подлинность любви Желткова. Долгая экспозиция оправдана тем, что, показывая высшее общество, писатель позже скажет нам, что трагедия произошла не потому, что Желтков к этому обществу не принадлежал, и не потому, что он растратил казённые деньги, а потому, что Вера попросила его «закончить эту историю». Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова — гранатового браслета. С этого момента и начинают развиваться события.

Идея рассказа

        — Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого высшего сословия. Восемь лет продолжается безответная и безнадёжная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюблённым подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования у брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюблённого: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

          В рассказе практически ничего не сказано о самом Желткове. Читатель узнаёт о нём благодаря мелким деталям. Но даже эти незначительные подробности, используемые автором в своём повествовании, свидетельствуют о многом. Мы понимаем, что внутренний мир этого неординарного человека был очень богат. Этот человек не был похож на других, он не погряз в убогой и унылой повседневности, его душа стремилась к прекрасному и возвышенному. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает.

          «Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюблённого телеграфиста. И всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить страдание любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё!..». Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей высшего сословия, проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви.

         2. Знакомство с кратким содержанием рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

      - Пройди по ссылке и познакомься с кратким содержанием рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» на сайте «Образовака.ру», подготовься к тестовому опросу:

https://obrazovaka.ru/books/kuprin/granatovyy-braslet

         III. Подведение итогов работы

      - Опираясь на материалы лекции урока, содержание рассказа пройди тест в Листе контроля. 

Тестовый опрос по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1. В каком году было написано произведение Куприна «Гранатовый браслет»?

 А) 1908     Б) 1910    В) 1917    Г) 1925

2. Какая из тем основная в произведении «Гранатовый браслет»?

А) Тема настоящей, вечной любви; любви до самоотречения и самоуничтожения;   

Б) Тема отцов и детей;     

В) Тема человеческой реализации;    

Г) Тема религии в жизни человека.

3. В какой день Вера Николаевна праздновала свои именины?

 А) 25 мая;    Б) 18 июля;    В) 24 августа;    Г) 17 сентября.

4. Что Вере Николаевне подарила на именины сестра Анна?

 А) Антикварное зеркальце;

 Б) Записную книжку в старинном переплете;

 В) Золотые часики;    

Г) Набор старинных серебряных приборов.

5. Сколько гостей было на именинах у Веры Николаевны?

 А) Десять;    Б) Одиннадцать;    В)  Двенадцать;    Г) Тринадцать.

6. Что подарил тайный поклонник Вере Николаевне на именины?

 А) Золотой браслет;    Б) Антикварную библию;

 В) Изящную статуэтку;    Г) Массивные серьги.

7. Что Вере Николаевне напомнили «густо-красные огни» гранатов на подарке тайного поклонника?

 А) Лучи солнца на закате;     Б) Лепестки роз;

 В) Кровь;    Г) Вишневый сок.

8. Кому раньше принадлежали гранаты, которыми был украшен подарок тайного поклонника?

 А) Его прабабушке;    Б) Его матери;    В) Бывшей хозяйке его квартиры;

 Г) Тайный поклонник купил их у торговца антиквариатом.

9. Как называлась последняя история в рисунках в домашнем альбоме Шеина?

А) «Как княгиня Вера покорила телеграфиста»;

 Б) «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист»;

В)  «Письма телеграфиста-неудачника»;

 Г) «Поклонник княгини Веры».

10. Кому из героев принадлежат слова: «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире»?

 А) Вере Шеиной;    Б) Василию Шеину;    В) Желткову;    Г) Якову Аносову.

11. О ком из героев идет речь в цитате: «Этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь»?

 А) О Желткове;    Б) О Василии Львовиче;

 В) О Якове Михайловиче;    Г) О Николае.

12. Что узнала Вера из газет на следующее утро, после того как ее муж и брат съездили к Желткову?

А) Что Желткова сбил поезд;

Б) Что Желтков покончил с собой из-за растраты государственных денег;

В) Что Желткова повысили, и теперь он по должности выше Василия Львовича;

Г) Что Желткова арестовали за убийство.

13. Произведение какого композитора Желтков считал лучшим и просил передать его название Вере Николаевне?

 А) Баха;    Б) Моцарта;    В) Бетховена;    Г) Вивальди.

14. Почему в конце произведения Вера Николаевна плакала, слушая произведение великого композитора?

А) Ей было жалко Желткова, который умер;

Б) Эта музыка всегда навевала на Веру Николаевну необъяснимую грусть;

В) Женщине было жаль, что она не встретилась с Желтковым, пока он был жив;

Г) Вера Николаевна плакала о прошедшей мимо любви.

15. Какую должность занимал Желтков?

А) телеграфист    Б) чиновник контрольной палаты

В) помощник прокурора    Г) адъютант генерала

16. Они (слова) совпали в её мыслях с музыкой, что это были как будто куплеты, которые кончались словами…

А) Я люблю тебя!    Б) Я не забуду тебя
В) Я буду вечно любить тебя.    Г) Да святится имя твоё!

17. Кому принадлежит высказывание: « «Гранатовый браслет» - один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?

А) Толстому А.К.    Б) Горькому М.

В) Шолохову М.      Г) Паустовскому К.Г.

18. Описываемые события происходят на побережье…

А) Балтийского моря    Б) Чёрного моря

В) Азовского моря        Г) Каспийского моря

19. 20. Установите соответствие между персонажами произведения и сведениями о них:

1) Вера Шеина

А) князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.

2) Желтков

Б) генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.

3) Василий Львович

В) чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.

4) Яков Михайлович Аносов 

Г) княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника еще до замужества.

5) Женни Рейтер

Д) сестра главной героини

6) Анна Фриессе

Е) подруга главной героини, знаменитая пианистка.

Желаю успеха!

Лист контроля

11 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

03.10.2022. Литература

Тема: А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека»

       Тестовый опрос по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

 - Заполни таблицу, вписав правильные варианты ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.

 

1

 

8

 

15

 

2

 

9

 

16

 

3

 

10

 

17

 

4

 

11

 

18

 

5

 

12

 

19-

20

 

6

 

13

 

7

 

14

 

   Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)