понедельник, 3 октября 2022 г.

 03.10.2022. 10-А класс. Литература

Дорогие ребята!

      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения нужно учить обязательно!

     Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 10-А. 03.10. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 03.10. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      10-А. 03.10. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 03.10. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и выслать мне на почту.

      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.

     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем, ох, как пригодится!

      Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это экономит время учителя!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 03.10.2022

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя. Любовь и счастье в романе

Цель: проанализировать образ центрального персонажа романа «Отцы и дети» — Базарова; определить суть духовного конфликта главного героя; познакомиться с художественными особенностями создания образа Базарова;       раскрыть сущность

любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; помочь осмыслить общечеловеческие, нравственные ценности, раскрываемые Тургеневым в романе.

Ход урока

I. К сведению.

- Напоминаю, на 1 этапе дистанционного обучения вы написали тестовый опрос по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Тетради по литературе с выполненными тестовыми заданиями нужно до пятницы 07.10.2022 принести в школу и оставить на вахте. Работы проверю. О том, когда тетради можно забрать, сообщу позже.

II. Мотивация.

      — Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман «Отцы и дети» не стал исключением. В романе поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на конфликт разных мировоззрений — консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX в. в обществе появились «новые люди» — нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы. Базаров — именно такой герой своего времени.

          Отношение Тургенева к «новому человеку» было, по его же словам, не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Разъясняя своё произведение, Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». И ещё: «Это — торжество демократизма над аристократией».

           Какое положение занимает в системе действующих лиц Базаров? Чем объясняется центральное положение Базарова? Кто же он, этот Базаров — «новый человек», «нигилист» и бунтарь, разночинец, ставивший своей программной задачей «сперва… место расчистить», а строить потом? На эти вопросы мы ответим сегодня на уроке.

III. Изучение нового материала.

- Внимательно прочитай материалы лекции учителя, выдели для себя ключевые моменты. Полученные знания пригодятся тебе для выполнения заданий урока и написания контрольной работы в дальнейшем.

1. Лекция учителя

          — Главный композиционный приём «Отцов и детей» — антитеза, противопоставление. Тургенев так строит роман, что две борющиеся силы всё время находятся в центре внимания читателя. Особое место при этом отведено Базарову: в романе 28 глав, и только в двух из них он не появляется. Умирает Базаров — заканчивается роман, и Тургенев, в коротком послесловии бегло досказывая дальнейшую судьбу остальных героев, последние, глубоко прочувствованные строки посвящает опять-таки Базарову. Все сюжетные линии тянутся к главному герою: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы он не участвовал. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова.

          Это цельная, последовательная и могучая фигура, олицетворяющая новую общественную силу и ставшая главным открытием Тургенева. Ради него написан весь роман; все персонажи группируются вокруг Базарова, раскрываются во взаимоотношениях с ним, оттеняя тем самым незаурядность его натуры.

          Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом». В основе — черты нескольких «живых лиц»:

• доктор Д.— уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не

было бы Базарова» (И. С. Тургенев);

• молодой русский врач, встретившийся И. С. Тургеневу в поезде во время по-

ездки в Германию;

• молодой доктор, с которым И. С. Тургенев познакомился в вагоне Николаев-

ской железной дороги;

• молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якуш-

кин (версия Н. Чернова);

• черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добро-

любова;

• черты Белинского, которому посвящён роман.

           Создавая образ главного героя, автор описывает два его жизненных круга. Рассмотри таблицу:

Первый круг

Приезд

в Марьино

 

Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых.

Базаров отстаивает свою теорию нигилизма: «…мы действуем в силу

того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего

отрицание — мы отрицаем»

Первая встреча

с Одинцовой

 

Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова,

уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим,

к какому разряду млекопитающих относится сия особа», «…этакое

богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»,— так отзывается

Базаров об одной из самых красивых женщин.

Приезд в имение

родителей

 

«…Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного со-

стояния, когда ему вдруг оказывается «нечего сказать» отцу и мате-

ри…» (М. Горький)

«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцо-

вой (Базаров гостит у неё в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств,

которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше

находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще их встречи, тем сильнее чувства

Базарова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоко-

лебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров

выходит из «испытания любовью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе

способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится по-

сле этого более понятным и человечным

Второй круг

Приезд

в Марьино

 

Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них

и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение ари-

стократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться

над предрассудками и убеждениями аристократов

Базаров

у Одинцовой

 

Анна Сергеевна отвергла любовь героя, она испугана силой чувств,

на которые он оказался способен: «…Вы меня не поняли…» — гово-

рит Одинцова

Базаров

у родителей

 

Евгений демонстрирует холодное отношение к родителям,

тяготится их заботой и любовью, но перед смертью не может скрыть

привязанности и нежности к своим старикам

Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг

становится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же,

самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама

жизнь

— Базаров — демократ, человек, который прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, тернистую жизнь. Демократизм Базарова наглядно отражён в его портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении. Тургенев нарисовал запоминающийся портрет разночинца: его лицо, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Говорит Базаров «ленивым, но мужественным голосом», походка у него «твёрдая и стремительно смелая», его длинные и густые тёмно-белокурые волосы «не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Одевается он просто и, в отличие от аристократа Павла Петровича, который «очень возился с туалетом», подчёркнуто небрежно относится к своей одежонке. Так с помощью искусно подобранных деталей Тургенев создаёт внешний облик одного из «новых людей». Особенно глубоко раскрывается характер Базарова в спорах с его идейными противниками — Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми. Эти дискуссии показали несостоятельность дворянства как класса и превосходство новой идеологии зарождающейся интеллигенции. Базаров категорично отрицает основы русской жизни, всё, что связано со старым крепостническим укладом. Он жаждет деятельности, организации новых общественных сил для построения нового, демократического общества. «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»,— писал о нём Тургенев. Базаров, по мнению автора, фигура трагическая, и трагизм его положения заключался в том, что он рано родился и стоял лишь в преддверии будущего Итак, Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Базаров активно противостоит старому, впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.

        2. Просмотр видеоролика «Испытание любовью героев романа»

        — Любовная интрига составляет основу большинства произведений русской классической литературы. Особое значение истории любви героев придавал и И. С. Тургенев, поэтому во всех его произведениях главные герои, обязательно проходят испытание любовью.

         «Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь…»,— писал И. С. Тургенев. Писателя интересуют не столько личные отношения героев, сколько их общественные взгляды. Этой теме и подчиняется любовная интрига. Наибольшей функциональности она достигает в романе «Отцы и дети»: в отличие от других романов, в этом произведении Тургенев представил не одну, а сразу четыре любовные линии, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

           Пройди по ссылке и посмотри видеоролик, посвященный этой теме:

      https://www.youtube.com/watch?v=TrBaSxBzpSs&list=RDLVlck8KLid3bM&index=3

IV. Подведение итогов работы

       - Итак, в чём же сила и слабость Базарова? Ответить на этот вопрос поможет видеоролик:

                  https://www.youtube.com/watch?v=lck8KLid3bM

                                                     Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)