понедельник, 25 апреля 2022 г.

 26.04.2022. 6-А класс. Русский язык (2 урока)

Дорогие ребята!

        Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:

   6-А. 26.04. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 26.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

       Если фотографируете работу в тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

6-А класс

Дата: 26.04.2022

Тема: Глаголы переходные и непереходные (закрепление). Возвратные глаголы. (2 урока)

Цель урока: закрепить понятие о переходных и непереходных глаголах,  научиться находить в тексте и различать переходные и непереходные глаголы, не делать ошибок в окончаниях, употреблять их в речи.

                                                                           Ход урока

I. Повторение и закрепление изученного материала

 - Здравствуйте, ребята! Прошли длинные выходные, поэтому давайте начнём урок с повторения изученного материала. Выполни задания по алгоритму и устно ответь на вопросы:

     1) открой учебник на с. 100, повтори правило (на розовом фоне). Какая часть речи называется глаголом?

     2) устно выполни упражнение 510 на с. 101. Зачем нужно знать, к какому спряжению относится глагол? В глаголах какого спряжения в личном окончании пишется буква Е? А буква И?

     3) повтори материал § 89 с. 106-107. Какие глаголы мы называем разноспрягаемыми? Напоминаю: для удобства к разноспрягаемым глаголам мы относим все 4 глагола – хотеть, бежать, есть и дать. Они считаются разноспрягаемыми, даже если имеют приставки (например: разбежаться, наесться).

     4) Задание 1 (выполняем в Листе контроля)

     5) вспомни, какие глаголы мы относим к переходным? Для этого ещё раз прочти, выучи правила из таблицы:

Глаголы бывают переходными и непереходными.

      Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено прямо на предмет. Они делают из предмета объект. Объектом называется что-то, на что направлено действие.

 Итак, с чем могут сочетаться переходные глаголы?

                   с существительными и местоимениями в винительном падеже без предлога:

                                взял (кого? что?) пилу;

                   с существительными в родительном падеже при отрицании:

                               не взял (кого? чего?) пилы;

                   с существительными в родительном падеже, когда они обозначают часть чего-то:

                               съел (кого? чего?) супа.

Существительные, местоимения при этом выступают в роли дополнений.

К непереходным мы относим все остальные глаголы. В непереходных глаголах действие на предмет не переходит. Поэтому переходные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога.

6) Упражнение 529, с.111 учебника (выполняем Листе контроля)

 II. Какую тему будем изучать сегодня?

 - Сегодня ты узнаешь, какие глаголы называются возвратными.

III.  Изучение нового материала

1. Физминутка

 - Отдохни немного: посиди с закрытыми глазами, сделай гимнастику для пальчиков. Встань, потянись, сделай несколько наклонов вправо, влево. Итак, с новыми силами начинаем изучение нового материала.

         2. Материал для наблюдения

 - На с. 111 учебника под условным значком «книжечка со звёздочкой на зелёном фоне» выполни устно задание для самостоятельного наблюдения.

 - Ты познакомился с глаголами, которые имеют суффикс –ся (- сь) и являются непереходными. Мы с такими глаголами уже встречались. Вспомни: они обозначают действие предмета, которое направлено на сам предмет (возвращается на того, кто это действие выполняет), и суффикс –ся (- сь) в них стоит после окончания (постфикс). Такие глаголы называются возвратными.

 - Выучи правило на с. 111 (под условным значком «книжечка со стрелочкой на зелёном фоне»).

3. Упражнение 532, с.112 учебника (выполняем Листе контроля)

 IV. Подведение итогов

 - Проверим, как ты усвоил тему. Устно ответь на вопросы (если будет трудно, можно пользоваться учебником с.109, 110, 111 – материал с книжечкой и стрелочкой на зелёном фоне):

1. Что обозначают переходные глаголы?

2. С какими существительными, местоимениями могут сочетаться переходные глаголы?

3. Что обозначают непереходные глаголы?

4. Какие глаголы называются возвратными?

5. Чем интересны возвратные глаголы?

V. Домашнее задание: выучи правила сегодняшнего урока в учебнике на  с.109, 110, 111 – материал с книжечкой и стрелочкой на зелёном фоне

                                     Желаю успеха!

                                                               Лист контроля

6 - А  класс       _________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

26.04.2022    Русский язык

Тема: Глаголы переходные и непереходные (закрепление). Возвратные глаголы.

            Задание 1

 - Вставь пропущенные буквы, рядом с глаголом в скобках запиши спряжение: 1 спр., 2 спр., разноспр.

1. Труд человека корм..т (?), а лень порт..т (?). 2. Кто упорно труд..т..ся (?), тот всему науч..т..ся (?). 3. Человек  от лени  боле..т (?), а от труда здорове..т (?). 4. Скаж..шь (?) – не ворот..шь (?), напиш..шь (?) – не сотрёшь, отруб..шь(?) – не пристав..шь (?). 5. Мир освеща..т..ся (?)солнцем, а человек - знанием. 6. Не плюй в колодец: пригодит..ся (?) воды напит…ся (?). 7. Язык мягок – что хоч..т (?), то и лопоч..т (?). 8. Худая снасть и отдохнуть (не)даст (?).

               Упражнение 529, с.111 учебника

 - Расставь пропущенные знаки препинания. Рядом с глаголами в скобках запиши переходными или непереходными они являются по образцу:

    Образец: Строить (перех.) дом; возводить (неперех.)на берегу

1.    Бригадир Сергей Кузьмич лучше всех кладет (?) кирпич. 2. Он выкладывает (?) стену строит (?) дом для москвичей. 3. Грузовик подвозит (?) доски ходит (?) кошка вся в извёстке. 4. Вот маляр идёт (?) с ведром. Мы идём (?) за маляром мы подходим (?) к штукатуру. 5. Все бригады знают (?) Юру – Юра въедет (?) в этот дом.

                    Упражнение 532, с.112 учебника

 - В предложениях выдели возвратные глаголы цветом. Можно ли их считать переходными?

1) С неба сыплет(?)ся белая краска. 2) Крупные и влажные хлопья мечут(?)ся под ветром. 3) Ведь снег земли едва коснулся, и всюду радостно ему. 4) Идём, а снег кружит(?)ся белый.

Спасибо за работу!

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)