27.04.2022. 10-А класс. Литература
Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему
письма для пересылки учителю:
10-А. 27.04. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 27.04. –
дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 27.04.2022
Тема: Фредерик Стендаль. Жизненный путь и личность. Синтез
романтизма и реализма в зрелом творчестве. Роман «Красное и чёрное»: социально-психологический
подтекст романа (2 урока)
Цель: познакомиться
с личностью и творчеством французского писателя Фредерика Стендаля; проблематикой
и содержанием романа «Красное и чёрное».
Ход урока
I. Чем будем заниматься сегодня на уроке?
— Сегодня на уроке мы
познакомимся с творчеством французского писателя Фредерика Стендаля.
III.
Работа над темой урока
1.
Работа с учебником
- Откройте учебник (часть 2), прочитайте
статью «Фредерик Стендаль» с. 43 – 47, устно ответьте на вопросы № 1-2 на с. 47
– этот материал пригодится для написания теста.
2.
Работа над содержанием пьесы
- Пройдите по ссылке и прочитайте
краткое содержание романа «Красное и чёрное»:
https://briefly.ru/stendal/krasnoe_i_chernoe/
3. Сделаем выводы:
История создания
- Роман Стендаля «Красное и черное» —
вершина французского реализма, опубликованный в 1830 году. Увидел свет после
Июльской революции 1830 года. Причиной её послужила политика короля Карла Х,
который пытался вернуть время и порядки до 1789 года. Именно к Карлу Х г-жа де
Реналь соберется ехать, чтобы просить помилования для возлюбленного. Действие
романа происходит в 1820-е годы.
Роман получил широкую известность в
последней трети XIX века как ключевой предшественник психологического реализма,
который к тому времени стал преобладающим направлением в европейской
литературе.
Фабула романа основана на реальных
событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о
них, просматривая хроники газеты Гренобля. Как выяснилось, приговоренный к
казни молодой человек, сын крестьянина, решивший сделать карьеру, стал
гувернером в семье местного богача Мишу, но, уличенный в любовной связи с
матерью своих воспитанников, потерял место. Неудачи ждали его и позднее. Он был
изгнан из духовной семинарии, а потом со службы в парижском аристократическом
особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и
особенно письмом госпожи Мишу. В отчаянии Берте возвращается в Гренобль и
стреляет в госпожу Мишу, а затем пытается кончить жизнь самоубийством.
Эта
судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о
трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Однако
реальный источник лишь пробудил творческую фантазию художника, переосмыслившего
хроникальную историю. Вместо мелкого честолюбца, каким был Берте, появляется
героическая и трагическая личность Жюльена Сореля. Не меньшую метаморфозу
претерпевают факты и в сюжете романа, воссоздающего типические черты целой
эпохи в главных закономерностях ее исторического развития.
В чем
смысл названия?
«Красное и
черное» — это книга, название которой уже много лет заставляет читателей
размышлять и анализировать, что же за ним стоит. При прочтении произведения
ответ на этот вопрос не становится очевидным и предполагает многовариантность,
которую каждый разрешает для себя сам. Прямые ассоциации появляются в первую
очередь с внутренним состоянием Жульена Сореля, в котором сочетались желание
найти себя, совершить подвиг, стать образованным человеком («красное»), но
одновременно с этим и корысть, тщеславие, цель достичь успеха любыми способами
(«чёрное»). Так же название указывает и на общую проблематику произведения. Два
эти цвета: красный и черный, в своей комбинации символизируют некую
тревожность, борьбу, которая происходит внутри людей и вокруг них. Красный —
это кровь, любовь, желание, черный — низменные побуждения, предательство. В
своей смеси эти цвета рождают драму, которая происходит в жизни героев.
Красное и
черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного героя.
Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и т.д.),
и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает
роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.
Другая
интерпретация: красное – мундир военного, черное – сутана священника. Герой
метался между мечтой и реальностью, и этот конфликт желаемого и действительного
его погубил.
Также
сочетание этих цветов образует трагический финал честолюбивого героя: кровь на
земле, красное и черное. Несчастный юноша мог так много, а смог всего лишь
обагрить землю кровью своей любовницы.
Кроме того,
многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов означает
основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить кровь,
либо дать очернить себя.
О чем
книга?
Стендаль
рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля, который
устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены. На протяжении книги
читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его
эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать
одновременно. Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных
взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.
Карьера
завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал
лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик,
ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.
Образ
главного героя
Жюльен
Сорель — сын плотника (плебей – представитель низших слоёв населения), отлично
знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой
человек. Это юноша, который знает, чего хочет, и который готов идти на любые
жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет
славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника.
Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой
признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее
противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные
условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного
простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.
Комплекс
плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в
другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется
его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром
становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и
вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в
Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои
общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.
Тематика
и проблематика
В романе
поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование
характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно
понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон,
умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация. Стендаль мыслил этими
категориями, он принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом
общества и были под впечатлением от этого зрелища. Помимо глобальных проблем,
которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении
описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность,
предательство — то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается
читателями близко к сердцу.
Основная
проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная
несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и
умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не
находит: его ненавидят даже в семье. Неравенство ощущается всеми, поэтому
одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая
безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников
и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям
общества. Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»:
автор нашел в газете заметку о казни молодого человека. Именно этот краткий
отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать
реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства. Конфликт
личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе
отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким.
Нельзя не
заметить и проблему невежества, царящего в правящих элитах. Те, кому дано
править, преступно недооценивают свою миссию и лишь наслаждаются ее плодами, но
ничего не делают для того, чтобы их подопечные стали жить лучше. Против таких
глупцов и паразитов восстают Сорели, и в этом их справедливость. Порядок
реализуется не в казни недовольных, а в преобразованиях, которые должны
уравнять в правах одаренных людей всех сословий, а бездарностей оттеснить
назад. Но пока у власти лишь один социальный класс, революционных настроений не
избежать, а значит и порядок будет водружен силой, но на пороховой бочке.
В чем
смысл романа?
Сама
история, заложенная в романе — это не выдумка, а реальные события, которые
очень впечатлили Стендаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана
фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая
газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был
списан образ Сореля. В связи с этим еще очевиднее становится социальная
проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет
задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора:
сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к
успеху. Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то
добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное
общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда
откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит,
трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию. Настоящая победа
личности – это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со
стороны. Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть.
Психологизм
Стендаля
Психологизм
является характерной чертой творчества Стендаля. Он проявляется в том, что
наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых
событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы
действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими
страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое
время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение.
Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает
от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало
свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути. Эта выразительная
деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к
огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его
удержать.
Жанровое
своеобразие романа
Роман
сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная
основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это
черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими
чертами. Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив.
Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он
презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не
реализованными. Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его
жизни своими красками.
Произведение
часто характеризуют как социально-психологическое, и с этим трудно не
согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и
подробная оценка внутренних мотивов героев. На протяжении всего романа читатель
может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира
человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее
сложен и противоречив.
IV. Подведение итогов
- Пройдите тест по изученному
материалу в
Листе контроля, заполнив таблицу.
Обращаю внимание: тест
содержит вопросы и по содержанию, и по материалам учебника, и по материалам
урока.
Тест по роману Фредерика Стендаля
«Красное и чёрное»
1. Настоящие
имя и фамилия Фредерика Стендаля?
а) Фабрицио дель Донго, б) Анри Бейль, в) Оноре де Бальзак.
2. Основа
сюжета романа «Красное и чёрное» взята из:
а) рассказа друга, б) личного опыта, в) уголовной хроники.
3. Запишите подзаголовок романа Стендаля
"Красное и черное".
4. Главный
герой романа – это:
а) плебей, сын плотника, б) провинциальный дворянин, в) молодой маркиз.
5. Чей это
портрет, запишите имя героя и фамилию: «это
невысокий, хрупкий на вид юноша, лицо которого несёт печать поразительного
своеобразия. У него неправильные, но тонкие черты лица, большие чёрные глаза,
сверкающие огнём и мыслью, и темно-каштановая шевелюра»?
6. Вставьте
подходящие по смыслу слова (в ответе запишите эти 2 слова через запятую) : «С детства Жюльен мечтает стать ……. Но
времена изменились. Герой понимает, что единственный путь, который перед ним
открыт, — стать …….».
7. Почему
идеалом главного героя был Наполеон?
а) Во времена Наполеона любой
простолюдин мог сделать карьеру и выйти в люди;
б) любовь к Наполеону завещал ему
полковой лекарь, который обучил его латыни и истории;
г) это было модно.
8. Любовь
для Жюльена – это:
а) средство самоутверждения, б) наваждение, в) стиль жизни.
9. Почему
юноша в начале хочет завоевать г-жу де Реналь?
а) он влюблен; б) хочет самоутвердиться и отомстить самодовольному г-ну де Реналю;
в) ему никогда не приходилось видеть
таких женщин.
10. Приехав в Париж, Жульен получил место секретаря:
а) У аббата Пирара; б) У графа Альтамира; в) У маркиза де Ла-Моля.
11. Чей это
портрет: «…он увидел молодую особу, очень
светлую блондинку, необыкновенно стройную…он никогда ещё не видел таких
красивых глаз; но только они изобличали необыкновенно холодную душу»:
а) Элизы, б) госпожи де Реналь, в) Матильды де Ла-Моль.
12. Что
чувствует Жульен, когда получает от Матильды письмо с объяснением в любви?
а) он не может скрыть своего
торжества: его, бедного крестьянина, любит знатная дама, она предпочла его
аристократу,
б) Жюльену кажется, что это ловушка,
что приятели Матильды хотят убить его или выставить на посмешище,
в) беседы с ней настолько интересны,
что он даже забывает свою роль возмутившегося плебея.
13. Как
герой добивается блестящего положения в обществе?
а) благодаря военной карьере;
б) чтобы избежать позора, маркиз
де Ла-Моль добивается для него патента гусарского поручика на имя Жюльена
Сореля де Ла-Верне;
в) благодаря умению держаться с
достоинством и своим способностям.
14. Почему
Жюльен купил пистолеты и в церкви выстрелил в
госпожу де Реналь?
а) она рассказала об их связи мужу,
и тот позволил себе разговаривать с Жюльеном снисходительно и даже грубо.
б) она обвинила его в болезни своего
младшего сына,
в) она написала письмо маркизу, где
характеризует Жюльена как лицемера и карьериста, способного на любую подлость,
лишь бы выбиться в люди.
15. За что
суд приговорил Жюльена к смертной казни?
а) за покушение на г-жу де
Реналь, б) за оскорбление
суда,
в) за то, что он, простолюдин,
возмутился против своего жалкого жребия и
попытался проникнуть в высший
свет.
16. Кто
похоронил голову Жюльена в пещере на вершине горы?
а) Отец, б) Матильда, в) аббат Пирар.
17. Что
понял герой, находясь в тюрьме?
а) главное в жизни - любовь, б) нельзя стрелять в человека,
в) нужно было лучше скрыть следы
преступления.
18. Через три дня после смерти Жульена г-жа де Реналь:
а) Покончила жизнь
самоубийством; б) Умерла в объятьях
своих детей;
в) Переехала в Париж.
19.
Определите разновидность романа «Красное и чёрное»:
а) идеологический; б) социальный;
в) социально-политический; г) социально-психологический
V. Домашнее задание: Прочитать статью учебника «Оноре де Бальзак»
с. 47 – 57, повесть «Гобсек». Готовьтесь к тестовому опросу по содержанию и по
страницам учебника.
Краткое
содержание по ссылке https://obrazovaka.ru/books/balzak/gobsek
Желаю успеха!
Лист контроля
10-А класс ____________________________________________________________
ФИО учащегося
27.04.2022 Литература
Тема: Фредерик
Стендаль. Жизненный путь и личность. Синтез романтизма и реализма в зрелом
творчестве. Роман «Красное и чёрное»: социально-психологический подтекст романа
(2 урока)
Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на
которые сразу покажут: кто и у кого списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы,
вопросы переписывать не надо.
Тест по роману Фредерика Стендаля
«Красное и чёрное»
1 |
|
11 |
|
2 |
|
12 |
|
3 |
|
13 |
|
4 |
|
14 |
|
5 |
|
15 |
|
6 |
|
16 |
|
7 |
|
17 |
|
8 |
|
18 |
|
9 |
|
19 |
|
10 |
|
|
|
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий