вторник, 26 апреля 2022 г.

 27.04.2022. 10-А класс. Литература

Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:

   10-А. 27.04. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 27.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 27.04.2022

Тема: Фредерик Стендаль. Жизненный путь и личность. Синтез романтизма и реализма в зрелом творчестве. Роман «Красное и чёрное»: социально-психологический подтекст романа (2 урока)

Цель: познакомиться с личностью и творчеством французского писателя Фредерика Стендаля; проблематикой и содержанием романа «Красное и чёрное».

Ход урока

I. Чем будем заниматься сегодня на уроке?

— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством французского писателя Фредерика Стендаля.

III. Работа над темой урока

1.      Работа с учебником

 - Откройте учебник (часть 2), прочитайте статью «Фредерик Стендаль» с. 43 – 47, устно ответьте на вопросы № 1-2 на с. 47 – этот материал пригодится для написания теста.

      2. Работа над содержанием пьесы

- Пройдите по ссылке и прочитайте краткое содержание романа «Красное и чёрное»:

    https://briefly.ru/stendal/krasnoe_i_chernoe/

3. Сделаем выводы:

История создания

      - Роман Стендаля «Красное и черное» — вершина французского реализма, опубликованный в 1830 году. Увидел свет после Июльской революции 1830 года. Причиной её послужила политика короля Карла Х, который пытался вернуть время и порядки до 1789 года. Именно к Карлу Х г-жа де Реналь соберется ехать, чтобы просить помилования для возлюбленного. Действие романа происходит в 1820-е годы.

       Роман получил широкую известность в последней трети XIX века как ключевой предшественник психологического реализма, который к тому времени стал преобладающим направлением в европейской литературе.

       Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, просматривая хроники газеты Гренобля. Как выяснилось, приговоренный к казни молодой человек, сын крестьянина, решивший сделать карьеру, стал гувернером в семье местного богача Мишу, но, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место. Неудачи ждали его и позднее. Он был изгнан из духовной семинарии, а потом со службы в парижском аристократическом особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и особенно письмом госпожи Мишу. В отчаянии Берте возвращается в Гренобль и стреляет в госпожу Мишу, а затем пытается кончить жизнь самоубийством.

Эта судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Однако реальный источник лишь пробудил творческую фантазию художника, переосмыслившего хроникальную историю. Вместо мелкого честолюбца, каким был Берте, появляется героическая и трагическая личность Жюльена Сореля. Не меньшую метаморфозу претерпевают факты и в сюжете романа, воссоздающего типические черты целой эпохи в главных закономерностях ее исторического развития.

В чем смысл названия?

«Красное и черное» — это книга, название которой уже много лет заставляет читателей размышлять и анализировать, что же за ним стоит. При прочтении произведения ответ на этот вопрос не становится очевидным и предполагает многовариантность, которую каждый разрешает для себя сам. Прямые ассоциации появляются в первую очередь с внутренним состоянием Жульена Сореля, в котором сочетались желание найти себя, совершить подвиг, стать образованным человеком («красное»), но одновременно с этим и корысть, тщеславие, цель достичь успеха любыми способами («чёрное»). Так же название указывает и на общую проблематику произведения. Два эти цвета: красный и черный, в своей комбинации символизируют некую тревожность, борьбу, которая происходит внутри людей и вокруг них. Красный — это кровь, любовь, желание, черный — низменные побуждения, предательство. В своей смеси эти цвета рождают драму, которая происходит в жизни героев.

Красное и черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного героя. Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и т.д.), и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.

Другая интерпретация: красное – мундир военного, черное – сутана священника. Герой метался между мечтой и реальностью, и этот конфликт желаемого и действительного его погубил.

Также сочетание этих цветов образует трагический финал честолюбивого героя: кровь на земле, красное и черное. Несчастный юноша мог так много, а смог всего лишь обагрить землю кровью своей любовницы.

Кроме того, многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов означает основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить кровь, либо дать очернить себя.

О чем книга?

Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля, который устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены. На протяжении книги читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать одновременно. Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.

Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.

Образ главного героя

Жюльен Сорель — сын плотника (плебей – представитель низших слоёв населения), отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.

Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Тематика и проблематика

В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон,  умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация. Стендаль мыслил этими категориями, он принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом общества и были под впечатлением от этого зрелища. Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство — то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу.

Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не находит: его ненавидят даже в семье. Неравенство ощущается всеми, поэтому одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям общества. Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»: автор нашел в газете заметку о казни молодого человека. Именно этот краткий отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства. Конфликт личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким.

Нельзя не заметить и проблему невежества, царящего в правящих элитах. Те, кому дано править, преступно недооценивают свою миссию и лишь наслаждаются ее плодами, но ничего не делают для того, чтобы их подопечные стали жить лучше. Против таких глупцов и паразитов восстают Сорели, и в этом их справедливость. Порядок реализуется не в казни недовольных, а в преобразованиях, которые должны уравнять в правах одаренных людей всех сословий, а бездарностей оттеснить назад. Но пока у власти лишь один социальный класс, революционных настроений не избежать, а значит и порядок будет водружен силой, но на пороховой бочке.

В чем смысл романа?

Сама история, заложенная в романе — это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стендаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был списан образ Сореля. В связи с этим еще очевиднее становится социальная проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора: сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к успеху. Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит, трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию. Настоящая победа личности – это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со стороны. Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть.

Психологизм Стендаля

Психологизм является характерной чертой творчества Стендаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение. Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути. Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его удержать.

Жанровое своеобразие романа

Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими чертами. Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не реализованными. Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его жизни своими красками.

Произведение часто характеризуют как социально-психологическое, и с этим трудно не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и подробная оценка внутренних мотивов героев. На протяжении всего романа читатель может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее сложен и противоречив.

IV. Подведение итогов

     - Пройдите тест по изученному материалу в Листе контроля, заполнив таблицу. Обращаю внимание: тест содержит вопросы и по содержанию, и по материалам учебника, и по материалам урока.

Тест по роману Фредерика Стендаля «Красное и чёрное»

1. Настоящие имя и фамилия Фредерика Стендаля?

а) Фабрицио дель Донго,             б) Анри Бейль,                   в) Оноре де Бальзак.

2. Основа сюжета романа «Красное и чёрное» взята из:

а) рассказа друга,     б) личного опыта,        в) уголовной хроники.

3. Запишите подзаголовок романа Стендаля "Красное и черное".

4. Главный герой романа – это:

а) плебей, сын плотника,     б) провинциальный дворянин,       в) молодой маркиз.

5. Чей это портрет, запишите имя героя и фамилию: «это невысокий, хрупкий на вид юноша, лицо которого несёт печать поразительного своеобразия. У него неправильные, но тонкие черты лица, большие чёрные глаза, сверкающие огнём и мыслью, и темно-каштановая шевелюра»?

6. Вставьте подходящие по смыслу слова (в ответе запишите эти 2 слова через запятую) : «С детства Жюльен мечтает стать ……. Но времена изменились. Герой понимает, что единственный путь, который перед ним открыт, — стать …….».

7. Почему идеалом главного героя был Наполеон?

а) Во времена Наполеона любой простолюдин мог сделать карьеру и выйти в люди;

б) любовь к Наполеону завещал ему полковой лекарь, который обучил его латыни и истории;

г) это было модно.

8. Любовь для Жюльена – это:

а) средство самоутверждения,       б) наваждение,         в) стиль жизни.

9. Почему юноша в начале хочет завоевать г-жу де Реналь?

а) он влюблен;       б) хочет самоутвердиться и  отомстить самодовольному г-ну де Реналю;

в) ему никогда не приходилось видеть таких женщин.

10. Приехав в Париж, Жульен получил место секретаря:

а) У аббата Пирара;    б) У графа Альтамира;      в) У маркиза де Ла-Моля.

11. Чей это портрет: «…он увидел молодую особу, очень светлую блондинку, необыкновенно стройную…он никогда ещё не видел таких красивых глаз; но только они изобличали необыкновенно холодную душу»:

а) Элизы,               б) госпожи де Реналь,             в) Матильды де Ла-Моль.

12. Что чувствует Жульен, когда получает от Матильды письмо с объяснением в любви?

а) он не может скрыть своего торжества: его, бедного крестьянина, любит знатная дама, она предпочла его аристократу,

б) Жюльену кажется, что это ловушка, что приятели Матильды хотят убить его или выставить на посмешище,

в) беседы с ней настолько интересны, что он даже забывает свою роль возмутившегося плебея.

13. Как герой добивается блестящего положения в обществе?

а) благодаря военной карьере;

б) чтобы избежать позора, маркиз де Ла-Моль добивается для него патента гусарского поручика на имя Жюльена Сореля де Ла-Верне;

в) благодаря умению держаться с достоинством и своим способностям.

14. Почему Жюльен купил пистолеты и в церкви выстрелил в  госпожу де Реналь?

а) она рассказала об их связи мужу, и тот позволил себе разговаривать с Жюльеном снисходительно и даже грубо.

б) она обвинила его в болезни своего младшего сына,       

в) она написала письмо маркизу, где характеризует Жюльена как лицемера и карьериста, способного на любую подлость, лишь бы выбиться в люди.

15. За что суд приговорил Жюльена к смертной казни?

а) за покушение на г-жу де Реналь,       б) за оскорбление суда,     

в) за то, что он, простолюдин, возмутился против своего жалкого жребия и

попытался проникнуть в высший свет.                                    

16. Кто похоронил голову Жюльена в пещере на вершине горы?

а) Отец,              б) Матильда,       в) аббат Пирар.

17. Что понял герой, находясь в тюрьме?

а) главное в жизни - любовь,           б) нельзя стрелять в человека,       

в) нужно было лучше скрыть следы преступления.

18. Через три дня после смерти Жульена г-жа де Реналь:

а) Покончила жизнь самоубийством;     б) Умерла в объятьях своих детей;

в) Переехала в Париж.

19. Определите разновидность романа «Красное и чёрное»:

а) идеологический;        б) социальный;

в) социально-политический;      г) социально-психологический

V.  Домашнее задание:  Прочитать статью учебника «Оноре де Бальзак» с. 47 – 57, повесть «Гобсек». Готовьтесь к тестовому опросу по содержанию и по страницам учебника.

Краткое содержание  по ссылке  https://obrazovaka.ru/books/balzak/gobsek

Желаю успеха!

Лист контроля

10-А класс       ____________________________________________________________

                                               ФИО учащегося

27.04.2022    Литература

                                                                 

Тема: Фредерик Стендаль. Жизненный путь и личность. Синтез романтизма и реализма в зрелом творчестве. Роман «Красное и чёрное»: социально-психологический подтекст романа (2 урока)

Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы переписывать не надо.

Тест по роману Фредерика Стендаля «Красное и чёрное»

                      

1

 

11

 

2

 

12

 

3

 

13

 

4

 

14

 

5

 

15

 

6

 

16

 

7

 

17

 

8

 

18

 

9

 

19

 

10

 

 

 

 

Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)