20.04.2022. 11-А класс. Русский язык (2 урока)
Дорогие мои одиннадцатиклассники, здравствуйте!
До сих пор мы не получили никаких
разъяснений от Министерства образования по вопросу того, что будет в этом
учебном году с Единым республиканским экзаменом по русскому языку. По приказу
его вроде бы отменили, так как он является базовым. Но остается открытым вопрос
с профильными предметами (по выбору). Вероятнее всего, вы их будете сдавать,
так как они необходимы для поступления в ВУЗ. Где и в какой форме - пока неизвестно.
У нас уже был похожий случай в 2020 году.
11-й класс (выпуск Солодкой И.А.) сдавал экзамены уже после того, как получили
аттестаты. Причём выпускники сдавали не только профильные, но и базовые
предметы, в частности русский язык.
Поэтому продолжаем подготовку к ЕРЭ!
Мы с вами прорешали тестовые задания №
1-21 всех вариантов заданий для ЕРЭ, рассмотрели алгоритм решения и оформления
заданий № 22-26 для нескольких вариантов.
Времени осталось не так уж много.
Поэтому с сегодняшнего дня несколько уроков посвятим разбору задания № 27 – самого трудного и объёмного,
чтобы вы получили представление о том, как работать с текстом, по какому плану
писать сочинение, на что нужно обратить внимание, чтобы набрать определённое
количество баллов.
Начнём со знакомства с общей характеристикой,
структурой и критериями оценивания сочинения по прочитанному тексту
1. Общая характеристика, структура и критерии оценивания сочинения по
прочитанному тексту
Вторая часть
контрольно-измерительных материалов ЕРЭ по русскому языку состоит из одного
задания с развернутым ответом, или сочинения. Предлагаю пройти по ссылкам и
изучить материал, касающийся структуры экзаменационного сочинения:
https://www.youtube.com/watch?v=M-KKxF5ImW8
https://www.youtube.com/watch?v=NnOiY7OZYDo
Любое сочинение должно отвечать общим требованиям к тексту: иметь ясную структуру, соотноситься с определенным типом и стилем речи, раскрывать тему, содержать определенную идею. Язык сочинения должен отличаться разнообразием лексики, грамматических конструкций, использованием изобразительно-выразительных средств.
Написание сочинения по прочитанному
тексту — особый вид работы, предполагающий создание собственного текста на
основе прочитанного в соответствии с заданным планом. Стандартная
композиционная схема такова:
1. Сформулируйте одну из проблем,
поставленных автором текста.
2. Прокомментируйте заявленную
проблему.
3. Сформулируйте позицию автора.
4. Напишите, согласны или не
согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой
ответ аргументируйте (приведите не менее двух аргументов), опираясь: а) на
литературное (публицистическое, научное) произведение; б) на свой жизненный
опыт.
Сочинение по прочитанному тексту не
должно сводиться к пересказу; в то же время недопустимы отступления от
содержания и проблематики исходного текста.
Критерии оценивания сочинения на основе прочитанного текста
№ |
Критерии оценивания |
Баллы |
I |
Содержание
сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
|
Учащийся
(в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну
из проблем исходного текста. Фактических
ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. |
1
|
|
Учащийся
не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *
Если Учащийся не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной
форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая
работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов. |
0
|
К2 |
Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста |
|
|
Сформулированная
учащимся проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Учащийся
привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания
проблемы. Фактических
ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. |
3
|
|
Сформулированная
учащимся проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Учащийся
привел 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических
ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. |
2
|
|
Сформулированная
учащимся проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, Но
учащийся
не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания
проблемы, Или
в
комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы
исходного текста. |
1
|
|
Сформулированная
учащимся проблема не прокомментирована Или
прокомментирована
без опоры на исходный текст, Или
в
комментариях допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием
исходного текста, Или
прокомментирована
другая, не сформулированная учащимся проблема, Или
вместо
комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, Или
вместо
комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. |
0
|
К3 |
Отражение позиции автора исходного
текста |
|
|
Учащийся
верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по
прокомментированной проблеме. Фактических
ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. |
1
|
|
Позиция
автора исходного текста учащимся сформулирована неверно, Или
позиция
автора исходного текста не сформулирована. |
0
|
К4 |
Аргументация учащимся собственного мнения
по проблеме |
|
|
Учащийся
выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором
текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал
его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической
или научной литературы). |
3
|
|
Учащийся
выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором
текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал
его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), Или
привёл
только один аргумент из художественной, публицистической или научной
литературы. |
2
|
|
Учащийся
выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором
текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал
его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. |
1
|
|
Учащийся
сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста
(согласившись или не согласившись с позицией автора), но
не привёл аргументов, или
мнение
учащегося заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с
автором»), или
мнение
учащегося вообще не отражено в работе. |
0
|
II |
Речевое
оформление сочинения |
|
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность
и последовательность изложения |
|
|
Работа
учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и
последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют,
последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного
членения текста. |
2
|
|
Работа
учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и
последовательностью изложения, Но
допущена
одна логическая ошибка, и/или
в
работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. |
1
|
|
В
работе учащегося просматривается коммуникативный замысел, Но
допущено
более одной логической ошибки, и
/или имеется
два случая нарушения абзацного членения текста. |
0
|
К6 |
Точность и выразительность речи |
|
|
Работа
учащегося характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием
грамматического строя речи. *
Высший балл по этому критерию учащийся получает только в случае, если высший
балл получен по критерию К10. |
2
|
|
Работа
учащегося характеризуется точностью выражения мысли, Но
прослеживается
однообразие грамматического строя речи, Или
работа
обучающегося характеризуется разнообразием грамматического строя речи, Но
есть
нарушения точности выражения мысли. |
1
|
|
Работа
учащегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя
речи. |
0
|
III |
Грамотность |
|
К7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
|
Орфографических
ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). |
3 |
|
Допущено
не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено
три- четыре ошибки. |
1 |
|
Допущено
более четырёх ошибок. |
0 |
К8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
|
Пунктуационных
ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). |
3 |
|
Допущено
одна-три ошибки. |
2 |
|
Допущено
четыре-пять ошибок. |
1 |
|
Допущено
более пяти ошибок. |
0 |
К9 |
Соблюдение языковых норм |
|
|
Грамматических
ошибок нет. |
2 |
|
Допущено
одна-две ошибки. |
1 |
|
Допущено
более двух ошибок. |
0 |
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
|
Допущено
не более одной речевой ошибки. |
2 |
|
Допущено
две-три ошибки. |
1 |
|
Допущено
более трёх ошибок. |
0 |
К11 |
Соблюдение этических норм |
|
|
Этические
ошибки в работе отсутствуют. |
1 |
|
Допущены
этические ошибки (одна и более). |
0 |
К12 |
Соблюдение фактологической точности в
фоновом материале |
|
|
Фактические
ошибки в фоновом материале отсутствуют. |
1 |
|
Допущены
фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале. |
0 |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу
(К1 - К12) |
25 б |
При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150-300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет (или
допущена одна негрубая ошибка); К8 — пунктуационных ошибок нет (или допущена
одна негрубая ошибка). 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более двух ошибок; К8 — допущено одна-три ошибки; К9 —
грамматических ошибок нет; К10 — допущено не более одной речевой ошибки. Высший
балл по критериям К7 — К 12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем
аспектам проверки (К1 — К12) оценивается 0 баллов. Если в работе,
представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся
фрагменты текста учащегося, то при проверке учитывается только то количество
слов, которое принадлежит учащемуся. Работа, написанная без опоры на
прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Таблица перевода набранных
баллов за выполненную работу в отметки
Количество
набранных баллов |
Отметка
|
25-22
|
5 |
21-17
|
4 |
16-12
|
3 |
11-7
|
2 |
Меньше
7 |
1 |
1. Структура (план) сочинения по прочитанному тексту
Теперь предлагаю пройти по ссылке и изучить план, по которому пишется сочинение
ЕРЭ, конкретные советы, речевые клише по оформлению всех структурных элементов:
На следующем уроке мы потренируемся в
написании сочинения по одному из текстов, предложенных для ЕРЭ. Поэтому, если у
вас после проработки материала появятся вопросы, пришлите мне их сегодня на
почту, чтобы я подготовила ответы.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
Желаю удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий