12.04.2022. 11-А класс. Литература (2 урока)
Дорогие ребята!
Огромная просьба: правильно
подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 11-А. 12.04.
Иванов А., где 11-А – ваш класс; 12.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много
времени у меня уходит на переименование ваших работ.
Постарайтесь задания выполнять и отсылать в
день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
Моя электронная почта:
svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении
вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда
рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
11-А класс
Дата: 12.04.2022
Тема: В. Г. Распутин. Народ,
его история, земля и природа в произведениях «Прощание с Матёрой», «Живи и
помни»
Цель: познакомиться
с содержанием, проблематикой произведений.
Ход урока
I. Постановка темы и задач урока.
—
Творчество известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина
большей частью посвящено проблемам деревни, относится к «деревенской прозе». Он из тех русских мыслителей, которые не без
основания считают деревню центром нашего «национального космоса», узлом
множества жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем. Уже после выхода
в свет его первой повести «Деньги для Марии» он попал в поле зрения серьёзной
литературной критики и обрёл широкого читателя. Далее, одна за другой, стали
выходить книги: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»,
«Пожар», которые сделали Распутина одним из ведущих писателей страны.
Главный предмет внимания всего его творчества
— проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. Источником
главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, её
нравственного обнищания. Процесс разрушения и ухода старого крестьянского мира
запечатлён писателем ярко и неповторимо. В его повестях почти нет внешнего
действия, в них отражён сам процесс жизни, внутреннее движение характеров, как
правило, в ситуациях жёстких и безысходных… Сюжеты повестей предельно просты, действие
замедлено, событий происходит немного.
- Сегодня мы
познакомимся с произведениями Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с
Матёрой», «Живи и помни». Повесть «Прощание с Матёрой» подводит
своеобразный итог размышлениям В. Г. Распутина о трагической судьбе деревни под
колёсами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими,
антигуманными
методами. Наиболее яркой и эмоционально сильной является повесть Распутина
«Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга,
ответственности и любви.
— Повести В. Г. Распутина заставляют
задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в
чём причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти
явления? Поэтому произведения В. Г. Распутина ещё долго не утратят своей
актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.
II. Изучение нового материала.
1 .Работа над содержанием произведения
- На сайте «Образовака.ру» познакомься с кратким
содержанием и анализом повестей. Пройди по ссылкам:
1) «Живи и помни»
https://obrazovaka.ru/books/rasputin/zhivi-i-pomni
2) "Прощание с Матёрой"
https://obrazovaka.ru/books/rasputin/proshchanie-s-materoy
2. Работа с учебником
- Получи дополнительные сведения по
учебнику. Прочти с. 393-399 (2 часть).
III. Подведение итогов урока
- Пройди тест по содержанию повестей В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» в Листе контроля, заполнив таблицу.
Тест. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и
помни»
1.
В. Г. Распутин был представителем
литературного направления в русской литературе 1950 – 1980-х годов, которое без
прикрас описывает деревенскую жизнь, особенности быта сельских жителей, их
мечты, цели, переживания. Запишите
название этого направления.
2. Запишите ФИО писателя полностью.
3. Установите соответствие между
названиями повестей и годом их опубликования:
1) «Прощание с Матёрой» |
А) 1974 |
2) «Живи и помни» |
Б) 1976 |
4. Какие темы автор раскрывает в повести
«Прощание с Матерой»?
А)
Мира и войны, выживания в тяжелых условиях;
Б)
Взаимоотношений отцов и детей, преемственности поколений; вечный поиск смысла
жизни; памяти и забвения;
В)
Образования и просвещения, обучения деревенских жителей;
Г)
Истинной любви, поиска личного счастья.
5. Кто в произведении был «самой старой
из старух»?
А) Екатерина; Б) Настёна; В) Сима; Г) Дарья.
6. Сколько лет существовала деревня
Матера?
А) 200;
Б) 300; В) 400; Г) 500.
7. Почему жителям Матеры приходилось
покидать родные места и переезжать?
А)
Ниже по Ангаре строили плотину для электростанции, и остров должно было
затопить;
Б)
На Матере оставалось слишком мало жителей, и туда было трудно добираться;
В)
На Матере началась эпидемия опасного заболевания, и нужно было быстро всех
эвакуировать;
Г)
В соседнем поселке невозможно было устроиться на работу людям из Матеры.
8. О ком из героев произведения идет
речь в цитате: «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не
похожий зверек»?
А) О Богодуле; Б) О домовом Дарьи; В) О Хозяине острова; Г) О Егорке.
9. Кто сжег избу Катерины?
А) Павел;
Б) Андрей; В) Богодул; Г) Петруха.
10. Без чего Катерина чувствовала себя
будто совсем осиротевшей?
А) Без самовара; Б) Без родного дома;
В) Без любимой кошки; Г) Без фотографий родственников.
11. О чем просила Дарья Петра и Андрея?
А) Похоронить ее на Матере; Б) Построить ей в поселке маленькую избу
у реки;
В) Перенести могилы родных; Г) Купить ей новый самовар.
12. Кому из героев произведения
принадлежат слова: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть»?
А) Павлу;
Б) Петрухе; В) Андрею; Г) Дарье.
13. Чего Екатерина не могла простить
Петрухе?
А)
Что он жжет чужие избы; Б) Что он
бросил ее одну на Матере;
В)
Что он украл все ее деньги; Г) Что
он сжег церковь на Матере.
14. Без какого дерева нельзя было
представить Матеру?
А) Без стройной белой березки; Б) Без царственного лиственя;
В) Без древнего дуба; Г) Без шумящего
высокого клена.
15. Установите соответствие между
произведениями В.Г.Распутина и их героями:
1) «Прощание с Матёрой» |
А) Настена – женщина 30-ти лет,
«длинная, тощая», «с застывшей болью на лице», утопилась в реке |
|
Б) Пинигина
Дарья Васильевна – «самая
старая из старух», «высокая и поджарая» со «строгим бескровным
лицом». |
2) «Живи и помни» |
В) Андрей Гуськов – дезертир; заставил жену врать, что она
ничего не знает о его месте пребывания |
|
Г) Богодул – приблудший «блажной» старик, «выдавал
себя за поляка, любил русский мат», жил в бараке, «как таракан» |
16. Определите центральную тему повести
«Живи и помни».
А) Тема отцов и детей; Б) Тема сиротства;
В) Тема войны; Г) Тема нравственного выбора во время
войны, дезертирства
17. Как называлась деревня, в которой
жила семья Гуськовых?
А) Ирпинск;
Б) Гуськовка; В) Атамановка;
Г) Гречановка.
18. Почему Андрей скрывался от родителей
и односельчан?
А) сильно поссорился со всеми до того, как
ушел в армию;
Б) был дезертиром; В) украл
у соседа последние деньги и продукты;
Г) был изуродован осколком.
19. Какая самая большая проблема была у
Настены и Андрея, пока они жили вместе до войны?
А)
У них не было детей; Б) У них не было своего
дома;
В)
Андрей сильно пил и буянил; Г) Настена
часто не ночевала дома.
20. Что Андрей подарил Настене?
А)
Складной нож; Б) Кольцо; В) Часы; Г) Шкатулку.
21. О ком из героев идет речь в цитате:
«Лицо его сильно заострилось и высохло, глаза застыли и смотрели из глубины с
пристальной мукой»? Запишите имя героя.
22. Как Семеновна отреагировала на
беременность Настены?
А) Была рада, что в доме скоро появится
ребенок;
Б) Сначала сердилась, но после успокоилась;
В) Сказала пойти к бабке и избавиться от
ребенка;
Г) Выгнала Настену из дома.
23. О ком из героев идет речь в цитате:
«Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться,
не ждать со страхом завтрашнего дня»? Запишите
имя героя.
24. Как погибла Настена?
А) Попала под поезд; Б) Бросилась в реку;
В) Случайно упала с обрыва; Г) Была расстреляна за то, что скрывала
дезертира.
25. Почему повесть называется «Живи и
помни»?
IV. Домашнее задание: проверить, какие
работы вами не сделаны, сделать их и прислать на почту.
Желаю успеха!
Лист
контроля
11 - А класс
__________________________________________________
ФИО
учащегося
11.04.2022 Литература
Тема: В. Г. Распутин. Народ,
его история, земля и природа в произведениях «Прощание с Матёрой», «Живи и
помни»
Тест. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и
помни»
- Заполни таблицу, вписав правильные варианты
ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.
1. |
|
13. |
|
2. |
|
14. |
|
3. |
|
15. |
|
4. |
|
16. |
|
5. |
|
17. |
|
6. |
|
18. |
|
7. |
|
19. |
|
8. |
|
20. |
|
9. |
|
21. |
|
10. |
|
22. |
|
11. |
|
23. |
|
12. |
|
24. |
|
25.
Спасибо
за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий