понедельник, 11 апреля 2022 г.

 12.04.2022. 11-А класс. Литература (2 урока)

Дорогие ребята!

      Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 11-А. 12.04. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 12.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.

       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

11-А класс

Дата: 12.04.2022

Тема: В. Г. Распутин. Народ, его история, земля и природа в произведениях «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»

Цель: познакомиться с  содержанием, проблематикой произведений.

Ход урока

           I. Постановка темы и задач урока.

      — Творчество известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина большей частью посвящено проблемам деревни, относится к «деревенской прозе». Он из тех русских мыслителей, которые не без основания считают деревню центром нашего «национального космоса», узлом множества жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем. Уже после выхода в свет его первой повести «Деньги для Марии» он попал в поле зрения серьёзной литературной критики и обрёл широкого читателя. Далее, одна за другой, стали выходить книги: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар», которые сделали Распутина одним из ведущих писателей страны.

        Главный предмет внимания всего его творчества — проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. Источником главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, её нравственного обнищания. Процесс разрушения и ухода старого крестьянского мира запечатлён писателем ярко и неповторимо. В его повестях почти нет внешнего действия, в них отражён сам процесс жизни, внутреннее движение характеров, как правило, в ситуациях жёстких и безысходных… Сюжеты повестей предельно просты, действие замедлено, событий происходит немного.

        - Сегодня мы познакомимся с произведениями Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с Матёрой», «Живи и помни». Повесть «Прощание с Матёрой» подводит своеобразный итог размышлениям В. Г. Распутина о трагической судьбе деревни под колёсами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. Наиболее яркой и эмоционально сильной является повесть Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви. 

        — Повести В. Г. Распутина заставляют задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в чём причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения В. Г. Распутина ещё долго не утратят своей актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.

          II. Изучение нового материала.

1 .Работа над содержанием произведения

     - На сайте «Образовака.ру» познакомься с кратким содержанием и анализом повестей. Пройди по ссылкам:

   1) «Живи и помни» 

         https://obrazovaka.ru/books/rasputin/zhivi-i-pomni

   2) "Прощание с Матёрой"

        https://obrazovaka.ru/books/rasputin/proshchanie-s-materoy

  2. Работа с учебником

        - Получи дополнительные сведения по учебнику. Прочти с. 393-399 (2 часть).

III. Подведение итогов урока

- Пройди тест по содержанию повестей В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»  в Листе контроля, заполнив таблицу.

Тест. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»

1. В. Г. Распутин  был представителем литературного направления в русской литературе 1950 – 1980-х годов, которое без прикрас описывает деревенскую жизнь, особенности быта сельских жителей, их мечты, цели, переживания. Запишите название этого направления.

2. Запишите ФИО писателя полностью.

3. Установите соответствие между названиями повестей и годом их опубликования:

 1) «Прощание с Матёрой»

А) 1974

 2) «Живи и помни»

Б) 1976

4. Какие темы автор раскрывает в повести «Прощание с Матерой»?

А) Мира и войны, выживания в тяжелых условиях;

Б) Взаимоотношений отцов и детей, преемственности поколений; вечный поиск смысла жизни; памяти и забвения;

В) Образования и просвещения, обучения деревенских жителей;

Г) Истинной любви, поиска личного счастья.

5. Кто в произведении был «самой старой из старух»?

 А) Екатерина;      Б) Настёна;      В) Сима;      Г) Дарья.

6. Сколько лет существовала деревня Матера?

 А) 200;      Б) 300;      В) 400;      Г) 500.

7. Почему жителям Матеры приходилось покидать родные места и переезжать?

А) Ниже по Ангаре строили плотину для электростанции, и остров должно было затопить;

Б) На Матере оставалось слишком мало жителей, и туда было трудно добираться;

В) На Матере началась эпидемия опасного заболевания, и нужно было быстро всех эвакуировать;

Г) В соседнем поселке невозможно было устроиться на работу людям из Матеры.

8. О ком из героев произведения идет речь в цитате: «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек»?

 А) О Богодуле;     Б) О домовом Дарьи;     В) О Хозяине острова;     Г) О Егорке.

9. Кто сжег избу Катерины?

 А) Павел;      Б) Андрей;      В) Богодул;     Г) Петруха.

10. Без чего Катерина чувствовала себя будто совсем осиротевшей?

 А) Без самовара;                  Б) Без родного дома;    

 В) Без любимой кошки;      Г) Без фотографий родственников.

11. О чем просила Дарья Петра и Андрея?

 А) Похоронить ее на Матере;      Б) Построить ей в поселке маленькую избу у реки;

 В) Перенести могилы родных;        Г) Купить ей новый самовар.

12. Кому из героев произведения принадлежат слова: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть»?

 А) Павлу;      Б) Петрухе;      В) Андрею;      Г) Дарье.

13. Чего Екатерина не могла простить Петрухе?

А) Что он жжет чужие избы;         Б) Что он бросил ее одну на Матере;

В) Что он украл все ее деньги;      Г) Что он сжег церковь на Матере.

14. Без какого дерева нельзя было представить Матеру?

 А) Без стройной белой березки;       Б) Без царственного лиственя;

 В) Без древнего дуба;                         Г) Без шумящего высокого клена.

15. Установите соответствие между произведениями В.Г.Распутина и их героями:

1) «Прощание с Матёрой»

А) Настена – женщина 30-ти лет, «длинная, тощая», «с застывшей болью на лице», утопилась в реке

 

Б) Пинигина Дарья Васильевна – «самая старая из старух», «высокая и поджарая» со «строгим бескровным лицом».

2) «Живи и помни»

В) Андрей Гуськов –  дезертир; заставил жену врать, что она ничего не знает о его месте пребывания

 

Г) Богодул – приблудший «блажной» старик, «выдавал себя за поляка, любил русский мат», жил в бараке, «как таракан»

16. Определите центральную тему повести «Живи и помни».

 А) Тема отцов и детей;      Б) Тема сиротства;

 В) Тема войны;      Г) Тема нравственного выбора во время войны, дезертирства

17. Как называлась деревня, в которой жила семья Гуськовых?

 А) Ирпинск;     Б) Гуськовка;    В)  Атамановка;     Г) Гречановка.

18. Почему Андрей скрывался от родителей и односельчан?

 А) сильно поссорился со всеми до того, как ушел в армию;

 Б) был дезертиром;      В) украл у соседа последние деньги и продукты;

 Г) был изуродован осколком.

19. Какая самая большая проблема была у Настены и Андрея, пока они жили вместе до войны?

А) У них не было детей;                    Б) У них не было своего дома;

В) Андрей сильно пил и буянил;      Г) Настена часто не ночевала дома.

20. Что Андрей подарил Настене?

А) Складной нож;     Б) Кольцо;     В) Часы;     Г) Шкатулку.

21. О ком из героев идет речь в цитате: «Лицо его сильно заострилось и высохло, глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой»? Запишите имя героя.

22. Как Семеновна отреагировала на беременность Настены?

 А) Была рада, что в доме скоро появится ребенок;

 Б) Сначала сердилась, но после успокоилась;

 В) Сказала пойти к бабке и избавиться от ребенка;

 Г) Выгнала Настену из дома.

23. О ком из героев идет речь в цитате: «Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня»? Запишите имя героя.

24. Как погибла Настена?

 А) Попала под поезд;                   Б) Бросилась в реку;

 В) Случайно упала с обрыва;     Г) Была расстреляна за то, что скрывала дезертира.

25. Почему повесть называется «Живи и помни»?

IV. Домашнее задание: проверить, какие работы вами не сделаны, сделать их и прислать на почту.

                                       Желаю успеха!

Лист контроля

11 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

11.04.2022    Литература

Тема: В. Г. Распутин. Народ, его история, земля и природа в произведениях «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»

       Тест. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»

 - Заполни таблицу, вписав правильные варианты ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.

1.

 

13.

 

2.

 

14.

 

3.

 

15.

 

4.

 

16.

 

5.

 

17.

 

6.

 

18.

 

7.

 

19.

 

8.

 

20.

 

9.

 

21.

 

10.

 

22.

 

11.

 

23.

 

12.

 

24.

 

         25.

Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)