воскресенье, 10 апреля 2022 г.

 11.04.2022. 10-А класс. Литература (2 урока)

Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:

   10-А. 06.04. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 06.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 11.04.2022

Тема: А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение                  дворянского гнезда

Цель: познакомиться с историей создания, жанром, героями пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»; осмыслить художественное своеобразие и мастерство драматурга; увидеть на практике новаторский характер пьес А. П. Чехова.

Ход урока

I. Актуализация самостоятельно изученного материала.

 - Здравствуйте. Вспомним материал прошлого урока. Устно ответьте на вопрос:

·         Чем отличается «новая драма» А. П. Чехова от классической европейской

              драмы? Своё мнение аргументируйте.

II. Постановка темы урока

— В 1888 и 1889 гг. Чехов отдыхал в имении Линтварёвых, близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских усадеб. Таким образом, в сознании писателя постепенно вызревал замысел пьесы, где отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнёзд.

      Работа над пьесой «Вишневый сад» требовала от А. П. Чехова больших усилий. «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями»,— сообщал он друзьям. Однако, превозмогая болезнь, бытовую неустроенность, А. П. Чехов писал большую пьесу.— «Вишнёвый сад» — удивительное произведение русской литературы. Смертельно больной автор, сознающий близость своего ухода, говорил миру: «Прости…» Это настроение отзывалось в финальных репликах его героев: «…прощай!.. Прощай!». Есть неуловимо уходящее время, в ход которого включены все. И всё происходящее с нами надо принимать мудро и с юмором. Об этом говорит А. П. Чехов в своей прощальной комедии о вечном круговороте жизни…

      Конец жизни А. П. Чехова пришёлся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. За смертью и умиранием следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием перемен. Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» отражает именно такую переломную эпоху — время, когда старое уже умерло, а новое ещё не народилось, и вот жизнь на какое-то мгновение остановилась, затихла. Кто знает, быть может, это — затишье перед бурей? Ясно было одно: старая жизнь безвозвратно ушла, на смену ей грядёт иная. Скоро начнётся эпоха действий и перемен. Все герои пьесы предчувствуют наступление новой жизни, но одни ждут её с опаской и неуверенностью, а другие — с верой и надеждой.

       Вишнёвый сад — это смысловой и духовный центр пьесы, это единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором всё подчинено строгому порядку природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь — связь с предками и потомками, с Человечеством, с Истиной.  В этом и заключается основная идея чеховской грустной комедии.

III. Работа над темой урока

1.      Просмотр учебного фильма

 - Готовясь к сегодняшнему уроку вы прочитали статьи учебника «О жанровом своеобразии комедии Чехова «Вишнёвый сад», «Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишнёвом саде» с. 348 – 354, пьесу А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

 - Сейчас я предлагаю посмотреть учебный фильм «Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» и пройти тест. Пройдите по ссылке:

        https://www.youtube.com/watch?v=jwUMTkfnDlw

 1.      Обобщим:

      Пьеса «Вишнёвый сад» — одно из самых известных произведений А. П. Чехова.

«Вишнёвый сад» считают одним из самых сложных драматических произведений Чехова. Существует множество трактовок и основного смысла этой пьесы, и характеров героев. Не утихают споры и о жанровой принадлежности этого произведения. Причём начались эти споры сразу же после появления пьесы на театральной сцене. Дело в том, что на афишах и в газетных объявлениях «Вишнёвый сад» назвали драмой. Это очень огорчило и возмутило писателя, ведь Антон Павлович Чехов считал «Вишнёвый сад» комедией. Он так и писал в одном из писем: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс».

Но как назвать комедией пьесу, в финале которой в заколоченном доме забывают больного старика. И разве тема разорения дворянского гнезда и неминуемой гибели вишнёвого сада весёлая? И уж тем более, рассуждения о судьбах родины в комедии меньше всего ожидаешь встретить.

И действительно, режиссёр и актёры Малого Художественного театра восприняли «Вишнёвый сад» как драму или даже «трагедию русской жизни». По словам актрисы Марии Петровны Лилиной, во время чтения пьесы многие плакали, даже мужчины. Антон Павлович Чехов с таким восприятием был не согласен категорически. И тяжело больному писателю пришлось ехать из Ялты в Москву, чтобы принимать участие в постановке спектакля. «…приехал автор и спутал нас всех», – писал об этом Константин Сергеевич Станиславский.

       В чеховской пьесе, несмотря на весь её драматизм, есть множество смешных ситуаций и комических персонажей. Из-за того, что в пьесе «Вишнёвый сад» сочетается трагическое и комическое, литературоведы её часто называют «трагикомедией». Но есть и ещё одно определение для этого произведения – лирическая комедия.

      Лиризм пронизывает всю ткань чеховской пьесы. Настроение создаётся уже с первых слов описания места действия. «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник». Здесь и лирическая картина раннего весеннего утра, и нежное напоминание об ушедшем детстве.

Лиризм чеховской пьесы поддерживается в ремарках: «вздыхает», «радостно, сквозь слёзы», «нежно», «печально», «в сильном волнении», «задумчиво» и так далее. Лирическое настроение в пьесе создаётся паузами, недомолвками, монологами и отдельными репликами героев, их восклицаниями.

        Сложную, тонкую гамму чувств и настроений мы видим и в происходящем на сцене. Например, когда Раневская и Варя восторженно любуются цветущим утренним садом, Гаев напоминает, что скоро этот сад продадут за долги. Здесь восхищение красотой природы сливается с грустным осознанием того, что эта красота скоро погибнет. А это осознание в свою очередь вызывает гнев и осуждение беспутных хозяев, которые своей легкомысленностью и бесхозяйственностью сгубили родовое гнездо.

       «Трудность» чеховской пьесы заключается в абсолютном новаторстве драматургии и сложных неоднозначных характерах персонажей «Вишнёвого сада».

Как проявляется новаторство Чехова-драматурга в комедии «Вишнёвый сад»?

«Вишнёвый сад» состоит из четырёх действий, но классическая схема драмы (экспозиция – завязка-перипетия – кульминация – развязка) в комедии не соблюдается. Сюжет пьесы строится вокруг продажи имения за долги. Но этапы развития основного конфликта пьесы «Вишнёвый сад» выделить практически невозможно. Более того, главное событие пьесы, продажа имения, вынесено за пределы сцены. Дело в том, что в основе конфликта лежит не столкновение личностных интересов или социальное противоборство, а конфликт ключевых персонажей с окружающей средой и действительностью.

Новаторство Чехова заключается и в способах раскрытия персонажей, их взаимодействия. В классической драме характеры персонажей раскрываются в их поступках. В том, как они достигают намеченной цели. Чехов раскрывает своих героев не через действие, а через их переживания и монологи. Некоторые важные факты биографии персонажей и вовсе оставлены воображению читателей. Например, мы знаем, что Петя Трофимов – вечный студент. Но почему его дважды отчисляли из университета? От бедности? Из-за конфликтов с профессорами? За неуспеваемость или из-за политической деятельности?

Очень необычна структура диалогов в пьесе. Часто вопросы повисают в воздухе, оставаясь без ответа. Темы перескакивают с одной на другую. Мы видим резкие переходы от возвышенного к низкому. Например, как в этой реплике Раневской: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, всё плакала. Однако же надо пить кофе».

Сумбурность диалогов не только отражает чеховское стремление к реализму, но и подчёркивает, что персонажи в беседе не слушают и не слышат друг друга. Они сосредоточены только на себе. Этот приём называют «диалогом глухих».

Нельзя не отметить важную роль ремарок, которые не только создают настроение в пьесе и поддерживают эмоциональный фон. Ремарки в пьесах Чехова – инструмент, с помощью которого драматург раскрывает идейное содержание пьесы.

Пьеса полифонична. Практически у каждого персонажа своя драматическая линия, и эти линии постоянно пересекаются и наслаиваются одна на другую. В комедии «Вишнёвый сад» ярко проявляется ещё одна важная черта чеховской драматургии — отсутствие деления персонажей на отрицательных и положительных, главных и второстепенных. В зависимости от трактовки пьесы, главным персонажем можно назвать и Раневскую, и Аню, и Лопахина с Митей Трофимовым. И их же записать во второстепенные.

А уж тем более невозможно определить, положительный или отрицательный тот или иной чеховский персонаж.

Например, Любовь Андреевна Раневская – это положительный или отрицательный образ? Другие герои пьесы называют её доброй и славной. Раневская – тонкая натура, чуткая к прекрасному. Она сентиментальна и доверчива, в её словах много восторженности и умиления. Но вместе с тем Раневскую нельзя назвать глубокой натурой. Её настроение быстро меняется. К окружающим людям она, по сути, равнодушна. Раневская легко отдаёт золотой нищему, в то время как прислуге в её доме есть нечего. Более того, в этих условиях жуткого безденежья она устраивает никому не нужный бал. Её легкомыслие, безответственность и безволие привели к разорению родового гнезда.

Раневская посвятила жизнь человеку, который обобрал её, изменяет ей и обманывает. Родная дочь Любовь Андреевну почти не занимает. И после продажи родового гнезда Раневская тут же уезжает в Париж. Жить там она собирается на чужие деньги, присланные на покупку имения. Причём Раневская прекрасно отдаёт себе отчёт в своих поступках, просто не придаёт этому значения. Она говорит, что тётушкиных денег в Париже ей надолго не хватит.

Или вот её характерная реплика: «Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно...»

Так же беспечен и безволен брат Раневской Гаев, который признаётся, что проел своё состояние на леденцах. Он не способен на серьёзные поступки. Гаев привык к эффектным театральным позам и красивым фразам. Он клянётся, что имение не продадут, но для этого может только попросить денег в долг. Хотя долги отдавать ему нечем. И Гаев смешон в этой высокопарности. Именно Гаеву принадлежит один из самых нелепых, несуразных и смешных монологов пьесы. «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».

Единственное, что по-настоящему занимает Гаева, это биллиард. Гаев постоянно сыплет биллиардными терминами и невпопад вставляет в разговор описание игровых комбинаций.

Но можно ли при всех этих качествах назвать Раневскую и Гаева отрицательными персонажами? Нет. Они неприспособленные к жизни, безвольные, беспечные, но не злые. Они не хотят никому причинить вреда и не строят коварных планов.

Зачастую антагонистом в пьесе пытаются представить Лопахина. Его характеризуют как бездушного дельца, уничтожающего вишнёвый сад ради прибыли.

Но такая трактовка была бы не по-чеховски примитивной. В отличие от Гаева и Раневской, Лопахин – деятельный и здравомыслящий человек. Умный, скромный. Он добр, трепетно относится к Раневской и даже романтизирует её образ. Лопахин искренне пытается помочь Гаеву и Раневской, предлагая план, который помог бы сохранить имение и разбогатеть.

Лопахин не лишён чувства прекрасного. Например, он с искренним восхищением вспоминает, как красиво цвело маковое поле. А имение для Лопахина – это место, «прекрасней которого ничего нет на свете». Петя Трофимов говорит о тонкой, нежной душе Лопахина и отмечает, что у этого потомка крепостных «тонкие, нежные пальцы, как у артиста». Все, кроме Гаева, считают Лопахина хорошим, достойным человеком. Исследователи отмечают и то, что в биографии драматурга и его героя довольно много общего: происхождение, тяжёлое детство, постоянный упорный труд, покупка имения.

Обратите внимание на те чувства, которые Лопахин испытывает, рассказывая о покупке имения. Это восторг и гордость. «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Но вместе с тем, это и острая жалость к плачущей Раневской. «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернёшь теперь», – с укором говорит Лопахин. А главное – это осознание трагической неправильности происходящего. «О, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь», – со слезами восклицает новый хозяин вишнёвого сада.

Ещё один важный момент связан с тем, что, если бы не Лопахин, имение ушло бы за бесценок. Лопахин сделал Раневскую и Гаева очень богатыми, заплатив сверх долга огромные деньги. Оценили это бывшие хозяева имения? Нет. Для них вырубить часть сада под дачи – неприемлемая пошлость, а продажа имения – трагедия, несмотря на то, какие деньги они за это получат.

Роль Лопахина Антон Павлович Чехов называл центральной.

Однозначно положительным зачастую представляют образ Пети Трофимова. Он говорит красивые и правильные слова о свободе, будущем страны, высшем счастье. «Человечество идёт к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!..»,  заявляет он. Петя уверен, что сможет если не построить это высшее счастье, то указать к нему дорогу.

Но сможет ли? Ведь Трофимову почти 30 лет, а он даже не закончил университет.

«Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с места на место, так это странно», — ласково упрекает Петю Раневская.

Кроме того, в образе Пети Трофимова есть доля комичности. Например, его называют «облезлым барином» и недотёпой. А пристрастие к пафосным речам в какой-то мере сближает его с Гаевым.

Говоря о системе образов в комедии «Вишнёвый сад» нельзя обойти вниманием огромное количество внесценических персонажей, лиц, которые только упоминаются, но не выходят на сцену. Это погибший сын Раневской, её парижский любовник, богатая тётка из Ярославля, отец Лопахина и так далее. Мы постоянно ощущаем их присутствие, незримое влияние на происходящее. С помощью внесценических персонажей расширяется пространство пьесы, раскрываются связи между людьми и событиями, создаётся особый эмоциональный фон пьесы.

«Чехов оттачивал свой реализм до символа, а уловить эту нежную ткань произведения Чехова театру долго не удавалось; может быть театр брал его слишком грубыми руками…», – признал впоследствии Владимир Иванович Немирович-Данченко.

Вишнёвый сад символизирует Россию, а его хозяева – прошлое, настоящее и будущее России. Комедия «Вишнёвый сад» – это пьеса о России, о её судьбе.

Как мы уже не раз говорили, произведения Чехова складываются из мельчайших, но важных деталей, нюансов, сложных переходов настроений. Поэтому исследователи говорят не только о символизме в творчестве Антона Павловича Чехова. 

2.      Самоконтроль изученного материала

Тест по пьесе А. П.Чехова «Вишнёвый сад»

(если вы претендуете на оценку «5» за работу, вам нужно выполнить все задания достаточного уровня и ответить на 5 любых вопросов из высокого уровня)

Достаточный уровень

1.Укажите годы жизни А. П.Чехова.

1) 1824 – 1890 гг.              3) 1860 – 1902 гг.

2) 1860 – 1904 гг.              4) 1865 – 1901 гг.

2. В каком городе родился А. П.Чехов?

1) в Таганроге         3) в Москве

2) в Петербурге        4) в Орле

3.Определите жанр пьесы «Вишнёвый сад» (авторское определение).

1) трагикомедия                     3) драма

2) социальная комедия          4) комедия

4. Пьеса «Вишневый сад», стала для Чехова:

1)      Его дебютным произведением.

2)      Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России.

3)      Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем.

      4) Возможностью вывести на сцену свою жену, для которой и писалась пьеса.

5. Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад» была осуществлена Художественным театром в:

1) 1901г.        3) 1903 г.

2) 1904г.        4) 1902 г.

6. Укажите основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад».

1) конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов)

2) конфликт ключевых персонажей с окружающей средой и действительностью

3) борьба вокруг продажи имения

4) столкновение между различными социальными группами (помещица Раневская – купец Лопахин)

7. Среди черт «новой драмы» Чехова найдите ту, «символом» которой является Епиходов.

1) атмосфера всеобщего неблагополучия

2) атмосфера всеобщего одиночества

3) атмосфера психологической глухоты

4) полифоничность чеховских драм, «хоровая судьба»

8.  В чём особенность диалогов в пьесе «Вишнёвый сад»?

1)  они построены как диалоги – монологи

2)  они построены как классические диалоги – реплика является ответом на предыдущую

3)  они построены как «диалоги глухих» (персонажи не слышат друг друга)

9. Идейное содержание пьесы «Вишнёвый сад» раскрывается в:

1) поступках героев;       2) в диалогах персонажей;

3) в монологах героев;    3) в авторских ремарках,

10.  Укажите внесценических персонажей (несколько) пьесы «Вишнёвый сад».

1)  ярославская тётушка          2)  Симеонов-Пищик

3)  отец Лопахина                   4)  Любовник Раневской

11. Почему Раневская отказывается сдавать имение в аренду?

1) не хочет вырубать вишневый сад, расположенный там

2) не хочет иметь посторонних людей в имении

3) хочет отдать имение для благотоворительных целей

4) богата и не нуждается в деньгах

12. Кого из героев называют "вечным студентом"?

1) Лопахина            2) Гаева

3) Трофимова         4) Фирса

13. Кто из героев оказывается запертым в доме в конце пьесы?

1) Трофимов           2) Фирс

3) Раневская            4) Лопахин

14. Господин Лопахин является сыном:

1) деревенского священника        2) богатого дворянина

3) состоятельного купца              4) крепостного крестьянина

15.  Многие из героев пьесы живут прошлым, некоторые – будущим. Один из героев живёт настоящим. Кто?

1)  Фирс                     2)  Трофимов

3)  Раневская             4)  Лопахин

16. Как в Художественном театре называли характерное для чеховских пьес развитие действия?

1)  «бурный поток»                         2)  «подводное течение»

3)  «невидимая жизнь»                    4)  «буря и натиск»

 Высокий уровень

1. В каком году А.П. Чехов написал пьесу «Вишнёвый сад»?

2.  Назовите девичью фамилию Раневской. 

3.  Что является главным «происшествием» (кульминацией сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе «Вишнёвый сад»?

4.  Кто стал хозяином вишнёвого сада? 

5.  Всех героев пьесы «Вишнёвый сад» объединяет атмосфера всеобщего неблагополучия. «каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье,» - говорит Епиходов. Какое прозвище ему дали? 

6.  Укажите имя героя пьесы «Вишнёвый сад», который просит Раневскую взять его с собой в Париж, так как Россия для него «страна необразованная», «народ безнравственный, притом скука…».

7.  Укажите фамилию персонажа пьесы А. П.Чехова «Вишнёвый сад», которому принадлежит реплика: «Вся Россия – наш сад…». 

8.  Укажите фамилию персонажа «Вишнёвый сад», пересыпающего свою речь «бильярдной» лексикой. 

9.  Укажите имя героини «Вишнёвый сад», которая мечтает о такой судьбе: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я всё, ушла бы подальше. В монастырь ушла». 

10.  Запишите фамилию героя пьесы «Вишнёвый сад», которого Петя Трофимов называет «хищным зверем». 

IV. Подведение итогов

 - Устно ответьте на вопросы:

• Каков же, на ваш взгляд, жанр пьесы?

• Чем обусловлено название пьесы?

• Какую роль играет в пьесе образ вишнёвого сада?

Желаю успеха!

Лист контроля

10-А класс       ____________________________________________________________

                                               ФИО учащегося

11.04.2022    Литература

Тема: А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение                  дворянского гнезда

 - Опираясь на материал урока, статью учебника с. 348 – 354, содержание пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, пройдите тест – заполните таблицу.

Тест по пьесе А. П.Чехова «Вишнёвый сад»

(если вы претендуете на оценку «5» за работу, вам нужно выполнить все задания достаточного уровня и ответить на 5 любых вопросов из высокого уровня)

Достаточный уровень:

1

 

9

 

2

 

10

 

3

 

11

 

4

 

12

 

5

 

13

 

6

 

14

 

7

 

15

 

8

 

16

 

Высокий уровень: (номер вопроса ставьте в соответствием с нумерацией в задании)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)