вторник, 5 апреля 2022 г.

 06.04.2022. 10-А класс. Русский язык

Дорогие ребята!

        Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:

   10-А. 06.04. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 06.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

       Если фотографируете работу в тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

                                                                                                              Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 06.04.2022

Тема: Правописание наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий

Цели урока: повторить орфограммы, связанные с правописанием наречий; формировать умения находить в наречиях изучаемую орфограмму и правильно писать их.     

Ход урока

I.         Постановка темы.

- На прошлом уроке мы убедились: наречие – одна из самых трудных частей речи в плане правописания. Поэтому сегодня мы повторим трудные случаи правописания этой части речи: «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий».

 Актуализация изученного материала

 - С учетом того, что наречие подробно изучалось в 7 классе, предлагаю повторить материал с помощью учебного видеоролика. Посмотри фильм «Наречие. Повторение». Во время просмотра на черновике делай записи по теме «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий» (эти правила пригодятся при выполнении упражнений), выполняй задания вместе с мультяшными героями. Пройди по ссылке:

 https://drive.google.com/file/d/1RvP6-KxJ1JfLnZ9FJut-UkmSNbxjOnsq/view?usp=sharing

III. Повторение пройденного материала

1.      Самоконтроль повторения

 - А теперь устно ответь на вопросы. Речь пойдёт о тех правилах, которые мы не рассматривали на прошлом уроке. В случае затруднений обращайся к видеоролику, не переходи к выполнению следующего задания, пока не будешь знать ответы на все вопросы:

 - В каких случаях в наречиях пишется –Н, а когда –НН? Приведи примеры.

 - Как различить приставки НЕ- и НИ- в наречиях? Приведи примеры.

 - В каких случаях наречия пишутся через дефис? Приведи примеры.

    2. Работа с таблицами

 - Случаи слитного и раздельного написания наречий считаются самыми трудными. Поэтому лингвисты советуют проверять правописание наречий по орфографическому словарю. Но я считаю, что когда словаря нет под рукой, всегда можно воспользоваться правилом. Поэтому рассмотри таблицы и с их помощью расскажи о слитном и раздельном написании наречий:

                                        Слитное написание наречий, образованных

от местоимений, числительных, наречий и прилагательных

Правила

Примеры

Исключения

1.Наречия, образованные от прилагательных

Вкрутую, вплотную, попусту

на мировую, на боковую, на попятную, в открытую, в общем

2.Наречия, образованные от собирательных числительных

вдвое, надвое

по одному, по двое, по трое.., в трое рук, один на один, глядеть в оба

3.Наречия, образованные от местоимений

почему, отчего, оттого, зачем, затем

вслед за тем, ни в какую, всего-навсего, во всю длину

4.Наречия, образованные от наречий

доныне, донельзя, повсюду

до завтра, на сегодня, на потом, на после

5.Наречия, образованные от сравнительной степени прилагательных или наречий

покрепче, подороже

-

Слитное написание наречий, образованных

от существительных и предлогов

Правила

Примеры

Исключения

1.Наречия, имеющие в своем составе существительные, не употребляющиеся в современном русском языке

вдоволь, вдогонку, вдребезги, дотла, кстати запанибрата, исподлобья, исподтишка, , набекрень

-

2.Наречия, имеющие значения обстоятельства места или времени

вверх, вниз, вперед, вглубь, вовремя

в глубь леса, во время путешествия

3.Наречия с приставкой о- и к-

оземь, отчасти, кряду, изнутри

к месту, не к спеху

4.Наречия, образованные от существительных с начальными сочетаниями впере-, напере-, впри-, враз-, вна-, навы-, впол-, вполу-

вперемешку, наперекор, вприсядку, взахлеб, навыкате, вразброс, внакидку, взаймы, вполсилы, вполголоса,

в придачу, в прибавку, в рассрочку, в замену (но взамен), на вырост, в насмешку, на выбор, на подбор, в наклон

Раздельное написание наречий, образованных от существительных

Правила

Примеры

Исключения

1.Если приставка оканчивается на согласную и существительное начинается с гласной

без оглядки, без умолку, без отказа, без устали, в отместку, в охапку

-

2.Если в состав наречия входит существительное, сохранившее некоторые падежные формы

за границей, под мышкой

наизнанку, поодиночке, вмиг, наспех

3.Если наречие включает приставку в-, на-, и существительное, оканчивающееся на -ах

на четвереньках, в головах, на глазах

впотьмах, впопыхах, второпях, вгорячах, впросонках

Примечание:   Пишутся, как правило, раздельно наречия, образованные от сочетаний с предлогами без, до:       без толку, до упаду, до зарезу

IV. Тренировочные упражнения.

Задание 1 (выполняем в Листке контроля)

 - Образуйте от данных прилагательных наречия, выделите орфограмму по образцу:

      Образец: где – нигде (без удар.), негде (под удар.); русский – по-русски

      Зимний, осенний, хороший, лисий, французский, африканский, третий, десятый, куда, откуда, как, новый, пустой, боевой.

 - С двумя любыми наречиями составьте и запишите словосочетания.

 - Ещё с двумя наречиями составьте и запишите предложения.

    Задание 2(выполняем в Листке контроля)

 - Раскройте скобки:

      (Во)время урока, приехать (во)время; прочитать (в)первые, (в)первые минуты; одеться (по)зимнему, (по)зимнему небу; (с)начала урока, начать (с)начала; (в)начале подумай, (в)начале статьи; подняться (на)верх, спуститься (с)верху, (на)верх дерева; (в)глубь леса, нырнуть (в)глубь; (по)видимому отрезку шоссе; (по)видимому, не успеть; (во)вторых санях, (во)первых, прочти, (во)вторых, подумай; (в)дали летели, (в)дали голубой; шел (на)встречу, (на)встречу с друзьями; сделать (на)зло, врагам, ответить (на)зло добром; сесть (на)конец скамейки, (на)конец все встали.

      (По)немецки, (в)двое, (на)всегда, (с)размаху, (на)бок, (шиворот)навыворот, точь(в)точь, (в)плотную, (на)ходу, (на)изусть, (на)память, (с)позаранку, (давным)давно, (как)никак, (кое)где, (в)рукопашную, (без)устали, (под)мышки, (во)первых, (крест)накрест, (ис)подтишка, (на)славу, (на)против, (в)миг, (в)полголоса, (по)просту, (по)моему, (по)маленьку, (по)прежнему.

 V. Подведение итогов

 - Какие правила, связанные с правописанием наречий, показались тебе самыми трудными?

 - Повтори их ещё раз, воспользовавшись материалами урока или учебным видеороликом.

VI. Домашнее задание: выучить правила, связанные с правописанием наречий (см. с. 242 учебника и видеоролик)

                                 Желаю успеха!

                                                          Лист контроля

10-А класс       ____________________________________________________________

                                               ФИО учащегося

16.04.2020    Русский язык

Тема: Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

        Задание 1. 

 - Образуйте от данных прилагательных наречия, выделите орфограмму по образцу:

      Образец: где – нигде (без удар.), негде (под удар.); русский – по-русски

Зимний

 

осенний

 

хороший

 

лисий

 

французский

 

африканский

 

третий

 

десятый

 

куда

 

откуда

 

как

 

новый

 

пустой

 

боевой

 

 - 2 словосочетания:

 - 2 предложения:

 Задание 2. 

- Раскройте скобки:

      (Во)время урока, приехать (во)время; прочитать (в)первые, (в)первые минуты; одеться (по)зимнему, (по)зимнему небу; (с)начала урока, начать (с)начала; (в)начале подумай, (в)начале статьи; подняться (на)верх, спуститься (с)верху, (на)верх дерева; (в)глубь леса, нырнуть (в)глубь; (по)видимому отрезку шоссе; (по)видимому, не успеть; (во)вторых санях, (во)первых, прочти, (во)вторых, подумай; (в)дали летели, (в)дали голубой; шел (на)встречу, (на)встречу с друзьями; сделать (на)зло, врагам, ответить (на)зло добром; сесть (на)конец скамейки, (на)конец все встали.

      (По)немецки, (в)двое, (на)всегда, (с)размаху, (на)бок, (шиворот)навыворот, точь(в)точь, (в)плотную, (на)ходу, (на)изусть, (на)память, (с)позаранку, (давным)давно, (как)никак, (кое)где, (в)рукопашную, (без)устали, (под)мышки, (во)первых, (крест)накрест, (ис)подтишка, (на)славу, (на)против, (в)миг, (в)полголоса, (по)просту, (по)моему, (по)маленьку, (по)прежнему.

                                                Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)