06.04.2022. 10-А класс. Литература
Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
10-А. 06.04.
Иванов А., где 10-А – ваш класс; 06.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Моя
электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 06.04.2022
Тема:
Особенности драматургии А. П. Чехова
Цель: познакомиться
с особенностями драматургии А. П. Чехова; осмыслить художественное своеобразие
и мастерство драматурга; показать новаторский характер пьес А. П. Чехова.
Ход урока
I. Актуализация самостоятельно изученного
материала.
- Вспомним материал
прошлого урока. Устно ответьте на вопрос:
·
Что губит человека и что возвращает его к подлинной жизни (по
рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)?
II. Постановка темы
урока
— Чехов-драматург формировался в
конкретных исторических условиях, его путь к созданию новой драматургии проходил
через определённые социальные формации, которые должны были отразиться на
характере и тенденциях, на тематике и строе его драм. Ключ к пониманию
своеобразия чеховской драматургии и истоков его художественных образов лежит в
той исторической эпохе и в той социальной среде, которая выдвинула Чехова и
предопределила его классовое сознание.
Для всего драматического пути Чехова характерны две черты: стремление выразить в
форме драматического произведения большое социальное содержание эпохи, создать
на основе критического усвоения окружающей писателя действительности социальную
драму,— и стремление претворить материал своих наблюдений в предельно правдивых
образах, в точных реалистических формах искусства. Чехов создал серию драматических произведений, которые являются
правдивыми социально-историческими картинами эпохи реакционного мрака 1880-х
гг. и эпохи предреволюционного рассвета 1890-х гг., и Чехов нашёл для этих
синтетических картин те художественные приёмы письма, которые сделали их
необычайно убеждающими и влиятельными. Вот это двустороннее проявление
критического реализма Чехова и породило произведения, имеющие огромное
познавательное и культурное значение для наших дней. Наша задача — раскрыть
это значение пьес Чехова, показать конкретный процесс появления и изменения
социальной тематики и драматического стиля драматурга-новатора, обусловленных
общим изменением социально-политических установок его эпохи.
III. Работа над темой
урока
1. Лекция учителя о становлении
Чехова-драматурга.
- А. П. Чехов весьма рано стал увлекаться
театром. Будучи гимназистом, он участвовал в домашних спектаклях, выступая в
собственных импровизациях, часто посещал таганрогский театр, интересуясь
наравне с классическим репертуаром переводными французскими мелодрамами и
водевилями. Степень влияния театральной формы на раннее литературное творчество
Чехова видна из первых его литературных опытов. По свидетельству биографов
писателя, первыми его литературными произведениями были водевиль «Недаром
курица пела», до нас не дошедший, и драма «Безотцовщина». Однако в силу
литературной неопытности начинающего писателя первая большая пьеса Чехова не
была им напечатана и не была поставлена на сцене.
Свою драматургическую деятельность Чехов
начал с писания юмористических одноактных пьесок-водевилей, или, как их
называли в те годы,— шуток, сцен. Эта малая форма драматургических произведений
тесно примыкает к обширному циклу мелких рассказов и очерков Чехова того же
времени.
В конце 1880-х гг., в пору усилившегося
после разгрома народовольцев самодержавно-полицейского режима и вызванного им
общественного угнетения, Чехов выступил с пьесой «Иванов», в которой поставил задачей, как он сам определил,—
суммировать образ интеллигента, подавленного тяжёлыми условиями политического
строя. Пьеса со своими центральными для эпохи темами, будучи поставленной на
московской сцене, явилась поводом для необычайно оживлённого и страстного
обсуждения её современными критиками. В сезон 1889 г. «Иванов» был поставлен в
Петербурге на сцене Александринского театра и имел исключительный успех.
Успех дебюта Чехова на сцене побудил его
к писанию вслед за первой драмой — пьесы «Леший».
Новая пьеса ставила иные задачи: на первый план была выдвинута моральная тема,
вытекающая из обрисовки общей бытовой картины жизни интеллигентного круга лиц.
Нарушение моральной нормы объясняло, по замыслу Чехова, противоречия социальной
жизни и все трудности человеческих взаимоотношений. Основная направленность
пьесы — протест против подозрительного отношения к людям, против желания
наложить на человека тот или иной ярлык, протест против среды, которая в каждом
человеке «ищет народника, психопата, фразёра — всё, что угодно, но только не
человека!» В пьесе дана галерея «нудных, эпизодических лиц», ряд «сонных
физиономий, скучных, постылых разговоров», показана среда, в которой главный
герой Хрущов, по его словам, чувствует, что с каждым днём «становится всё
глупее, мелочнее и бездарнее». «Леший» отразил характерную для жизни
разночинной интеллигенции конца 1880-х гг. растерянность перед суровой
социальной действительностью, её метанья в поисках какого-то выхода из тисков
этой действительности и её неспособность правильно определить основное
направление общего потока жизни.
Создание А. П. Чеховым пьесы «Чайка» приходится уже на середину 1890-х
годов, на время, когда в театр проникали с разных сторон и упорно утверждались
в нём новые веяния. Ведущей темой пьесы является показ обывательского
перерождения интеллигенции, тех её представителей, которые отходя от активной
общественной жизни и уходя в область чистого искусства, приходят к личному
краху.
В середине 1890-х гг. — ко времени
написания А. П. Чеховым пьесы «Дядя Ваня»
— окончательно определилась художественная позиция художника, как выразителя
дум и исканий передовых слоёв мелкобуржуазной интеллигенции времени 1880-х
годов и закончилось формирование его художественного стиля. В пьесе «Дядя Ваня»
А. П. Чехов дал объективную картину социально-политического бытия
мелкобуржуазной интеллигенции. Мастерство драматурга получило здесь полное и
гармоничное разрешение.
Пьеса «Три
сестры» по своей теме является как бы продолжением пьесы «Дядя Ваня»,
обрисовывая судьбы того же интеллигентного слоя провинциальной России. Перед
нами проходят представители буржуазной и военной интеллигенции, не имеющие
осмысленной жизни в настоящем, лишённые идейных перспектив в будущем.
Тематическая ткань пьесы, тонко обработанная реалистическими и психологическими
приёмами, пронизана ярко выраженной пессимистической лиричностью.
В последней пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» звучит новая тема. Тема
эта — крупнейшие общественные сдвиги, изменение дворянского строя общества с
его некогда устоявшейся, некогда крепкой типовой жизнью, смена распадающегося,
уходящего помещичье-дворянского хозяйственного уклада укладом
буржуазно-капиталистическим.
Имя Чехова-драматурга неразрывно связано
с Московским Художественным театром, который первый дал подлинную сценическую
жизнь его пьесам. Чеховские пьесы часто называют драмами настроения. Как писал
К. С. Станиславский: «Их прелесть в том, что не передаётся словами, а скрыто
под ними или в паузах, или во взглядах актёров, в излучении их внутреннего
чувства». Как и в чеховской прозе, жизнь в его пьесах предстаёт многомерной, не
поддающейся упрощённому толкованию. Чеховские «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»,
«Вишнёвый сад» не сходят с театральных подмостков и по сей день.
2.
Работа с учебником
- Прочитайте статьи учебника «Общая
характеристика новой драмы», «Исторические истоки новой драмы», «Особенности
поэтики новой драмы» с. 340 – 347.
- Найдите в учебнике и отметьте ответы на
вопросы № 1-4 на с. 347.
3. Сделаем выводы- это надо выучить!
Общая
характеристика «новой драмы»
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего
неблагополучия. В них нет счастливых людей. У писателя особое ощущение
драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни,
растворяясь в повседневности. Возникает ощущение, что в нескладице отношений
между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все
вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт
приглушён, поэтому нет деления на положительных и отрицательных героев.
Исторические
истоки «новой драмы»
Драма Чехова выражает общественное
пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного
подъёма:
• Недовольство существующей
жизнью охватывает всю интеллигенцию;
• идёт неуклонное нарастание
этого недовольства;
• освободительные порывы становятся
достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего
человека;
• беспокойность становится фактом
повседневного существования людей. На этой исторической почве и вырастает
чеховская драма.
Особенности
поэтики «новой драмы»
• Нет ключевого события, судьбы
героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение;
• нет главного героя, нет деления
на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый ведёт свою
партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множества
равноправных и подголосков (полифонизм);
• новый подход в раскрытии
человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой
показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия.
Слова героев имеют скрытый душевный подтекст;
• речевая индивидуализация героев
стушёвана. Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать
общее настроение драмы;
• события в драмах даны как
репетиция, идёт накопление сил, к решительным поединкам герои ещё не готовы;
• каждая пьеса состоит из четырёх
актов.
IV. Подведение итогов
- Устно ответьте на вопросы:
• Какие события в жизни России
подготовили возникновение новой драмы?
• Каковы различия театра А. П.
Чехова и театра А. Н. Островского?
• В чём заключаются основные
особенности чеховской драматургии?
• Почему в драмах А. П. Чехова
отсутствует деление на положительных и отрицательных героев?
• В чём состоит двойственность
конфликта в драмах А. П. Чехова?
• Как вы понимаете выражение
«подводное течение»? Кому принадлежат эти слова?
• Каково строение драм А. П.
Чехова?
V. Домашнее задание:
Прочитать статьи учебника «О жанровом
своеобразии комедии Чехова «Вишнёвый сад», «Своеобразие конфликта и его
разрешение в «Вишнёвом саде» с. 348 – 354, пьесу А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
(краткое содержание на сайте «Образовака. Ру»). Готовьтесь к тестовому опросу
по содержанию и по страницам учебника
Желаю успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий