вторник, 29 марта 2022 г.

 29.03.2022. 10-А класс. Русский язык (2 урока)

Дорогие  ребята!

         Для осуществления контроля над выполнением заданий вам будут в конце каждого урока предоставляться Листы контроля, которые нужно будет скопировать, вставить в документ Word и выполнить предложенные задания, следуя указаниям учителя. Заполненный Лист контроля нужно подписать:

10-А. 29.03. Иванов А.,

где 10-А – ваш класс; 29.03. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия

и выслать на мою электронную почту, продублировав в теме письма подпись:

10-А. 29.03. Иванов А.

      Можно выполнять работу в тетради: понятным и аккуратным почерком. Но тогда вам нужно будет сфотографировать сделанную работу и фото выслать мне на почту. Если фотографируете работу в тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс              Прошу прощения за задержку!

Дата: 29.03.2022

Тема: Деепричастие. Образование, правописание деепричастий.

Цель урока: повторить морфологические признаки деепричастия, правила образования и написания деепричастий.

Ход урока

I. Чем будем заниматься сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке ты вспомнишь, что такое деепричастие как часть речи, морфологические признаки деепричастия, правописание НЕ с деепричастиями, условия выделения запятыми деепричастного оборота.

II. Повторение материала.

1.      Просмотр видеоурока по теме

- Пройди по ссылкам и посмотри видеоуроки по теме:

        1) Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот

         https://www.youtube.com/watch?v=UnliReEy2vk

         https://www.youtube.com/watch?v=NbjJyAnIrfE

        2) Правописание деепричастий

        https://www.youtube.com/watch?v=sTz8xu70zs8

  2. Работа с учебником

- Закрепи полученные знания, прочитай и выучи теоретический материал на с. 75, 241 учебника.

     3.Культура речи. На заметку!

- Очень много ошибок и школьники, и взрослые допускают при построение предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами. Чтобы речь была культурной и правильной, запомни следующее:

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемомСидя на ветке, белка грызла орехи.(Грызла (к а к?) сидя на ветке.) Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).

Обратите внимание!

  1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом- сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»),
  2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»),
  3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).

III. Практические задания на закрепление материала (выполняем в Листе контроля)

      Задание 1

- Образуй от глаголов деепричастия, определи вид (совершенный – отвечает на вопрос что сделав?; несовершенный – отвечает на вопрос что делая?) и запиши его в скобках рядом с деепричастием. Расставь знаки препинания.

Образец: Слезает, рукой опершись (сов.) на седло.

      (Перестать) ___ читать люди перестают мыслить. Делай великое (не) (обещать) ___ великого. (Одарить) ___ человека многими талантами природа, к сожалению, не предохранила его от глупых поступков. (Научиться)____ управлять своими чувствами можно многого добиться.

      Задание 2

- В данных предложениях раскрой скобки, расставь пропущенные запятые. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выдели цветом.

                     Образец: Пастух, спускаясь с горы, увидел наш костер.

1)      Мальчик убирая в своей комнате нашёл огромное количество вещей.

2)      Он шел (не)торопясь.

3)      Он работал засучив рукава.

4)      Расправив бурые ловкие и чуткие крылья лишь изредка трогая ими воздух орлы начали стремительно выписывать в поднебесье огромные круги.

5)      Она получила хорошую оценку сделав все верно.

6)      Она работала всю ночь (не)смыкая глаз.

7)      Брат что-то писал склонив голову.

8)      (Не)доумевая папа направился к машине.

9)      Спасаясь от человека пантера влезает на дерево.

10)  Моя собака почуяв зайца насторожилась

        Тестовые задания

- Прочитай ещё раз  Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом) и, опираясь на него, выполни тестовые задания. Ответы впиши в таблицу.

1. Выбери правильное продолжение предложения: Изучая историю своей страны,

1.      летописи помогут вам в этом.

2.      читайте мемуары очевидцев исторических событий.

3.      в музеях хранится множество уникальных документов.

4.      архивы играют огромную роль.

2. Укажи правильное продолжение предложения: Готовясь к написанию сочинения,

1.      критическая литература современников вам необходима.

2.      делаются выписки из критики.

3.      нежелательно пользоваться готовыми образцами.

4.      непременно прочитайте сначала само произведение.

3. Выбери правильное продолжение предложения: Окончив школу,

1.      нас направили в училище.

2.      нам выдали аттестат.

3.      многие поступают в институт.

4.      учителя советовали мне учиться дальше.

4. Укажи правильное продолжение предложения: С головы до ног оглядев меня,

1.      лицо его выражало пoлнoe paзoчapoвaниe.

2.      мне показалось странным это молчание.

3.      она попросила впредь предупреждать о приезде.

4.      ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1. Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.

2. Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтвер­ждены сравнительно-историческим анализом.

3. Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.

4. Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

IV. Подведение итогов

 - Чтобы закрепить изученный материал, устно ответь на вопросы:

1) Что такое деепричастие как часть речи?

2) В каких случаях деепричастные обороты, одиночные деепричастия не обособляются и не выделяются на письме запятыми?

IV. Домашнее задание: выучить теоретический материал с. 75, 241 учебника, правила из таблицы урока.

Желаю успеха!

 

Лист контроля

10 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

29.03.2022    Русский язык

Тема: Деепричастие. Образование, правописание деепричастий.

      Задание 1

- Образуй от глаголов деепричастия, определи вид (совершенный – отвечает на вопрос что сделав?; несовершенный – отвечает на вопрос что делая?) и запиши его в скобках рядом с деепричастием. Расставь знаки препинания.

Образец: Слезает, рукой опершись (сов.) на седло.

      (Перестать) ___ читать люди перестают мыслить. Делай великое (не) (обещать) ___ великого. (Одарить) ___ человека многими талантами природа, к сожалению, не предохранила его от глупых поступков. (Научиться)____ управлять своими чувствами можно многого добиться.

      Задание 2

- В данных предложениях раскрой скобки, расставь пропущенные запятые. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выдели цветом.

                     Образец: Пастух, спускаясь с горы, увидел наш костер.

1)      Мальчик убирая в своей комнате нашёл огромное количество вещей.

2)      Он шел (не)торопясь.

3)      Он работал засучив рукава.

4)      Расправив бурые ловкие и чуткие крылья лишь изредка трогая ими воздух орлы начали стремительно выписывать в поднебесье огромные круги.

5)      Она получила хорошую оценку сделав все верно.

6)      Она работала всю ночь (не)смыкая глаз.

7)      Брат что-то писал склонив голову.

8)      (Не)доумевая папа направился к машине.

9)      Спасаясь от человека пантера влезает на дерево.

10)  Моя собака почуяв зайца насторожилась

        Тестовые задания

- Прочитай ещё раз  Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом) и, опираясь на него, выполни тестовые задания. Ответы впиши в таблицу.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

                                          Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)