воскресенье, 13 февраля 2022 г.

 14.02.2022. 10-А класс. Литература (1 урок)

Дорогие ребята!

      Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 10-А. 14.02. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 14.02. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

10-А. 14.02. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 14.02. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и выслать мне на почту.

Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 14.02.2022

Тема: Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. «Леди Макбет Мценского уезда» - повесть о русском национальном характера, женской доле в русской литературе второй половины XIX в.

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством Н.С.Лескова, замыслом, историей создания повести «Леди Макбет Мценского уезда»; на основе наблюдения понять особенности  идейного содержания повести.

Леди Макбет, срав.характеристика Катерин (Кабановой и Измайловой)

Ход урока

I. Мотивация.

     — Все произведения Н. С. Лескова своеобразны. Писателя интересовал в первую очередь дух русского народа со всеми присущими ему качествами, порой неоднозначными. Раскрытие сущности характера русского человека можно найти во многих его произведениях: в повести «Очарованный странник», в романе «Соборяне», в рассказах «Левша», «Железная воля», «Запечатлённый ангел», «Грабёж», «Воительница» и др. Лесков действовал смело, свободно и вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты.

       Такова повесть «Леди Макбет Мценского уезда», ярко демонстрирующая умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований времени. Название произведения, весьма ёмкое по смыслу, выводит непосредственно на проблему русского национального характера. Мценская купчиха Катерина Измайлова — один из вечных типов мировой литературы — преступница, движимая одним властолюбием. Есть в повести и полемический аспект: образ Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабановой из «Грозы» Островского.

     Основная цель нашего урока: познакомиться с жизнью и творчеством Николая Семёновича Лескова, идейным содержанием повести «Леди Макбет Мценского уезда» сопоставить героинь произведений Н. С. Лескова и А. Н. Островского.

II. Изучение нового материала.

1.      Знакомство с биографией писателя

- Пройди по ссылке и познакомься с биографией писателя и названиями его основных произведений:

       https://www.youtube.com/watch?v=UvL032HLcLY

2. Объяснение учителя

      — Н. С. Лесков начал писать «Леди Макбет Мценского уезда» осенью 1864 г., определив жанр произведения как очерк. Впервые повесть была опубликована в январе 1865 г. в журнале «Эпоха» под заглавием «Леди Макбет нашего уезда». Окончательное название появилось при публикации в 1867 г. в сборнике «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» (псевдоним Н.С.Лескова) после значительной стилистической переработки журнального варианта. Сам Лесков называл свою повесть мрачной историей, этюдом о сильном и страстном женском характере, выдержанным в строгих тонах. Повесть должна была стать началом цикла о характерах русских женщин. За «Леди Макбет» должны были последовать «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха). Однако цикл так и не был написан, видимо, отчасти из-за того, что журнал «Эпоха», где предполагалось его опубликовать, вскоре закрылся.

        В центре повести «Леди Макбет Мценского уезда» — самобытная личность Катерины Измайловой, купеческой жены, совершающей ряд преступлений, одно страшнее другого. Писатель признавался, что когда он рассказывал о ней на страницах повести, ему «становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом». Сходное чувство испытывает и современный читатель.

       Но героиня повести от природы не наделена преступными свойствами. Нас даже покоряют сильная женская душа, волевой характер, соединённые с наивным простодушием, полудетской доверчивостью, поэтичностью представлений и воспоминаний о вольном девичестве, нежной мечтой о ребёночке. Нас увлекает история драматически скорбной любви этой женщины к Сергею, в котором она поначалу оценила ухарство и молодечество; мы не остаёмся равнодушными к тому, как обострённо стала воспринимать она теперь белизну цветущих яблонь и голубизну вечернего неба. Подобно автору, мы любуемся безмерностью её чувств, страстностью её натуры.

        Обладая недюжинными задатками, Катерина Измайлова живёт в условиях ревнивой слежки, расчётов, стяжательства, волчьих законов борьбы сильного со слабым, дикого эгоизма, вседозволенности, присущих мертвенному укладу купеческого мира. Эти нравы извращают самобытный характер лесковской героини. Лишённая любви и человеческого участия, она проникается ненавистью к этому миру как его жертва и мстит ему. Но она усваивает его законы, и отстаивание этой страстной натурой своего права на любовь выливается в хищническую борьбу за владение капиталом. Методом обретения того и другого становится устранение всех, кто может помешать. Так страдалица превращается в грешницу, а сюжет, динамичный, драматически напряжённый, вбирает в себя четыре преступления, становясь уголовным. Но Н. С. Лесков поднимает хронику убийств до уровня искусства, передав в 15 главках методический ритм жестоких расправ, чередуя их через каждые две сцены. Автор повести возвысил исключительную историю до уровня широкого обобщения.

       3. Словарная работа по теории литературы

       - Вспомни жанры эпических произведений:

       Очерк — прозаический документальный жанр. Чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам, людям. Очерк приближен к рассказу.

       Хроника (в переводе с греч. — «относящийся ко времени») — историческое повествование, где события описаны по годам.

       Драма (в переводе с греч. drama — «действие»). 1. Род литературы (эпос, лирика). Основу драмы составляет действие. Действие показано через конфликт.

2. Пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагедии более приземлён, обычен и, так или иначе разрешим.

      Повесть — жанр повествовательной литературы, по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.

       4. Анализ повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

      - С анализом повести, её идейным содержанием познакомься, пройдя по ссылке:

           https://www.youtube.com/watch?v=qyK58NAEKa4

ИЛИ

- Прочитай с. с. 243-245 учебника (2 часть).

Особое внимание обрати на сравнительную характеристику Катерины Кабановой («Гроза» А.Н.Островского) и Катерины Измайловой («Леди Макбет…» Н.С.Лескова)!!!

      5. Письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

- В Листе контроля дай письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера по плану:

Чем похожи и чем отличаются две Катерины:

 Кабанова («Гроза» А.Н.Островского) и Измайлова

(«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова)?

План

I.         Две Катерины: кто они (героини каких произведений, представительницы какого сословия)?

II.      Чем похожи героини? (покажите, что в каждой из героинь проявилась сила её характера. Какие их поступки подтверждают эту черту?)

    III. Чем отличаются героини?

1.      Покажите, что двух Катерин различает их жизненная позиция и отношение к жизни. Подтвердите свои суждения примерами поступков.

2.      Охарактеризуйте духовный облик каждой героини. Какие жизненные ценности они считают самыми главными?

3.      Меняется ли нравственный облик каждой героини перед смертью?

    IV. Если бы вам предоставили возможность судить героинь, за что бы вы их обвинили? оправдали?

III. Подведение итогов

 — А. Н. Островский и Н. С. Лесков показывают нам дикие нравы «тёмного царства», в котором тоскует по свободе, любви, материнству и красоте одинокая женщина с волевым и решительным характером. В обоих произведениях героиня устремляется навстречу своему счастью, готова бороться за своё право выбора. Но, в отличие от молодой Кабановой, которая решительно противостоит самодурным началам жизни и жестоким нравам Калинова, Измайлова сама усваивает эти нравы и становится их выразительницей. К тому же она лишена того душевного приданого, которым владеет Катерина Островского. Рисуя безудержность страсти и демонизм характера героини, Лесков опирается с одной стороны, на отечественную традицию обрисовки злодея (вспомним, например, «Страшную месть» Н. В. Гоголя), а с другой — на опыт мировой классики. Так

возникло сравнение героини повести с шекспировской леди Макбет. Русская грешница породнилась с шотландской, вобрав её кровавый опыт. Но мы всё время помним, что перед нами преступница из русской провинции, леди Макбет Мценского уезда, как сказано об этом в заголовке повести. И ещё чувствуем, что Катерина Измайлова не только ослеплённая преступница, проливающая кровь без содрогания, но и страдающая, отчаявшаяся женщина.

        Почему же сходная с драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешилась у Лескова столь диким образом? В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия Катерины Островского, и в глаза бросается полное отсутствие смирения. Впрочем, натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская «леди» в Бога. Характерная деталь: перед самоубийством «хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы её шепчут» пошлую и страшную песню. Поэзия религиозной веры и твёрдость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому её необразованность не ощущается читателем как недостаток. Катерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но всё же, культуры. Лесков в своём произведении всё время подчёркивает «богооставленность» изображённого им мира. «Русский народ без Бога становится страшен»,— говорит писатель.    

IV. Домашнее задание: повторить изученный материал, подготовиться к тестовой контрольной работе по произведениям Д.В.Григоровича, Н.Г.Чернышевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова – просмотреть материалы уроков, повторить определения приёмов сатиры, эпических жанров.

                                                                Желаю успеха!

                                                        Лист контроля

10 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

14.02.2022    Литература

Тема: Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. «Леди Макбет Мценского уезда» - повесть о русском национальном характера, женской доле в русской литературе второй половины XIX в.

  - Опираясь на материалы урока, дай письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера по плану:

Чем похожи и чем отличаются две Катерины:

 Кабанова («Гроза» А.Н.Островского) и Измайлова

(«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова)?

План

III.   Две Катерины: кто они (героини каких произведений, представительницы какого сословия)?

IV.   Чем похожи героини? (покажите, что в каждой из героинь проявилась сила её характера. Какие их поступки подтверждают эту черту?)

    III. Чем отличаются героини?

4.      Покажите, что двух Катерин различает их жизненная позиция и отношение к жизни. Подтвердите свои суждения примерами поступков.

5.      Охарактеризуйте духовный облик каждой героини. Какие жизненные ценности они считают самыми главными?

6.      Меняется ли нравственный облик каждой героини перед смертью?

    IV. Если бы вам предоставили возможность судить героинь, за что бы вы их обвинили? оправдали?

        Не пиши большую по объёму  работу – это не сочинение. Конкретно отвечай на вопросы плана, приведи по 1 примеру поступков героинь.

                                                     Спасибо за работу!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)