16.11.2021. 6-А класс. Русский язык (2 урока)
Дорогие ребята!
Вы получили проверенные работы. На что
нужно обратить внимание:
- Огромная просьба: правильно подписывайте Лист
контроля в формате Word и указывайте тему письма: 6-А.
03.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша
фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.
- Прежде, чем выполнять задания в Листе
контроля или в тетради, изучите материал по теме урока, выучите правила в
учебнике.
- Внимательно читайте задания
к упражнениям, не спешите, проверяйте уже выполненное задание.
- Если оформляете работу в
тетради, пишите аккуратно, следите за почерком!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать в
день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Подходит к концу онлайн олимпиада
«Инфоурок. Осенний сезон-2021». Приняли участие только 7 учащихся вашего класса
из 10 желающих. Код доступа и алгоритм работы раздавала Ирина Александровна.
Активизируйтесь! До 24 ноября осталось совсем немного. По всем вопросам
звоните.
Дата: 16.11.2021
Тема: Нейтральные и эмоционально окрашенные слова. Лексические
словари
Цель урока: сформировать понятие о нейтральных
и эмоционально окрашенных словах в русском языке.
I.
Повторение материала по теме «Лексика».
- Давайте вспомним материал
прошлого урока. Повтори правила в § 26- 27 учебника.
- Устно ответь на вопросы:
1) Какие слова называются неологизмами? Приведи
примеры неологизмов.
2) Какие слова называются устаревшими? Приведи
примеры устаревших слов.
3) Чем отличаются архаизмы от историзмов? Приведи
примеры.
4) Зачем в художественной литературе
писатели используют устаревшие слова?
Ветрило |
парус |
Чело |
|
ланиты |
|
уста |
|
выя |
|
рамена |
|
перси |
|
десница |
|
шуйца |
|
перст |
|
чрево |
|
очи |
|
Для справок: щёки, правая рука, лоб, глаза,
губы, шея, плечи, грудь, палец, живот, левая
рука.
- Устно ответь на вопрос: К какой группе устаревших слов ты
отнесёшь слова из первой колонки таблицы? Это архаизмы или историзмы? Почему ты
так решил?
II. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение
лексикологии и познакомимся с нейтральными и эмоционально окрашенными словами,
с типами лексических словарей и их предназначением. Итак, тема нашего урока «Нейтральные
и эмоционально окрашенные слова. Лексические словари».
III. Изучение
нового материала
1.
Просмотр видеоурока по теме
-
Пройдите по ссылке (или скопируйте и вставьте в поисковик) и посмотрите видеоуроки по теме:
1) «Нейтральные и эмоционально окрашенные слова».
Обращаю ваше внимание
на то, что эта тема в вашем учебнике не рассматривается:
https://www.youtube.com/watch?v=c7-BIbZNQv4
1.
Сделаем выводы:
- Какие слова мы относим к эмоционально окрашенным? Приведите примеры
таких слов.
Эмоционально
окрашенные слова – это те слова, с помощью которых мы выражаем своё отношение
к предмету, даём ему одобрительную (положительную) или неодобрительную
(отрицательную) оценку. Например: болтать; старикашка; зайчик; волчище;
умненький |
- Какие слова мы относим к нейтральным? Приведите примеры таких слов.
Нейтральные
слова – это те, которые не содержат в себе эмоциональную окраску. Их употребляют,
когда не хотят показывать свое отношение к предмету. Например: говорить,
старик, заяц, волк, умный |
- Что же придаёт словам эмоциональную окраску?
Эмоциональная
окраска слова может содержаться в его значении. Например: ходить и шляться. Эмоциональную
окраску слову также придают некоторые суффиксы. Например: книга - книжонка (пренебрежительное);
глупый – глупенький (уменьшительно-ласкательное) |
- Поэтому нужно очень осторожно подбирать в своей речи слова при общении с людьми, чтобы невзначай не обидеть человека.
2.
Просмотр видеоурока по теме
2) « Лексические словари»:
https://www.youtube.com/watch?v=6h4vOhuv2lk
4. Работа
с учебником
- Закрепите полученные знания,
познакомившись с теоретическим материалом (значок «На зелёном фоне книжечка со
стрелочкой») на с. 77- 78 учебника.
IV. Закрепление изученного материала
1. Задание
1 (выполняем
в Листе контроля)
2. Задание
2 (выполняем
в Листе контроля)
V. Итог урока
— Какая информация
на уроке оказалась для тебя новой?
— Какая информация
на уроке оказалась тебе интересной?
VI. Домашнее задание
1)
выучить
определения из сегодняшнего урока (выделены розовым цветом);
2)
устно
ответить на контрольные вопросы и задания на с. 79 учебника.
Желаю успеха!
Лист
контроля
6 - А класс
____________________________________________________________
ФИО
учащегося
16.11.2021 Русский язык
Тема:
Нейтральные и эмоционально окрашенные слова. Лексические словари
- Заполни таблицу по образцу. Для
устаревших слов из первой колонки таблицы подбери из материала «Для справок»
соответствующие по значению современные слова, впиши их во вторую колонку
таблицы:
Ветрило |
парус |
Чело |
|
ланиты |
|
уста |
|
выя |
|
рамена |
|
перси |
|
десница |
|
шуйца |
|
перст |
|
чрево |
|
очи |
|
Для справок: щёки, правая рука, лоб, глаза,
губы, шея, плечи, грудь, палец, живот, левая
рука.
- Устно ответь на вопрос: К какой группе устаревших слов ты
отнесёшь слова из первой колонки таблицы? Это архаизмы или историзмы? Почему ты
так решил?
Задание 1
- Из стихотворения
И. Новикова «Теленочек» выпиши эмоционально окрашенные слова.
«Поиграй» с текстом: выдели цветом (любым,
кроме красного) или подчеркни ту часть слова, которая придаёт ему эмоциональную
окраску. Повторяющиеся слова выписывать не нужно:
Я теленочка ласкала,
Он был маленький...
Свежей травкой угощала
У завалинки.
Я теленочка любила,
Был он нежненький.
Я водичкою поила
Самой свеженькой.
Как над маленьким я пела
Над ребеночком,
Навсегда ему велела:
«Будь теленочком!
Пусть большие все коровы —
Ты будь маленький!
Травки дам тебе я новой
У завалинки».
Образец:
Умненький,
Задание 2
- Вспомни, какие слова называются
заимствованными? Замени данные словосочетания одним заимствованным словом из
материала «Для справок». В случае затруднения, обращайся к любому Толковому
словарю:
1)
Растительный мир –
2)
Животный мир –
3)
Режим питания –
4)
Изысканное кушанье –
5)
Свод законов –
6)
Раздел языка, изучающий лексику, -
7)
Учёные, которые составляют словари –
8)
Раздел языка, изучающий правила написания слов –
9)
научное описание книг, статей, подборка названий книг –
10)
Место в зоопарке, где содержатся пресмыкающиеся и земноводные –
Для справок: террариум, библиография,
лексикографы, лексикология, орфография, кодекс, флора, фауна, деликатес, диета
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий