понедельник, 15 ноября 2021 г.

 16.11.2021. 6-А класс. Русский язык (2 урока)

Дорогие ребята!

      Вы получили проверенные работы. На что нужно обратить внимание:

- Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 6-А. 03.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.

-   Прежде, чем выполнять задания в Листе контроля или в тетради, изучите материал по теме урока, выучите правила в учебнике.

- Внимательно читайте задания к упражнениям, не спешите, проверяйте уже выполненное задание.

- Если оформляете работу в тетради, пишите аккуратно, следите за почерком!

       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

ОБЪЯВЛЕНИЕ

       Подходит к концу онлайн олимпиада «Инфоурок. Осенний сезон-2021». Приняли участие только 7 учащихся вашего класса из 10 желающих. Код доступа и алгоритм работы раздавала Ирина Александровна. Активизируйтесь! До 24 ноября осталось совсем немного. По всем вопросам звоните.

 6-А класс

Дата: 16.11.2021

Тема: Нейтральные и эмоционально окрашенные слова. Лексические словари

Цель урока: сформировать понятие о нейтральных и эмоционально окрашенных словах в русском языке.

                                                                          Ход урока

I.     Повторение материала по теме «Лексика».

- Давайте вспомним материал прошлого урока. Повтори правила в § 26- 27 учебника.

- Устно ответь на вопросы:

     1) Какие слова называются неологизмами? Приведи примеры неологизмов.

     2) Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры устаревших слов.

     3) Чем отличаются архаизмы от историзмов? Приведи примеры.

     4) Зачем в художественной литературе писатели используют устаревшие слова?

 В Листе контроля заполни таблицу по образцу. Для устаревших слов из первой колонки таблицы подбери из материала «Для справок» соответствующие по значению современные слова, впиши их во вторую колонку таблицы:

 

Ветрило

парус

Чело   

 

ланиты

 

уста

 

выя

 

рамена

 

перси

 

десница

 

шуйца

 

перст

 

чрево

 

очи

 

 

Для справок: щёки, правая рука, лоб, глаза, губы, шея, плечи, грудь,  палец, живот, левая    рука.

- Устно ответь на вопрос: К какой группе устаревших слов ты отнесёшь слова из первой колонки таблицы? Это архаизмы или историзмы? Почему ты так решил?

II.  Постановка темы и целей урока.

      - Сегодня на уроке мы продолжаем изучение лексикологии и познакомимся с нейтральными и эмоционально окрашенными словами, с типами лексических словарей и их предназначением. Итак, тема нашего урока «Нейтральные и эмоционально окрашенные слова. Лексические словари».

          III. Изучение нового материала   

1.  Просмотр видеоурока по теме

- Пройдите по ссылке (или скопируйте и вставьте в поисковик)  и посмотрите видеоуроки по теме:

                          1)  «Нейтральные и эмоционально окрашенные слова». Обращаю ваше внимание на то, что эта тема в вашем учебнике не рассматривается:

                                https://www.youtube.com/watch?v=c7-BIbZNQv4

1.             Сделаем выводы:

    - Какие слова мы относим к эмоционально окрашенным? Приведите примеры таких слов.   

Эмоционально окрашенные слова – это те слова, с помощью которых мы выражаем своё отношение к предмету, даём ему одобрительную (положительную) или неодобрительную (отрицательную) оценку. Например: болтать; старикашка; зайчик; волчище; умненький

     - Какие слова мы относим к нейтральным? Приведите примеры таких слов. 

Нейтральные слова – это те, которые не содержат в себе эмоциональную окраску. Их употребляют, когда не хотят показывать свое отношение к предмету. Например: говорить, старик, заяц, волк, умный

    - Что же придаёт словам эмоциональную окраску?

Эмоциональная окраска слова может содержаться в его значении. Например: ходить и шляться.

Эмоциональную окраску слову также придают некоторые суффиксы. Например: книга - книжонка (пренебрежительное); глупый – глупенький (уменьшительно-ласкательное)

  - Поэтому нужно очень осторожно подбирать в своей речи слова при общении с людьми, чтобы невзначай не обидеть человека.

2.  Просмотр видеоурока по теме

                            2) « Лексические словари»:

                        https://www.youtube.com/watch?v=6h4vOhuv2lk

    4. Работа с учебником

      - Закрепите полученные знания, познакомившись с теоретическим материалом (значок «На зелёном фоне книжечка со стрелочкой») на с. 77- 78 учебника.

      IV. Закрепление изученного материала

1.      Задание 1 (выполняем в Листе контроля)

2.      Задание 2 (выполняем в Листе контроля)

 V. Итог урока

— Какая информация на уроке оказалась для тебя новой?

— Какая информация на уроке оказалась тебе интересной?

      VI. Домашнее задание

1)        выучить определения из сегодняшнего урока (выделены розовым цветом);

2)        устно ответить на контрольные вопросы и задания на с. 79 учебника.

                                                          Желаю успеха!

Лист контроля

6 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

16.11.2021    Русский язык

      Тема: Нейтральные и эмоционально окрашенные слова. Лексические словари

      

      - Заполни таблицу по образцу. Для устаревших слов из первой колонки таблицы подбери из материала «Для справок» соответствующие по значению современные слова, впиши их во вторую колонку таблицы:

 

Ветрило

парус

Чело   

 

ланиты

 

уста

 

выя

 

рамена

 

перси

 

десница

 

шуйца

 

перст

 

чрево

 

очи

 

 

Для справок: щёки, правая рука, лоб, глаза, губы, шея, плечи, грудь,  палец, живот, левая    рука.

- Устно ответь на вопрос: К какой группе устаревших слов ты отнесёшь слова из первой колонки таблицы? Это архаизмы или историзмы? Почему ты так решил?

                                            Задание 1

   - Из стихотворения И. Новикова «Теленочек» выпиши эмоционально окрашенные слова.

«Поиграй» с текстом: выдели цветом (любым, кроме красного) или подчеркни ту часть слова, которая придаёт ему эмоциональную окраску. Повторяющиеся слова выписывать не нужно:

Я теленочка ласкала,

Он был маленький...

Свежей травкой угощала

У завалинки.

Я теленочка любила,

Был он нежненький.

Я водичкою поила

Самой свеженькой.

Как над маленьким я пела

Над ребеночком,

Навсегда ему велела:

«Будь теленочком!

Пусть большие все коровы —

Ты будь маленький!

Травки дам тебе я новой

У завалинки».

 

Образец: Умненький,

Задание 2

      - Вспомни, какие слова называются заимствованными? Замени данные словосочетания одним заимствованным словом из материала «Для справок». В случае затруднения, обращайся к любому Толковому словарю: 

1) Растительный мир –

2) Животный мир –

3) Режим питания –

4) Изысканное кушанье –

5) Свод законов –

6) Раздел языка, изучающий лексику, -

7) Учёные, которые составляют словари –

8) Раздел языка, изучающий правила написания слов –

9) научное описание книг, статей, подборка названий книг –

10) Место в зоопарке, где содержатся пресмыкающиеся и земноводные –

 

Для справок: террариум, библиография, лексикографы, лексикология, орфография, кодекс, флора, фауна, деликатес, диета

                                                  

Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)