понедельник, 15 ноября 2021 г.

 16.11.2021. 10-А класс. Русский язык (2 урока)

Дорогие ребята!

      Вы получили проверенные работы. На что нужно обратить внимание:

- Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 6-А. 03.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.

-   Прежде, чем выполнять задания в Листе контроля или в тетради, изучите материал по теме урока, выучите правила в учебнике.

- Внимательно читайте задания к упражнениям, не спешите, проверяйте уже выполненное задание.

- Если оформляете работу в тетради, пишите аккуратно, следите за почерком!

       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

ОБЪЯВЛЕНИЕ

       Подходит к концу онлайн олимпиада «Инфоурок. Осенний сезон-2021». Приняли участие только 6 учащихся вашего класса из 15 желающих. Код доступа и алгоритм работы я высылала вам на эл.почту. Активизируйтесь! До 24 ноября осталось совсем немного. По всем вопросам звоните.

10-А класс

Дата: 16.11.2021

Тема: 1) Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

           2) Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Цель урока: вспомнить, на какие группы делится лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного употребления; повторить определение фразеологизмов; тренироваться в правильном употреблении заимствованных слов, фразеологизмов.

                                                  Ход урока

I.         Актуализация изученного материала

- Вспомним материал прошлого урока. Устно ответь на вопросы:

 1. На какие группы слов по значению делятся все слова в языке?

 2. Что такое синонимы?

 3. Что такое омонимы?

 4. Что такое антонимы?

 5. Что такое паронимы?

            6. На каких лексических явлениях основаны лингвистические анекдоты:

·         К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем!

·         В парикмахерской:

 - Вы можете меня побрить?

 - Да, но только «Невой».

 - Да я и не вою. 

·         Как сделать заливное из осетрины? Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр. 

 

Задание 1 (выполняем в Листе контроля)

     - Исправьте речевые ошибки. Выделенные слова замените подходящими по смыслу паронимами:

1. Узнал! – сказала Наталья, в представлении которой, как и каждой матери, её ГОДОВОЙ сын был уже сознательным человеком. 

2. Настали ГОРЯЩИЕ дни выпускных экзаменов. 

3. Алёша считал себя в эту минуту большим ДИПЛОМАНТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».

4. На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из которого он за лето сильно вырос. 

II.      Постановка темы, целей урока

- Лексический состав языка непостоянен, находится в непрерывном движении: одни слова «умирают» по тем или иным причинам, другие «рождаются». Сегодня на одном уроке мы рассмотрим лексику с точки зрения её происхождения, активного и пассивного употребления. А на втором вспомним всё, что вам известно о фразеологизмах.

    II. Повторение ранее изученного материала

1.      Просмотр видеоурока

- Темы сегодняшних уроков вы изучали в 5-7 классах. Предлагаю вспомнить изученное, расширить и углубить свои знания. Пройдите по ссылке и повторите материал:

              1) «Русская лексика с точки зрения ее происхождения, сферы употребления. Активный и пассивный словарный запас»:

                             https://www.youtube.com/watch?v=hOnZD7qCzA4

2) «Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки»:

                              https://www.youtube.com/watch?v=VnJFexW9Nfc

1.      Работа с учебником

- Открой учебник на с. 57-64.  Познакомься с теоретическими сведениями со значком «Книжечка на красном фоне»

- Опираясь на просмотренный и  прочитанный материал устно ответь на вопросы № 7-9 на с. 50 учебника.

      III. Практическое закрепление полученных знаний

Задание 2 (выполняем в Листе контроля)

- Слова из материала «Для справок» распределите в 2 колонки таблицы. В случае затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:

 

Активный словарный запас (общеупотребительные слова)

Пассивный словарный запас (историзмы, архаизмы, неологизмы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для справок:  дорога, небо, ветер, солнце, луна, дерево, цветок, облако, опричник, армяк, стрельцы, брадобрей, одр, шутка, ланиты, брокер, бабушка, маклер, компьютер, царь,  ратный, драгие, лях, читает, розовый, вече, менеджер, парикмахер, говорить

 Задание 3 (выполняем в Листе контроля)

 - Пользуясь словарями иностранных слов, среди предложенных найдите заимствованные слова. Выделите их другим цветом (любым, кроме красного) или подчеркните:

Дайджест, космодром, опричник, вече, гардероб, менталитет, зодчий, дюжина, кантата, романс, урядник, дилемма, благородный, менеджер, кастинг, китч, меню, субботник, ланиты, арба, синтаксис, фонетика, музей, алфавит, мэр, колледж, хобби, тулуп.

 - С 3 заимствованными словами составьте и запишите предложения.

 Задание 4 (выполняем в Листе контроля)

 - Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары из материала «Для справок»:

Тертый калач –
Мурашки по спине ползают –
Мороз по коже пробирает –
От корки до корки – 
Только пятки засверкали –
Хоть волком вой – 
Провести на мякине –
Тьма кромешная –

Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца, хоть караул кричи.

 Задание 5 (выполняем в Листе контроля)

 - Подберите фразеологизмы-антонимы к данным из материала «Для справок»:

Мухи не обидит –
Курить фимиам –
Душа в душу –
Себе на уме –
Непочатый край –

Для справок: раз-два и обчелся, пальца в рот не клади, лить грязь, как кошка с собакой, душа нараспашку.

 

      IV. Домашнее задание

1)        Повторить (или выучить) определения на с. 57- 64 учебника.

Желаю успеха!

                                                              Лист контроля

10 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

16.11.2021    Русский язык

 Тема: 1) Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

           2) Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

 

Задание 1

     - Исправьте речевые ошибки. Выделенные слова замените подходящими по смыслу паронимами:

1. Узнал! – сказала Наталья, в представлении которой, как и каждой матери, её ГОДОВОЙ сын был уже сознательным человеком. 

2. Настали ГОРЯЩИЕ дни выпускных экзаменов. 

3. Алёша считал себя в эту минуту большим ДИПЛОМАНТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».

4. На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из которого он за лето сильно вырос. 

             Задание 2

- Слова из материала «Для справок» распределите в 2 колонки таблицы. В случае затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:

 

Активный словарный запас (общеупотребительные слова)

Пассивный словарный запас (историзмы, архаизмы, неологизмы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для справок:  дорога, небо, ветер, солнце, луна, дерево, цветок, облако, опричник, армяк, стрельцы, брадобрей, одр, шутка, ланиты, брокер, бабушка, маклер, компьютер, царь,  ратный, драгие, лях, читает, розовый, вече, менеджер, парикмахер, говорить

            Задание 3

 - Пользуясь словарями иностранных слов, среди предложенных найдите заимствованные слова. Выделите их другим цветом (любым, кроме красного) или подчеркните:

Дайджест, космодром, опричник, вече, гардероб, менталитет, зодчий, дюжина, кантата, романс, урядник, дилемма, благородный, менеджер, кастинг, китч, меню, субботник, ланиты, арба, синтаксис, фонетика, музей, алфавит, мэр, колледж, хобби, тулуп.

 - С 3 заимствованными словами составьте и запишите предложения.

           Задание 4 

 - Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары из материала «Для справок»:

Тертый калач –
Мурашки по спине ползают –
Мороз по коже пробирает –
От корки до корки – 
Только пятки засверкали –
Хоть волком вой – 
Провести на мякине –
Тьма кромешная –

Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца, хоть караул кричи.

 - С любым фразеологизмом составь и запиши предложение:

            Задание 5 

 - Подберите фразеологизмы-антонимы к данным из материала «Для справок»:

Мухи не обидит –
Курить фимиам –
Душа в душу –
Себе на уме –
Непочатый край –

Для справок: раз-два и обчелся, пальца в рот не клади, лить грязь, как кошка с собакой, душа нараспашку.

- С любым фразеологизмом составь и запиши предложение:

 

Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)