понедельник, 15 ноября 2021 г.

 15.11.2021. 10-А класс. Литература (2 урока)

Дорогие ребята!

      Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 10-А. 03.11. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.

       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

ОЧЕНЬ важная информация!

Спасибо всем, кто вовремя сделал и принес на проверку ответы на вопросы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»; прислал видео с чтением наизусть отрывка из драмы А.Н. Островского «Гроза». Но, к сожалению, тетради сдали только 10 человек, а отрывок наизусть рассказали только 10.

Не сдали тетради: Апалькова В., Ильчишина А., Сенченко А., Трегубов А., Фурдияка Е., Хоронжевская А., Хуртин В.

Не сдали наизусть отрывок: Афонина К., Ващенко Д., Ильчишина А., Левченко Д., Сенченко А., Трегубов А.,  Хуртин В.

 Даю время до 20 ноября, чтобы сдать накопившиеся долги. Если хотите сдать тетрадь с выполненной работой или рассказать отрывок ЛИЧНО, звоните, договоримся о встрече

 10-А класс

Дата: 15.11.2021

Тема: И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти. Принцип сюжетной антитезы (Обломов — Штольц, Обломов — Ольга). Переосмысление проблемы любви в романе. Образ Ольги Ильинской как воплощение авторской точки зрения на проблему женской эмансипации.

Символика в произведении. Авторский приговор идеалам Обломова.

Цель:  Проследить  диалектику (развитие) характера Обломова, смысл его жизни и смерти; выявить авторскую позицию в романе; связь проблематики романа с важнейшими вопросами российской действительности середины XIX в.; рассмотреть женские образы романа; проанализировать взаимоотношения главного героя с женскими персонажами произведения.

                                                                             Ход урока

I.     Постановка темы, задач урока

      — Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов». Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством.

      «Наше имя — легион!» — так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других. Как случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, чуткий и умный, становится таким? Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.

II. Актуализация материала

1. «Портретная галерея» (выполняем устно)

      - Сегодня мы остановимся на образах романа «Обломов». Давайте вспомним основных героев по их портретным характеристикам. Определите, каким героям романа принадлежат эти характеристики:

1. «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами» (Слуга Захар).

2. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…» (Агафья Матвеевна).

3. «…обрюзг не по летам… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным для мужчины» (Илья Обломов).

4. «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли» (Ольга Ильинская).

5. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные» (Андрей Штольц).

III.             Изучение нового материала.

1.  Просмотр видеоуроков по теме

      - Пройди по ссылке и изучи материал, просмотрев видеоуроки:

   1) «Обломов и Штольц. Что такое «обломовщина»?»:

                              https://www.youtube.com/watch?v=ROqmecwQqR0

                              https://www.youtube.com/watch?v=AaTtHKY6Zn8

2) «Тема любви в романе. Женские образы»:

                              https://www.youtube.com/watch?v=l7zYOiO-krI

                              https://www.youtube.com/watch?v=dS0nhj3LWL8

2. Лекция учителя

      - Внимательно прочитай материалы лекции учителя, выдели для себя ключевые моменты. Полученные знания пригодятся тебе для выполнения заданий урока и написания сочинения по теме в дальнейшем.

Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

— Главная тема романа — судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

      В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная обломовщина? Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех персонажей. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей характеристике характеров.

      В начале романа лицо Обломова вызывает у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица. Герой полулежит на диване в расслабленной позе. Он облачён в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX в. эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчины аристократического общества спали с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX в., мужчины, как и женщины, надевали ночные сорочки. Причём имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, украшенными ручным шитьём.

      Обстановка комнаты героя. Гончаров со свойственным ему искусством живописует кабинет: «Комната, где лежал Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной…». Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: «На нём был халат…». Халат. Эту деталь Гончаров затем последовательно использует. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время. Обычно имелись в наличии стёганые атласные халаты, которые одевали поверх одежды, и шёлковые халаты, одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломова, потому что через милые хозяину вещи мы узнаём о его пристрастиях. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шёлковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

      Парад гостей во 2-й главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга — они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски характеристики гостей одноплановы. Каждый из них — напоминание о трёх этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Высказывания Обломова о гостях — последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. «Человека, человека дайте мне! — говорил Обломов,— любите его…» Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьёзных интересов, за страстное стремление к стяжательству и карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т. п.

      «Сон Обломова» (часть I, гл. IX) — глава, помогающая понять сущность личности Обломова. Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой?..», перенесёмся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

      Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, «там ближе к земле», и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы и когти дикого зверя, а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом «благословенном Богом уголке». Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Всё в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы

довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности». Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит её жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть — вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

      Обломов и Штольц — главные герои романа И. А. Гончарова «Обломов». Они — люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но, читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность. Что же делает их разными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим их физическое и духовное развитие с самого детства, так как в детстве закладываются основы их характеров.

      Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению — немец. Мать — русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда мальчик подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, немецкому языку. Позже Штольц-отец стал отправлять сына в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.

      Родители Обломова дворяне. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. Главным в их жизни была еда. Ей посвящали много времени. Они всей семьёй решали, «какие блюда будут в обед или ужин». После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую, что «Илья прошёл все науки и искусства». Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу: боялись, как бы он не ушибся, не заболел. Итак, Обломов вырос не образованным, но добрым.

      Взгляды на жизнь. Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Для Обломова — бременем. Он был барин, а значит, трудиться не должен. Он ленится встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались. О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь на диване, ничего не делает, ничем не интересуется (он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке», даже страницы этой книги пожелтели). Штольц же ведёт деятельную жизнь. С того момента, как он ушёл из дома, он живёт своим трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому кругу людей. Идеал счастья Обломова — полный покой и хорошая еда. Идеал счастья Штольца — жизнь в труде.

Тема любви в романе. Женские образы

      — После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа главы «Сон Обломова», читатели и критики смогли, наконец, прочесть и оценить произведение целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл, вложенный И. А. Гончаровым в «Обломова». И неудивительно: кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа успел поменять к нему своё отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части «Обломова» и, напротив, советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении, и какова была его позиция по отношению к основным персонажам.

      В романе «Обломов» жизнь всё время как будто испытывает главного героя, искушает его различными соблазнами — светскими забавами, успешной карьерой, писательской славой. Но главное испытание Обломова — это любовь.

                                                   Женские образы в романе

Ольга Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

По словам Добролюбова, гармонично

совмещает в себе «сердце и волю», со-

знательность взгляда на жизнь, настой-

чивость в борьбе за постоянную цель,

пытливость ума, глубина чувств и жен-

ственность стала одним из самых гар-

монических, светлых образов в русской

литературе XIX в.

Добрая, скромная женщина, прекрасная

хозяйка, благоговеет перед своим «кварти-

рантом», для неё он — существо высшего

порядка, идеал барина; для Обломова —

идеал «ненарушимого покоя жизни». Лю-

бовь Обло мова к Агафье Пшеницыной выро-

сла на почве барских привычек. У неё Илья

Ильич находит свою жизненную мечту.

 

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патри-

архально-тихая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обна-

жая сущность Обломова

       — Можно ли считать произведение И. А. Гончарова «Обломов» романом о любви? Сделать вывод можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по отношению к окружающим его героиням. Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, и в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже. Ольга Ильинская — девушка умная, гордая, самолюбивая. У неё страстная и деятельная натура. Она пыталась пробудить Обломова к жизни, полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии. Вот как Гончаров пишет об Ольге: «Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины — это всё равно, что внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем тёмным углам разольётся розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет».

       Миссия Ольги с самого начала была обречена. Однако через неё автор открыл в герое множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: «Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности». Ну при каких ещё обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить? С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается в его жизнь. Всё это вносит определённый диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает этот диссонанс. Любовь становится для него «претрудной школой жизни».

       В отношениях же Ольги со Штольцем всё происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга.

      Агафья Пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился Обломов,— полная противоположность Ильинской. Простые отношения, простодушные речи Агафьи Матвеевны, её хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют и комфорт, созданные в её доме,— всё это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен — Обломов остаётся с Агафьей Матвеевной. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не возлагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

      Слово найдено — покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счёте, выбор героя.

      Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту»,— считал И. Ф. Анненский. Обломов же всегда и во всём остаётся верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.

III.             Подведение итогов урока

- Подведём итоги урока. Устно ответь на вопросы:

• Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?

• Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в изображении героя — сочувствие или ирония?

•  Что связывает Обломова и Штольца, каковы их взаимоотношения? Какие факты биографии доказывают, что образ Штольца задуман как воплощение идеала гармоничной личности?

·      Почему Обломов выбирает любовь Агафьи Пшеницыной?

       V. Домашнее задание

1)      Прочитать с. 144 – 154 учебника.

2)      Опираясь на материалы видеоуроков, материалы учебника, лекции учителя, дать письменный ответ на вопросы (см. Лист контроля)

 

Желаю успеха!

 

Лист контроля (можно прислать до среды)

10 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

15.11.2021    Литература

 

Тема: И.А.Гончаров. Роман «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти. Принцип сюжетной антитезы (Обломов — Штольц, Обломов — Ольга). Тема любви в романе

 

1.      Развёрнутый ответ на вопрос по роману

                                       И.А.Гончарова  «Обломов»

«Почему Обломов отказывается от отношений с Ольгой Ильинской и связывает свою судьбу с Агафьей Пшеницыной?»

      - Опираясь на содержание романа, материал видеоуроков, лекции учителя, письменно выскажите собственное мнение по теме «Почему Обломов отказывается от отношений с Ольгой Ильинской и связывает свою судьбу с Агафьей Пшеницыной?»

      Развернутый ответ на вопрос представляет собой мини-сочинение аналитического характера, опирающееся на содержание произведения. Как правило, этот вопрос связан с темой (проблемой, идеей) произведения или фрагмента, с определением места и роли фрагмента в произведении, характерами действующих лиц, выявлением средств воплощения авторской идеи и т. п. Развернутый ответ представляет собой текст объёмом 10-15 предложений.

      Композиция развернутого ответа на вопрос не предполагает вступления и заключения.

Сначала необходимо дать прямой краткий ответ на поставленный вопрос, а затем аргументировать его, обращаясь к тексту произведения. Нужно продемонстрировать знание содержания произведения.

Задание оценивается по следующим критериям:

1.

Соответствие ответа заданию

1 балл

2.

Привлечение текста произведения для аргументации

1 балл

3.

Логичность и соблюдение речевых норм

1 балл

4.

Соблюдение орфографических норм

1 балл

5.

Соблюдение пунктуационных норм

1 балл

Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

        - Напоминаю структуру развернутого ответа на вопрос:

      1. Тезис – ответ на поставленный вопрос, который мы начинаем словами

Я думаю…

                                                                     Я считаю…

1.      Доказательство выбранной точки зрения с опорой на конкретные поступки героев, цитаты, которое начинается словами

Потому что…

Приведу примеры, которые доказывают мою точку зрения.

2.      Вывод.

 

2. Ответ на вопрос «Что такое «обломовщина»?»

- Опираясь на содержание романа, материал видеоуроков, лекции учителя, письменно объясните на конкретных примерах из жизни главного героя «Что такое «обломовщина»?».

 

 

Спасибо за работу!

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)