понедельник, 8 ноября 2021 г.

 09.11.2021.10-А класс. Русский язык (2 урока)

Дорогие ребята!

      Для организации контроля и оценивания выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту:

                               svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл и тему подписать: 10-А. 09.11. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 09.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 09.11.2021

Тема: Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.  Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Цель урока: разграничить термины: лексика, лексическая система языка, лексикология; закрепить понятие о слове как основной единице лексики.

                                                  Ход урока

I.         Постановка темы, целей урока

 - Прослушайте стихотворение и попробуйте определить, о чем пойдет речь на уроке:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя.    

                            (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

 - Как часто мы произносим слова, не вдумываясь в их смысл, а бросаем их в пространство, как ненужные бумажные салфетки. Сегодня на уроке мы с вами будем работать над словами, учиться проникать в их смысл. Итак, тема нашего урока – «Лексика русского языка»

    II. Повторение ранее изученного материала

1.      Просмотр видеоурока

- Тему «Лексика русского языка» вы изучали в 5-7 классах. Предлагаю вспомнить изученное. Пройдите по ссылке и повторите материал:

                    https://www.youtube.com/watch?v=9Dz5xFq5rMI

1.      Задание 1 (выполняем в Листе контроля)

- Проверь себя. Если будут трудности: еще раз посмотри видеоурок или обратись к с.51-52 учебника:

Продолжите определения  

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию - …

2. Словарный состав языка - …

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению - …

4. Основная единица языка - …

5. Слова, противоположные по лексическому значению -…

6. Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение - …

7.Слова, имеющие одно или несколько значений - … и …

8. Близкие по значению однокоренные слова, несовпадающие в значении - …

9.Слова, образованные в связи с появлением новых понятий, явлений -…

10.Слова, употребляемые только в данной местности - …

11. Устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты (щеки), выя (шея), очи (глаза)- …

12. Слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез - …

13. Что такое лексические нормы? …

14. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка или лексику - ….

15. Слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), склянки (часы на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе) - …

      III. Практическое закрепление полученных знаний

Задание 2 (выполняем в Листе контроля)

- Из материала «Для справок» подберите нужные слова по их лексическим значениям. Вставьте во вторую колонку таблицы. В случае затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:

 

1.Человек, который противится нововведениям.

 

2. Направление развития

 

3. Система взглядов на природу и общество .

 

4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово .

 

5. Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом

 

6. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах .

 

7. Синоним к слову “первенство”

 

8.Антоним к слову “лаконичный”

 

9. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?

 

 

Для справок: многословный, апатичный, консерватор, демократия, эмансипация, баллада,

                      тенденция, приоритет, мировоззрение .

Задание 3 (выполняем в Листе контроля)

- Вставьте пропущенные буквы. Вставленные буквы подчеркните.

Помните: чтобы правильно вставить пропущенную букву в корне слова, нужно учитывать его лексическое значение!

Пос..деть к старост.., пос..деть рядом; пол..скать ребёнка, пол..скать бел(?)ё; разр..дил руж(?)ё, разр..дили морковь; разв..вает(?)ся флаг, разв..вает(?)ся ребёнок; прим..рять поссорившихся ребят, прим..рять платье.

 

      Задание 4 (выполняем в Листе контроля)

- Подберите антонимы к прилагательным из первой колонки таблицы, учитывая их лексическое значение, и запишите полученные словосочетания в правую колонку по образцу:

 

Сухой человек

Отзывчивый человек

Сухой песок

Мокрый песок

Горячий кофе

 

Горячий человек

 

Мягкий грунт (почва)

 

Мягкий климат

 

Мягкий матрац

 

Свежий хлеб

 

Свежий журнал

 

Свежий воротничок

 

Лёгкий камень

 

Лёгкий мороз

 

Лёгкий аромат

 

Бледный луч

 

Бледный рассказ

 

Бледное лицо

 

Глубокий след

 

 

      Задание 5 (выполняем в Листе контроля)

- Выполните тестовые задания в формате ЕГЭ (Единого республиканского экзамена):

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1)     Вера только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя ОТЛИЧИТЬ от травы, покрывавшей всю седловинку.

2)     Птица же - создание очень умное, наблюдательное; она чрезвычайно ПАМЯТЛИВА и признательна за всякую доброту.

3)     Человека можно искалечить, но искусство всё ПЕРЕТЕРПИТ и всё победит.

4)     И прошло с тех пор целых шесть лет, протекло, как песок в корабельных ПЕСОЧНЫХ часах.

5)     Огонь-ребята и все, как на ВЫБОР, отличники.

      2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Мне казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение меня не устраивало.

 

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Запишите подобранное слово.

1)      Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума. 

2)      Пришвин был добр к встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути людям. 

3)      Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСКИМ течением Волги.

4)      Как-то отец достал мне АБОНЕМЕНТ на цикл лекций о кино. 

5)      От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ с самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.

 

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Русские ученые подходили к народному фольклору широко, записывая произведения словесного искусства, фиксируя детали крестьянского быта.

     

       5. Из предложений выпишите антонимы (антонимическую пару):

Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма.

 

       6. Из предложений выпишите контекстные синонимы:

Обладание некоторыми вещами (теми же мобильными телефонами, дубленками, модными туфлями), наличие некоторых привычек (пить пиво такой-то марки, курить такие-то сигареты, жевать такие-то жвачки, играть в боулинг и т.д.) означает принадлежность к своим, к "нашим", гарантирует качество, продвинутость данного человека. Тогда как отсутствие этих вещей и привычек зачастую автоматически определяет человека как чужака, даже как отсталого.

 IV. Домашнее задание

1)        Повторить (или выучить) определения на с. 51-52 учебника;

2)        Изучить теоретический материал на с. 57- 61 учебника

Желаю успеха!

Лист контроля

10 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

09.11.2021    Русский язык

 Тема: Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.  Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

 Задание 1

- Проверь себя. Если будут трудности: еще раз посмотри видеоурок или обратись к с.51-52 учебника:

Продолжите определения  

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию - …

2. Словарный состав языка - …

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению - …

4. Основная единица языка - …

5. Слова, противоположные по лексическому значению -…

6. Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение - …

7.Слова, имеющие одно или несколько значений - … и …

8. Близкие по значению однокоренные слова, несовпадающие в значении - …

9.Слова, образованные в связи с появлением новых понятий, явлений -…

10.Слова, употребляемые только в данной местности - …

11. Устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты (щеки), выя (шея), очи (глаза)- …

12. Слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез - …

13. Что такое лексические нормы? …

14. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка или лексику - ….

15. Слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), склянки (часы на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе) - …

      Задание 2

- Из материала «Для справок» подберите нужные слова по их лексическим значениям. Вставьте во вторую колонку таблицы. В случае затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:

 

1.Человек, который противится нововведениям.

 

2. Направление развития

 

3. Система взглядов на природу и общество .

 

4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово .

 

5. Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом

 

6. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах .

 

7. Синоним к слову “первенство”

 

8.Антоним к слову “лаконичный”

 

9. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?

 

 

Для справок: многословный, апатичный, консерватор, демократия, эмансипация, баллада,

                      тенденция, приоритет, мировоззрение .

     Задание 3

- Вставьте пропущенные буквы. Вставленные буквы подчеркните.

Помните: чтобы правильно вставить пропущенную букву в корне слова, нужно учитывать его лексическое значение!

Пос..деть к старост.., пос..деть рядом; пол..скать ребёнка, пол..скать бел(?)ё; разр..дил руж(?)ё, разр..дили морковь; разв..вает(?)ся флаг, разв..вает(?)ся ребёнок; прим..рять поссорившихся ребят, прим..рять платье.

 

      Задание 4

- Подберите антонимы к прилагательным из первой колонки таблицы, учитывая их лексическое значение, и запишите полученные словосочетания в правую колонку по образцу:

 

Сухой человек

Отзывчивый человек

Сухой песок

Мокрый песок

Горячий кофе

 

Горячий человек

 

Мягкий грунт (почва)

 

Мягкий климат

 

Мягкий матрац

 

Свежий хлеб

 

Свежий журнал

 

Свежий воротничок

 

Лёгкий камень

 

Лёгкий мороз

 

Лёгкий аромат

 

Бледный луч

 

Бледный рассказ

 

Бледное лицо

 

Глубокий след

 

       Задание 5

- Выполните тестовые задания в формате ЕГЭ (Единого республиканского экзамена):

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1)      Вера только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя ОТЛИЧИТЬ от травы, покрывавшей всю седловинку.

2)      Птица же - создание очень умное, наблюдательное; она чрезвычайно ПАМЯТЛИВА и признательна за всякую доброту.

3)    Человека можно искалечить, но искусство всё ПЕРЕТЕРПИТ и всё победит.

4)    И прошло с тех пор целых шесть лет, протекло, как песок в корабельных ПЕСОЧНЫХ часах.

5)    Огонь-ребята и все, как на ВЫБОР, отличники.

      2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Мне казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение меня не устраивало.

 

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Запишите подобранное слово.

1)      Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума. 

2)      Пришвин был добр к встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути людям. 

3)      Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСКИМ течением Волги.

4)      Как-то отец достал мне АБОНЕМЕНТ на цикл лекций о кино. 

5)      От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ с самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Русские ученые подходили к народному фольклору широко, записывая произведения словесного искусства, фиксируя детали крестьянского быта.

     

       5. Из предложений выпишите антонимы (антонимическую пару):

Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма.

 

       6. Из предложений выпишите контекстные синонимы:

Обладание некоторыми вещами (теми же мобильными телефонами, дубленками, модными туфлями), наличие некоторых привычек (пить пиво такой-то марки, курить такие-то сигареты, жевать такие-то жвачки, играть в боулинг и т.д.) означает принадлежность к своим, к "нашим", гарантирует качество, продвинутость данного человека. Тогда как отсутствие этих вещей и привычек зачастую автоматически определяет человека как чужака, даже как отсталого.

Спасибо за работу!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)