09.11.2021.10-А класс. Русский язык (2 урока)
Дорогие ребята!
Для организации контроля и оценивания
выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта
урока, и выслать его на мою электронную почту:
svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
Файл и тему подписать:
10-А. 09.11. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 09.11. – дата урока; Иванов А. –
ваша фамилия.
Постарайтесь задания выполнять и отсылать
в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие
оценки.
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 09.11.2021
Тема: Лексическая система русского языка.
Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Изобразительные возможности синонимов,
антонимов, паронимов, омонимов.
Контекстуальные
синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Цель урока: разграничить термины: лексика, лексическая система языка, лексикология;
закрепить понятие о слове как основной единице лексики.
Ход урока
I.
Постановка темы,
целей урока
- Прослушайте стихотворение и попробуйте
определить, о чем пойдет речь на уроке:
Когда ты хочешь
молвить слово,
Мой друг,
подумай, не спеши:
Оно бывает то
свинцово,
То рождено
теплом души.
Оно то
жаворонком в выси,
То медью
траурной поет,
Покуда слово сам
не взвесил,
Не выпускай его
в полет.
Им можно радости
прибавить
И ядом радость
отравить.
Им можно лед
зимой расплавить,
И камень в
крошку превратить.
Оно ограбит иль
одарит,
Пусть ненароком,
пусть любя,
Подумай, как бы
не ударить.
Того, кто
слушает тебя.
(Ф. Васильев,
перевод с удмуртского В. Соложина)
- Как часто мы произносим слова, не вдумываясь
в их смысл, а бросаем их в пространство, как ненужные бумажные салфетки.
Сегодня на уроке мы с вами будем работать над словами, учиться проникать в их
смысл. Итак, тема нашего урока – «Лексика русского языка»
II. Повторение
ранее изученного материала
1.
Просмотр видеоурока
-
Тему «Лексика русского языка» вы изучали в 5-7 классах. Предлагаю вспомнить
изученное. Пройдите по ссылке и повторите материал:
https://www.youtube.com/watch?v=9Dz5xFq5rMI
1. Задание 1 (выполняем в Листе
контроля)
-
Проверь себя. Если будут трудности: еще раз посмотри видеоурок или обратись к
с.51-52 учебника:
Продолжите
определения
1. Слова, близкие по лексическому
значению, но различные по звучанию - …
2. Словарный состав языка - …
3. Слова, одинаковые по звучанию, но
различные по лексическому значению - …
4. Основная единица языка - …
5. Слова, противоположные по лексическому
значению -…
6. Устойчивые словосочетания, выражения,
имеющие единое лексическое значение - …
7.Слова, имеющие одно или несколько
значений - … и …
8. Близкие по значению однокоренные слова,
несовпадающие в значении - …
9.Слова, образованные в связи с появлением
новых понятий, явлений -…
10.Слова, употребляемые только в данной
местности - …
11. Устаревшие слова, обозначающие
существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты
(щеки), выя (шея), очи (глаза)- …
12. Слова, обозначающие ушедшие в прошлое
понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез - …
13. Что такое лексические нормы? …
14. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка или
лексику - ….
15. Слова, употребляемые только в
профессиональной речи: кок (повар на корабле), склянки (часы на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе) - …
III. Практическое закрепление полученных знаний
Задание 2 (выполняем в Листе
контроля)
- Из материала «Для справок» подберите нужные слова
по их лексическим значениям. Вставьте во вторую колонку таблицы. В случае
затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:
1.Человек, который противится нововведениям. |
|
2. Направление развития |
|
3. Система взглядов на природу и общество . |
|
4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является
слово . |
|
5. Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом,
фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным,
таинственным колоритом |
|
6. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение
в правах . |
|
7. Синоним к слову “первенство” |
|
8.Антоним к слову “лаконичный” |
|
9. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»? |
|
Для справок: многословный, апатичный, консерватор, демократия, эмансипация,
баллада,
тенденция, приоритет, мировоззрение
.
Задание 3 (выполняем
в Листе контроля)
- Вставьте пропущенные буквы.
Вставленные буквы подчеркните.
Помните: чтобы правильно вставить пропущенную букву в
корне слова, нужно учитывать его лексическое значение!
Пос..деть к старост..,
пос..деть рядом; пол..скать ребёнка, пол..скать бел(?)ё; разр..дил руж(?)ё,
разр..дили морковь; разв..вает(?)ся флаг, разв..вает(?)ся ребёнок; прим..рять
поссорившихся ребят, прим..рять платье.
Задание 4 (выполняем в Листе контроля)
- Подберите
антонимы к прилагательным из первой колонки таблицы, учитывая их лексическое
значение, и запишите полученные словосочетания в правую колонку по образцу:
Сухой человек |
Отзывчивый
человек |
Сухой песок |
Мокрый песок |
Горячий кофе |
|
Горячий
человек |
|
Мягкий грунт (почва) |
|
Мягкий климат |
|
Мягкий матрац |
|
Свежий хлеб |
|
Свежий журнал |
|
Свежий
воротничок |
|
Лёгкий камень |
|
Лёгкий мороз |
|
Лёгкий аромат |
|
Бледный луч |
|
Бледный
рассказ |
|
Бледное лицо |
|
Глубокий след |
|
Задание 5 (выполняем в Листе
контроля)
- Выполните тестовые
задания в формате ЕГЭ (Единого республиканского экзамена):
1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
1) Вера
только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около
кустов совершенно нельзя ОТЛИЧИТЬ от травы, покрывавшей всю седловинку.
2) Птица же -
создание очень умное, наблюдательное; она чрезвычайно ПАМЯТЛИВА и признательна
за всякую доброту.
3) Человека
можно искалечить, но искусство всё ПЕРЕТЕРПИТ и всё победит.
4) И прошло с
тех пор целых шесть лет, протекло, как песок в корабельных ПЕСОЧНЫХ часах.
5) Огонь-ребята
и все, как на ВЫБОР, отличники.
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.
Мне
казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня.
Такое положение меня не устраивало.
3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
1)
Заседание состоится при
НАЛИЧИИ кворума.
2)
Пришвин был добр к
встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути людям.
3)
Мы стояли на высоком
берегу и любовались ЦАРСКИМ течением Волги.
4)
Как-то отец достал мне
АБОНЕМЕНТ на цикл лекций о кино.
5)
От знакомства я,
конечно, УКЛОНИЛСЯ с самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с
первого же разу.
4. Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Русские ученые подходили
к народному фольклору широко, записывая произведения словесного искусства,
фиксируя детали крестьянского быта.
5. Из предложений выпишите антонимы
(антонимическую пару):
Мы
узнали, что мир и прочен, и зыбок. Мы узнали, что солнце может не взойти утром,
потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт
тонет в чёрно-багровой завесе дыма.
6. Из предложений выпишите контекстные
синонимы:
Обладание некоторыми вещами (теми же
мобильными телефонами, дубленками, модными туфлями), наличие некоторых привычек
(пить пиво такой-то марки, курить такие-то сигареты, жевать такие-то жвачки,
играть в боулинг и т.д.) означает принадлежность к своим, к "нашим",
гарантирует качество, продвинутость данного человека. Тогда как отсутствие этих
вещей и привычек зачастую автоматически определяет человека как чужака, даже
как отсталого.
1)
Повторить
(или выучить) определения на с. 51-52 учебника;
2)
Изучить теоретический
материал на с. 57- 61 учебника
Желаю успеха!
Лист контроля
10 - А
класс
____________________________________________________________
ФИО
учащегося
09.11.2021 Русский язык
Тема: Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Контекстуальные
синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Задание 1
-
Проверь себя. Если будут трудности: еще раз посмотри видеоурок или обратись к
с.51-52 учебника:
Продолжите
определения
1. Слова, близкие по
лексическому значению, но различные по звучанию - …
2. Словарный состав
языка - …
3. Слова, одинаковые по
звучанию, но различные по лексическому значению - …
4. Основная единица
языка - …
5. Слова,
противоположные по лексическому значению -…
6. Устойчивые словосочетания,
выражения, имеющие единое лексическое значение - …
7.Слова, имеющие одно
или несколько значений - … и …
8. Близкие по значению
однокоренные слова, несовпадающие в значении - …
9.Слова, образованные в
связи с появлением новых понятий, явлений -…
10.Слова, употребляемые
только в данной местности - …
11. Устаревшие слова, обозначающие
существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты
(щеки), выя (шея), очи (глаза)- …
12. Слова, обозначающие ушедшие в прошлое
понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез - …
13. Что такое лексические нормы? …
14. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка или
лексику - ….
15. Слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на
корабле), склянки (часы на корабле),
офсайд (положение вне игры в футболе) - …
Задание 2
- Из материала «Для справок» подберите нужные слова
по их лексическим значениям. Вставьте во вторую колонку таблицы. В случае
затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:
1.Человек, который противится нововведениям. |
|
2. Направление развития |
|
3. Система взглядов на природу и общество . |
|
4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является
слово . |
|
5. Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом,
фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным,
таинственным колоритом |
|
6. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение
в правах . |
|
7. Синоним к слову “первенство” |
|
8.Антоним к слову “лаконичный” |
|
9. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»? |
|
Для справок: многословный, апатичный, консерватор, демократия, эмансипация,
баллада,
тенденция, приоритет, мировоззрение
.
Задание 3
- Вставьте пропущенные буквы.
Вставленные буквы подчеркните.
Помните: чтобы правильно вставить пропущенную букву в
корне слова, нужно учитывать его лексическое значение!
Пос..деть к старост..,
пос..деть рядом; пол..скать ребёнка, пол..скать бел(?)ё; разр..дил руж(?)ё,
разр..дили морковь; разв..вает(?)ся флаг, разв..вает(?)ся ребёнок; прим..рять
поссорившихся ребят, прим..рять платье.
Задание 4
- Подберите
антонимы к прилагательным из первой колонки таблицы, учитывая их лексическое
значение, и запишите полученные словосочетания в правую колонку по образцу:
Сухой человек |
Отзывчивый
человек |
Сухой песок |
Мокрый песок |
Горячий кофе |
|
Горячий
человек |
|
Мягкий грунт (почва) |
|
Мягкий климат |
|
Мягкий матрац |
|
Свежий хлеб |
|
Свежий журнал |
|
Свежий
воротничок |
|
Лёгкий камень |
|
Лёгкий мороз |
|
Лёгкий аромат |
|
Бледный луч |
|
Бледный
рассказ |
|
Бледное лицо |
|
Глубокий след |
|
- Выполните тестовые
задания в формате ЕГЭ (Единого республиканского экзамена):
1. В одном из приведённых ниже
предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку,
подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Вера только тогда согласилась ехать
домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя ОТЛИЧИТЬ
от травы, покрывавшей всю седловинку.
2) Птица же - создание очень умное,
наблюдательное; она чрезвычайно ПАМЯТЛИВА и признательна за всякую доброту.
3) Человека можно искалечить, но
искусство всё ПЕРЕТЕРПИТ и всё победит.
4) И прошло с тех пор целых шесть лет,
протекло, как песок в корабельных ПЕСОЧНЫХ часах.
5) Огонь-ребята и все, как на ВЫБОР,
отличники.
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.
Мне
казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня.
Такое положение меня не устраивало.
3. В одном из приведённых ниже предложений
НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
1)
Заседание состоится при НАЛИЧИИ
кворума.
2)
Пришвин был добр к встретившимся ему на
ЖИЗНЕННОМ пути людям.
3)
Мы стояли на высоком берегу и любовались
ЦАРСКИМ течением Волги.
4)
Как-то отец достал мне АБОНЕМЕНТ на цикл
лекций о кино.
5)
От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ с
самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Русские ученые подходили к народному
фольклору широко, записывая произведения словесного искусства, фиксируя детали
крестьянского быта.
5. Из предложений выпишите антонимы
(антонимическую пару):
Мы
узнали, что мир и прочен, и зыбок. Мы узнали, что солнце может не взойти утром,
потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт
тонет в чёрно-багровой завесе дыма.
6. Из предложений выпишите контекстные
синонимы:
Обладание некоторыми вещами (теми же
мобильными телефонами, дубленками, модными туфлями), наличие некоторых привычек
(пить пиво такой-то марки, курить такие-то сигареты, жевать такие-то жвачки,
играть в боулинг и т.д.) означает принадлежность к своим, к "нашим",
гарантирует качество, продвинутость данного человека. Тогда как отсутствие этих
вещей и привычек зачастую автоматически определяет человека как чужака, даже
как отсталого.
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий