вторник, 9 ноября 2021 г.

 09.11.- 11.11.2021. 11-А класс. Литература (3 урока)

Дорогие ребята!

      Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 10-А. 03.11. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.

       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

11-А класс

Дата: 09.11.2021

           11.11.2021

Тема: Социально-философская драма А.М.Горького «На дне». Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Цель:  познакомиться с историей создания, содержанием, тематикой и конфликтом драмы; проследить, как А.М.Горький раскрывает в пьесе трагедию личности человека, опустившегося на дно.

Ход урока

I.     Постановка темы, задач урока

      - Сегодня мы изучаем пьесу А.М.Горького «На дне». Наша задача:   познакомиться с историей создания, содержанием, тематикой и конфликтом драмы; проследить, как А.М.Горький раскрывает в пьесе трагедию личности человека, опустившегося на дно, раскрывает  атмосферу духовного разобщения людей.

     II. Изучение нового материала.

     - Внимательно прочитай материалы лекции учителя, выдели для себя ключевые моменты. Полученные знания пригодятся тебе для выполнения заданий урока и написания сочинения по теме в дальнейшем.

1. Лекция учителя

- В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них.

История создания

      Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900–1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

      В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов XIX века: фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью: поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс во многом благодаря гениальности автора, а также актуальности озвученных проблем. В любом случае о пьесе говорили – с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Тема

       В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно, рассуждают на высокие темы. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высокоморальным, духовно богатым.

       Вместе с тем любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно: оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

       Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй, стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде.

       Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают, она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

       Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит, обречены на гибель.

Жанр

Анализируя пьесу “На дне”, можно сделать вывод об уникальности горьковского жанра пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Характеристика персонажей

        В системе образов драмы М. Горького «На дне» Бубнов занимает важное место. Это образ еще одного человека, находящегося на «дне» жизни. Бывший скорняк, Бубнов оказывается в ночлежке, превращается в безработного пьяницу.

Судьба

        Перед тем как оказаться на «дне» жизни, Бубнов имел собственную мастерскую. Герой был скорняком – мастером по изготовлению изделий из меха и кожи. Причем Бубнов работал не только сам, но и имел работника. В конечном счете жена Бубнова влюбилась в мастера, работавшего на него. Бубнов решил, что лучшим способом будет бить жену. Однако мастер защищал ее. И тогда Бубнов решил «укокошить» жену, но, как признается герой, вовремя «спохватился» и ушел. Так герой остался ни с чем: одиноким, без денег и без жилья.

        Бубнов стал жить в ночлежке для бедных. Теперь он работает картузником, изготовляя головные уборы. В произведении показывается, что герой совсем разучился работать. Вместо желтых рук, которые у Бубнова были, когда он работал скорняком, у него стали просто грязные руки. Теперь герой разучился шить. Поэтому он находится в долговой яме и не может вернуть все деньги, которые должен хозяйке ночлежки.

Отношение к жизни

        В пьесе особое внимание уделяется рассуждениям персонажей. Появившийся в ночлежке Лука спорит с Бубновым и Сатиным относительно правды и лжи. У Бубнова мнение категорично: нужно говорить только правду, даже если она тяжела для человека. Он считает, что нечего стесняться, что нужно «валить» правду, несмотря ни на что. Сам Бубнов говорит, что не умеет врать.

Качества

       Характеристика Бубнова во многом строится из его внутренних и внешних качеств. Герой, оказавшись на «дне», перестал быть похожим на человека. Он не стремится сохранять в себе положительные черты. Бубнов говорит о том, что он беден, поэтому ему нет смысла сохранять совесть, ее у него просто нет.

       Бубнов – любитель выпить. Герой сам признается, что он пьяница, что он очень не любит работать, что он очень ленив. Поэтому ему не удается смастерить шляпу. Алешка, другой житель ночлежки, утверждает, что Бубнов становится похожим на человека, только когда выпьет. Сам Бубнов считает, что нахождение на «дне» жизни демонстрирует истинное лицо человека. И он это лицо тоже уже показал.

       В пьесе М. Горького «На дне» особое место занимает образ Луки, так как его появление в ночлежке меняет жизни других персонажей.

Судьба

      Лука на момент повествования – шестидесятилетний странник, оказавшийся в ночлежке, где уже долгое время проживают другие персонажи пьесы М. Горького. Лука мало говорит о своей прошлой жизни. Вероятнее всего, он пробыл на каторге после совершения какого-то преступления. В рассказе о себе Лука говорит о том, что его «мяли много», поэтому он такой мягкий и ласковый. Такая самохарактеристика позволяет говорить о том, что Луке пришлось на своем жизненном пути столкнуться с различными препятствиями, однако он не испугался их и все преодолел.

Взгляды

      Лука придерживался особых взглядов, которые во многом отличались от взглядов других жителей ночлежки. Рассмотрим эти взгляды с цитатами. Лука считает, что каждый человек заслуживает уважения, ведь каким бы он ни был, «всегда своей цены стоит». Именно поэтому Лука относится ко всем с теплотой и добротой. Странник считал, что к каждому человеку нужно относиться по-доброму, что каждого нужно жалеть. Здесь Лука опирается на учение Христа, который «всех жалел и нам так велел». Причем Лука отмечает, что жалеть нужно не тех, кто уже умер, а тех, кто еще жив, ведь «вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!».

Значение образа

Образ Луки в пьесе «На дне» занимает особое место. Он является олицетворением «трех правд» в произведении. Лука считает, что правда человеку не всегда приносит только добро. Герой использует ложь во спасение, давая жителям ночлежки надежды на то, что им удастся изменить свою жизнь к лучшему. Лука действует на судьбы многих персонажей горьковского произведения, что поможет продемонстрировать таблица:

Герой

Влияние Луки

Анна

Помогает ей, всячески поддерживает, говоря о том, что после смерти она обретет желанный покой

Настя

Поддерживает героиню, верит в ее рассказы о любви с французом-студентом

Барон

Верит в рассказы о том, что герой в прошлом был влиятельным дворянином

Васька Пепел

Советует уйти в Сибирь, чтобы там начать новую жизнь, отказавшись от воровского пути

Наташа

Советует уйти вместе с Васькой Пеплом в Сибирь, где она сможет жить спокойно без семейства Костылевых

Актер

Лжет о существовании бесплатной лечебницы, в которой людей лечат от алкоголизма, дает надежду на изменение жизни к лучшему и возвращение на сцену

      Если говорить кратко, то все намерения странника Луки добры, но они приводят к настоящим трагедиям разного характера. Ложь во спасение, которой пользовался Лука, сначала дает людям надежду на лучшее, но затем люди понимают, что им не удастся ничего изменить, и это приносит только разочарование. С помощью образа Луки М. Горький разоблачает теорию лжи во имя блага.

       Произведение “На дне” М. Горького – остросоциальная пьеса о самых низших слоях общества. Ночлежка, где собираются герои, становится не только единственным пристанищем, но и местом, где происходят споры о свободе, сущности бытия и предназначении человека. Одним из центральных персонажей является Сатин. Так кто же это такой, и каков образ Сатина в пьесе Горького?

Характеристика Константина Сатина

       Константин Сатин – мужчина лет сорока, он является пьяницей и ночлежка – единственное место, где он может выспаться и привести себя в порядок. Мужчина увлекается игрой в карты и шулерством. Сатин опустился на самое дно, с которого вряд ли сможет подняться наверх. При этом он не всегда был таким. Герой очень образован и начитан, многое понимает в этой жизни. Себя он считает уже мертвым человеком, что подтверждается следующими цитатами Актера и Сатина:

Актер: Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты – болван Потому что – дважды убить нельзя…”

       Сатин очень часто размышляет о месте человека в этом мире. Он считает, что работа человека должна быть в удовольствие, иначе это не работа, а рабство. Именно поэтому Сатин и не хочет трудоустраиваться, потому что хочет оставаться свободной личностью. Его умозаключения имеют философский смысл: «…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!..”

       Вспоминая свое прошлое, Сатин рассказывает, что в молодости он был телеграфистом, много читал и весело проводил время. потом за убийство он попал в тюрьму, где отсидел четыре с половиной года. Оказывается Сатин на дне после тюрьмы. Попал он туда, так как заступился за родную сестру и убил подлеца. По признанию самого героя после тюрьмы его жизнь пошла под откос.

Отношение Константина Сатина к обитателям ночлежки

       Сатин – человек прямолинейный. Он всегда говорит правду другим жителям ночлежки, даже если знает, что она им точно не понравится. Больше всего на свете он презирает жалость, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Он считает, что каждый человек должен сам творить свою судьбу, быть кузнецом своего счастья.

       Герой привык, что все его осуждают, не принимают за нормального человека. Поэтому он и сам поверил в то, что он никчемный и уже мертвый человек.

       Сатин – герой, который больше всех остальных отражает позицию автора. Он часто спорит с обитателями ночлежки и о жалости, и о правде. В противовес страннику Луки, считающему, что к правде нужно стремиться, он считает, что правда – это факты, то, что уже произошло. В разговоре с Лукой, в его знаменитом монологе, раскрывается характер Сатина. Он, несмотря ни на что, в отличие от остальных верит в человека, в то, что человек – прекрасное создание, способное вершить самостоятельно свою судьбу. Его трагедия заключается в том, что сам он свою жизнь исправить не может, считает себя потерянным человеком. Однако из всех представленных в ночлежке жителей только он обладает внутренним стержнем.

       Сатин часто спорит с другими обитателями ночлежки. Он с яростью стремится убедить своих оппонентов в своей правоте. Его речи всегда яркие, наполнены афоризмами.

       Актер – один из обитателей ночлежки для бедных, где проживают люди, которым некуда больше пойти. Ему около сорока лет, и он, как и его приятель Константин Сатин, является пьяницей. Он прекрасно понимает свое положение и не отрицает, что является алкоголиком: “Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем…”

       Раньше персонаж служил в театре и даже имел сценический псевдоним Сверчков-Заволжский. Он вспоминает, что даже играл могильщика в “Гамлете”. Но со временем употребление алкоголя привело к тому, что его память очень сильно ухудшилась, и он не смог запоминать даже самые маленькие роли. Он понимает, что алкоголь сгубил его жизнь и карьеру. При этом он не хочет совладать с собой и бросить пить. Он нигде не работает, имеет долг за ночлег, но продолжает пить со своим другом Сатиным.

       Сильное впечатление на Актера производит разговор с Лукой, который рассказывает ему о больнице, в которой лечат от алкоголизма. И хотя Сатин уверяет Актера, что такой больницы не существует, и Лука все выдумал, тот реально поверил и даже бросил пить и начал зарабатывать деньги.

       Но после того, как Лука покинул ночлежку так же неожиданно, как и пришел в нее, Актер наконец-то осознал, что никакой лечебницы не существует. В этот момент в герое что-то надломилось, и он потерял надежду. Не видя дальнейшего выхода и не находя надежды, Актер не видит больше смысла в своей жизни и совершает самоубийство.

С самоубийством Актера возник следующий вопрос: “Способен ли человек в одиночку проделать путь со дна жизни? ”. Должны быть люди, которые верили бы в это. Чтобы пройти этот путь, ночлежникам необходимо начинать с веры в друг друга.

      2. Сделаем выводы

Год написания пьесы А.М.Горького «На дне» – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца XIX века, глубокий экономический кризис, безработица, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм.

     3. Знакомство с кратким содержанием пьесы А.М.Горького «На дне»

- Пройди по ссылке (или скопируй её и вставь в поисковик) и познакомься с кратким содержанием пьесы А.М.Горького «На дне» на сайте «Образовака.ру», подготовься к тестовому опросу:

                    https://obrazovaka.ru/books/gorkiy/na-dne

       III.Обобщение и систематизация знаний

- Информации получили много. Давайте обобщим полученные знания. Пройдите по ссылкам (или скопируйте и вставьте в поисковик)  и посмотрите видеоуроки:

   1) «Общая характеристика пьесы А.М.Горького «На дне»:

                   https://www.youtube.com/watch?v=HZPOLVP5lNw

   2) «Три правды» в пьесе А.М.Горького «На дне»:

                    https://www.youtube.com/watch?v=7wMozkDrjfY

      IV. Домашнее задание

1)      Прочитать с. 193 -197 учебника;

2)      Пройти тест по пьесе (выполняем в Листе контроля)

3)      Письменно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Что лучше: истина («правда» Бубнова) или сострадание («правда» Луки)? » (выполняем в Листе контроля)

Желаю успеха!

 

Лист контроля МОЖНО прислать в четверг

11 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

09.11.2021    Литература

11.11.2021

Тема: Социально-философская драма А.М.Горького «На дне». Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

 

       1. Тест по драме «На дне» А.М. Горького

 - Заполни таблицу, вписав правильные варианты ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.

 

1

 

6

 

11

 

2

 

7

 

12

 

3

 

8

 

13

 

4

 

9

 

14

 

5

 

10

 

15

 

1. В каком году было написано произведение Максима Горького «На дне»?

 2. К какому литературному жанру относится произведение «На дне»?

 А) Социально-философская драма;      Б) Психологическая драма;

 В) Мелодраматическая комедия;          Г) Семейно-бытовая драма.


3. Какую проблематику затрагивает Максим Горький в произведении «На дне»?

А) Проблематика отношений в семье;

Б) Вопросы воинской чести, защиты родины от врага, смелости воина;

В) Значимости денег в жизни человека;

Г) Поиск человеком своего места и роли в жизни, возможность изменить собственную жизнь.


4. Для передачи внутреннего состояния героев драмы М. Горький  использует полилог. Что передает этот приём?

А) атмосферу духовного разобщения людей;

Б) дно жизни, на котором оказались герои;

В) дно человеческой души;
Г) тяготение героев к чему-то общечеловеческому.

 

5. Где происходят события пьесы «На дне»?

А) В сумасшедшем доме;       Б) На квартире у Клеща;

В) В ночлежке;             Г) В сиротском доме.

 

6. Кто из героев пьесы считал, что главное в жизни не образование, а талант?

А) Сатин;         Б) Актер;       В) Бубнов;      Г) Клещ.

 

7. Кто из героев пьесы считал, что жизнь хороша, когда труд — удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство?

 А) Пепел;      Б) Сатин;      В) Актер;      Г) Костылёв

 

8. Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Человек – все может… лишь бы захотел»?

 А) Луке;      Б) Костылёву;      В) Анне;      Г) Алешке.

 

9. Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Всё - в человеке, всё для человека. Человек – это звучит гордо!»

А) Луке;      Б) Бубнову;      В) Насте;      Г) Сатину.

 

10. Какие люди, по мнению Костылева, являются хорошими?

 А) Творческие люди, желающие преобразить и украсить мир;

 Б) Мудрецы и священники, люди религии;

 В) Люди, занимающие высокие чины;

 Г) Люди, живущие по правилам, у которых есть паспорт.

11. Как в ночлежке оказался Сатин?

А) Сатин обокрал местного чиновника и прятался в ночлежке от судебного пристава, изменив  имя;

Б) Сатин попал в тюрьму из-за обидчика сестры, после чего перед ним все дороги оказались  закрыты;

В) У Сатина сгорело все имущество, и ему негде было жить, кроме как в ночлежке;

Г) Сатин был известным картежником.

12. По какому закону, по мнению Татарина, жил Лука?

 А) «Не обижай человека»;      Б) «Не убий»;

 В) «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе»;

 Г) «Все люди добрые, нет злых людей».

 

13. Что случилось с Наташей после того как она вышла из больницы (куда попала из-за издевательств сестры)?

 А) Девушка вышла замуж за Пепла;     Б) Наташа исчезла;

 В) Девушка вернулась в ночлежку;       Г) Наташа стала актрисой.

 

14. Что случилось с Актером в конце произведения?

 А) уехал в другой город;        Б) предложили роль в местном балагане;

 В) сбил экипаж;        Г) повесился.

 

15. Установите соответствие между героями пьесы и их отношением к человеку:

1) Лука;

А) убежден, что все люди на земле – лишние.

2) Бубнов;

Б) человек должен быть духовно свободен.

3) Сатин;

В) проповедует утешительную ложь.

            2. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос по пьесе М.Горького «На дне»

«Что лучше: истина («правда» Бубнова) или сострадание («правда» Луки)?»

      - Опираясь на содержание драмы, материал учебника, выскажите собственное мнение по теме «Что лучше: истина («правда» Бубнова) или сострадание («правда» Луки)?»

Развернутый ответ на проблемный вопрос представляет собой вопрос аналитического характера, содержательно соотнесенный с содержанием произведения. Как правило, вопрос связан с темой (проблемой, идеей) произведения или фрагмента, с определением места и роли фрагмента в произведении, характерами действующих лиц, выявлением средств воплощения авторской идеи и т. п. Развернутый ответ представляет собой текст объёмом 10-15 предложений.

      Композиция развернутого ответа на вопрос не предполагает вступления и заключения.

Сначала необходимо дать прямой краткий ответ на поставленный вопрос, а затем аргументировать его, обращаясь к тексту произведения.

Задание оценивается по следующим критериям:

1.

Соответствие ответа заданию

1 балл

2.

Привлечение текста произведения для аргументации

1 балл

3.

Логичность и соблюдение речевых норм

1 балл

4.

Соблюдение орфографических норм

1 балл

5.

Соблюдение пунктуационных норм

1 балл

Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

        - Напоминаю структуру развернутого ответа на вопрос:

      1. Тезис – ответ на поставленный вопрос, который мы начинаем словами

Я думаю…

                                                                     Я считаю…

1.      Доказательство выбранной точки зрения с опорой на конкретные поступки героев, цитаты, которое начинается словами

Потому что…

Приведу примеры, которые доказывают мою точку зрения.

2.      Вывод.

 

Спасибо за работу!

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)