понедельник, 8 ноября 2021 г.

 09.11.2021. 6-А класс. Русский язык (2 урока)

Дорогие ребята!

      Вы получили проверенные работы. На что нужно обратить внимание:

- Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 6-А. 03.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.

- Внимательно читайте задания к упражнениям, не спешите, проверяйте уже выполненное задание.

- Если оформляете работу в тетради, пишите аккуратно, следите за почерком!

       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

6-А класс

Дата: 09.11.2021

Тема: Лексикология – раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. Лексикон

Цель урока: повторить и систематизировать знания о лексическом составе русского языка, о лексикологии как науке о языке.

                                                             Ход урока

          I.     Постановка темы и целей урока.

– Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словом «нормально»?

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

– Как живешь? – спрашиваю.

– Нормально, – отвечает.

– А с учебой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну, я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь...

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

– Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?

– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас? Кстати, а как называется словарный запас конкретного человека?

– Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?

– Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, которые мы изучили в 5 классе.

      II. Актуализация опорных знаний

 Задание 1 «Закончи предложения»: впиши на месте пропуска подходящие по смыслу слова (выполняем в Листе контроля):

1)      Все слова языка образуют его словарный состав, или… .

2)      Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка… .

3)      Словарный запас конкретного человека называется… .

4)      То, что обозначает слово, — это его… .

5)      Слова, имеющие одно лексическое значение, называются… .

6)      Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… .

7)      Слова, кроме прямого значения, могут иметь… .

8)      Слова одной и той же части речи, противоположные по значению, называются… .

9)      Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются… .

10)  Слова одной и той же части речи, похожие по значению, но разные по написанию, называются… .

     III. Практическая работа

1.      Упражнение 92 (выполняем в Листе контроля)

2.      Упражнение 96 (выполняем в Листе контроля)

3.      Упражнение 98 (выполняем устно)

4.      Упражнение 99 (выполняем в Листе контроля)

IV. Итог урока

1.      Проверь себя, устно ответь на вопросы

— Какой раздел мы начали сегодня изучать на уроке?

— Как называется приём, когда действия живого существа (человека или животного) приписываются неживому существу?

— Для чего нужны синонимы, антонимы, синонимы?

– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?

- В каких словарях дается толкование лексического значения слова?

      V. Домашнее задание

1)        Повторить (или выучить) определения на с. 51-52 учебника;

 

Желаю успеха!

                                        Лист контроля

6 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

09.11.2021    Русский язык

 Тема: Лексикология – раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. Лексикон

 Задание 1 «Закончи предложения»: впиши на месте пропуска подходящие по смыслу слова:

1)      Все слова языка образуют его словарный состав, или… .

2)      Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка… .

3)      Словарный запас конкретного человека называется… .

4)      То, что обозначает слово, — это его… .

5)      Слова, имеющие одно лексическое значение, называются… .

6)      Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… .

7)      Слова, кроме прямого значения, могут иметь… .

8)      Слова одной и той же части речи, противоположные по значению, называются… .

9)      Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются… .

10)  Слова одной и той же части речи, похожие по значению, но разные по написанию, называются… .

Упражнение 92

- Вставь пропущенные буквы. «Поиграй» с текстом: попробуй выделить цветом (любым, кроме красного) вставленные буквы или подчеркни их.

Помни: чтобы правильно вставить пропущенную букву в корне слова, нужно учитывать его лексическое значение!

Пос..деть к старост.., пос..деть рядом; пол..скать ребёнка, пол..скать бел(?)ё; разр..дил руж(?)ё, разр..дили морковь; разв..вает(?)ся флаг, разв..вает(?)ся ребёнок; прим..рять поссорившихся ребят, прим..рять платье.

         Упражнение 96

- Вставь пропущенные буквы. «Поиграй» с текстом: попробуй выделить цветом (любым, кроме красного) вставленные буквы; подчеркни слова в переносном значении:

После дождя

Дождик прош..л по с..довой дорожк.. .

Капли на ветках в..сят, как серёжки.

Трон..шь берёзку – она встрепенёт(?)ся

И засмеёт(?)ся. До слёз засмеёт(?)ся.

Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы уд..вились друг другу.

В чашечках лист(?)ев, на каждой травинк..

По огонёчку, по серебринк.. .

     Упражнение 99

- Подберите антонимы к прилагательным из первой колонки таблицы, учитывая их лексическое значение, и запишите полученные словосочетания в правую колонку по образцу:

 

Сухой человек

Отзывчивый человек

Сухой песок

Мокрый песок

Горячий кофе

 

Горячий человек

 

Мягкий грунт (почва)

 

Мягкий климат

 

Мягкий матрац

 

Свежий хлеб

 

Свежий журнал

 

Свежий воротничок

 

Лёгкий камень

 

Лёгкий мороз

 

 

Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)