среда, 6 мая 2020 г.

06.05.2020. 10-А класс. Литература

06.05.2020. 10-А класс. Литература

Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
   10-А. 06.05. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 06.05. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна

10-А класс
Дата: 06.05.2020
Тема: А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение                  дворянского гнезда
Цель: познакомиться с историей создания, жанром, героями пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»; осмыслить художественное своеобразие и мастерство драматурга; увидеть на практике новаторский характер пьес А. П. Чехова.
Ход урока
I. Актуализация самостоятельно изученного материала.
 - Вспомним материал прошлого урока. Устно ответьте на вопрос:
·         Чем отличается «новая драма» А. П. Чехова от классической европейской
              драмы? Своё мнение аргументируйте.
II. Постановка темы урока
— В 1888 и 1889 гг. Чехов отдыхал в имении Линтварёвых, близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских усадеб. Таким образом, в сознании писателя постепенно вызревал замысел пьесы, где отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнёзд.
      Работа над пьесой «Вишневый сад» требовала от А. П. Чехова больших усилий. «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями»,— сообщал он друзьям. Однако, превозмогая болезнь, бытовую неустроенность, А. П. Чехов писал большую пьесу.— «Вишнёвый сад» — удивительное произведение русской литературы. Смертельно больной автор, сознающий близость своего ухода, говорил миру: «Прости…» Это настроение отзывалось в финальных репликах его героев: «…прощай!.. Прощай!». Есть неуловимо уходящее время, в ход которого включены все. И всё происходящее с нами надо принимать мудро и с юмором. Об этом говорит А. П. Чехов в своей прощальной комедии о вечном круговороте жизни…
      Конец жизни А. П. Чехова пришёлся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. За смертью и умиранием следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием перемен. Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» отражает именно такую переломную эпоху — время, когда старое уже умерло, а новое ещё не народилось, и вот жизнь на какое-то мгновение остановилась, затихла. Кто знает, быть может, это — затишье перед бурей? Ясно было одно: старая жизнь безвозвратно ушла, на смену ей грядёт иная. Скоро начнётся эпоха действий и перемен. Все герои пьесы предчувствуют наступление новой жизни, но одни ждут её с опаской и неуверенностью, а другие — с верой и надеждой.
       Вишнёвый сад — это смысловой и духовный центр пьесы, это единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором всё подчинено строгому порядку природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь — связь с предками и потомками, с Человечеством, с Истиной.  В этом и заключается основная идея чеховской грустной комедии.
III. Работа над темой урока
1.      Просмотр учебного фильма
 - Готовясь к сегодняшнему уроку вы прочитали статьи учебника «О жанровом своеобразии комедии Чехова «Вишнёвый сад», «Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишнёвом саде» с. 348 – 354, пьесу А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
 - Сейчас я предлагаю посмотреть учебный фильм «Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» и пройти тест. Пройдите по ссылке:


2.      Самоконтроль изученного материала
Тест по пьесе А. П.Чехова «Вишнёвый сад»
(если вы претендуете на оценку «5» за работу, вам нужно выполнить все задания достаточного уровня и ответить на 5 любых вопросов из высокого уровня)
Достаточный уровень
1.Укажите годы жизни А. П.Чехова.
1) 1824 – 1890 гг.              3) 1860 – 1902 гг.
2) 1860 – 1904 гг.              4) 1865 – 1901 гг.
2. В каком городе родился А. П.Чехов?
1) в Таганроге         3) в Москве
2) в Петербурге        4) в Орле
3.Определите жанр пьесы «Вишнёвый сад» (авторское определение).
1) трагикомедия                     3) драма
2) социальная комедия          4) комедия
4. Пьеса «Вишневый сад», стала для Чехова:
1)      Его дебютным произведением.
2)      Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России.
3)      Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем.
      4) Возможностью вывести на сцену свою жену, для которой и писалась пьеса.
5. Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад» была осуществлена Художественным театров в:
1) 1901г.        3) 1903 г.
2) 1904г.        4) 1902 г.
6. Укажите основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад».
1) конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов)
2) конфликт ключевых персонажей с окружающей средой и действительностью
3) борьба вокруг продажи имения
4) столкновение между различными социальными группами (помещица Раневская – купец Лопахин)
7. Среди черт «новой драмы» Чехова найдите ту, «символом» которой является Епиходов.
1) атмосфера всеобщего неблагополучия
2) атмосфера всеобщего одиночества
3) атмосфера психологической глухоты
4) полифоничность чеховских драм, «хоровая судьба»
8.  В чём особенность диалогов в пьесе «Вишнёвый сад»?
1)  они построены как диалоги – монологи
2)  они построены как классические диалоги – реплика является ответом на предыдущую
3)  они построены как «диалоги глухих» (персонажи не слышат друг друга)
9. Идейное содержание пьесы «Вишнёвый сад» раскрывается в:
1) поступках героев;       2) в диалогах персонажей;
3) в монологах героев;    3) в авторских ремарках,
10.  Укажите внесценических персонажей (несколько) пьесы «Вишнёвый сад».
1)  ярославская тётушка          2)  Симеонов-Пищик
3)  отец Лопахина                   4)  Любовник Раневской
11. Почему Раневская отказывается сдавать имение в аренду?
1) не хочет вырубать вишневый сад, расположенный там
2) не хочет иметь посторонних людей в имении
3) хочет отдать имение для благотоворительных целей
4) богата и не нуждается в деньгах
12. Кого из героев называют "вечным студентом"?
1) Лопахина            2) Гаева
3) Трофимова         4) Фирса
13. Кто из героев оказывается запертым в доме в конце пьесы?
1) Трофимов           2) Фирс
3) Раневская            4) Лопахин
14. Господин Лопахин является сыном:
1) деревенского священника        2) богатого дворянина
3) состоятельного купца              4) крепостного крестьянина
15.  Многие из героев пьесы живут прошлым, некоторые – будущим. Один из героев живёт настоящим. Кто?
1)  Фирс                     2)  Трофимов
3)  Раневская             4)  Лопахин
16. Как в Художественном театре называли характерное для чеховских пьес развитие действия?
1)  «бурный поток»                         2)  «подводное течение»
3)  «невидимая жизнь»                    4)  «буря и натиск»

Высокий уровень
1. В каком году А.П. Чехов написал пьесу «Вишнёвый сад»?
2.  Назовите девичью фамилию Раневской. 
3.  Что является главным «происшествием» (кульминацией сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе «Вишнёвый сад»?
4.  Кто стал хозяином вишнёвого сада? 
5.  Всех героев пьесы «Вишнёвый сад» объединяет атмосфера всеобщего неблагополучия. «каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье,» - говорит Епиходов. Какое прозвище ему дали? 
6.  Укажите имя героя пьесы «Вишнёвый сад», который просит Раневскую взять его с собой в Париж, так как Россия для него «страна необразованная», «народ безнравственный, притом скука…».
7.  Укажите фамилию персонажа пьесы А. П.Чехова «Вишнёвый сад», которому принадлежит реплика: «Вся Россия – наш сад…». 
8.  Укажите фамилию персонажа «Вишнёвый сад», пересыпающего свою речь «бильярдной» лексикой. 
9.  Укажите имя героини «Вишнёвый сад», которая мечтает о такой судьбе: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я всё, ушла бы подальше. В монастырь ушла». 
10.  Запишите фамилию героя пьесы «Вишнёвый сад», которого Петя Трофимов называет «хищным зверем». 

IV. Подведение итогов
 - Устно ответьте на вопросы:
• Каков же, на ваш взгляд, жанр пьесы?
• Чем обусловлено название пьесы?
• Какую роль играет в пьесе образ вишнёвого сада?
V.  Домашнее задание:
      Прочитать статьи учебника «Генрик Ибсен» с. 264 – 270, пьесу Ибсена «Кукольный дом». Готовьтесь к тестовому опросу по содержанию и по страницам учебника
Краткое содержание  по ссылке  https://obrazovaka.ru/books/ibsen/kukolnyy-dom
Желаю успеха!
Лист контроля
10-А класс       ____________________________________________________________
                                               ФИО учащегося

06.05.2020    Литература

Тема: А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение                  дворянского гнезда

Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы переписывать не надо.

Тестовый опрос по пьесе «Вишнёвый сад»
                       Достаточный уровень
1.      Ответ:
2.      Ответ:
3.      Ответ:
4.      Ответ:
5.      Ответ:
6.      Ответ:
7.      Ответ:
8.      Ответ:
9.      Ответ:
10.  Ответ:
11.  Ответ:
12.  Ответ:
13.  Ответ:
14.  Ответ:
15.  Ответ:
16.  Ответ:

            Высокий уровень
1.
2.
3.
4.
5.

Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)