29.04.2020. 10-А класс. Литература
Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма
для пересылки учителю:
10-А. 29.04.
Иванов А., где 10-А – ваш класс; 29.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Моя
электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 29.04.2020
Тема:
А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека
Цель: развивать
умение видеть художественное своеобразие чеховских рассказов; раскрыть основные
идеи произведения в ходе развития его действия; понять значение портрета, монолога,
диалога, авторской речи, выявляющих отношение писателя к герою; развивать
творческое мышление, умения анализировать и оценивать нравственные качества личности,
поступки и поведение людей; учить аргументировать свою точку зрения.
Ход урока
I. Актуализация самостоятельно изученного
материала.
- Вспомним материал
прошлого урока. Устно ответьте на
вопросы:
• Что
объединяет рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» в «маленькую
трилогию»?
• Какова
функция рассказчика в этой трилогии?
• Как
вы понимаете выражение «футлярность существования»?
· Что
является главной причиной того, что герои «Маленькой трагедии» понимают «футлярность»
своего существования, но ничего не меняют в своей жизни?
• В
чём вы видите связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении, и
современной жизнью?
II. Постановка темы
урока
— А. П. Чехов главной
причиной того, что герои «Маленькой трагедии» понимают «футлярность» своего
существования, но ничего не меняют в своей жизни считал инертность их поведения, они говорят
правильные слова, но не подтверждают их делом, ничего не меняют в своей жизни.
Творчество прозаика остаётся современным
и в нашем XXI в., людей всё так же волнуют вечные вопросы любви, нравственной
красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Остались актуальными и многие
социальные вопросы: обывательщины, пошлости, чинопочитания и др. Одной из
важнейших тем для А. П. Чехова является
тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит.
Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо
легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.
Сегодня на уроке мы проследим путь
постепенного, непрерывного духовного изменения (деградации) главного героя
рассказа «Ионыч» Дмитрия Ионыча Старцева, поймём, какие качественные изменения
произошли, что приобрёл и потерял главный герой на этом пути.
III. Работа над темой
урока
1.
Работа с учебником
- Прочитайте статью учебника «От Старцева к
Ионычу» на с. 332-334.
- Вспомните содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
2. Исследовательская работа
- Попробуйте,
опираясь на материал учебника и содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч», провести
исследовательскую работу. Ответьте на вопросы (устно):
1) Можно ли утверждать, что доктор
Старцев изменил своим убеждениям? Если да, то каким именно. Сравните I и IV
главы: каков духовный мир, каковы взгляды молодого земского врача Дмитрия
Ионыча Старцева и Ионыча?
2) Найдите в тексте рассказа своеобразные
вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора
Старцева и параллельно его моральное и духовное опустошение.
3) Какую сюжетно-композиционную роль
играет эпизод несостоявшегося свидания на кладбище? Сравните II и IV главы.
Каково поведение героев на двух любовных свиданиях? Почему герои поменялись
ролями? Почему любовь оказалась несостоятельной?
3. Обобщающее
слово учителя
—
В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов как будто обращается
к читателям с призывом не поддаваться губительному влиянию обывательской среды,
вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые
идеалы молодости и любовь, беречь в себе человеческое, бояться жажды наживы.
Писатель горячо любил жизнь и хотел,
чтобы жизнь всех людей была полнокровной, одухотворённой, свободной и
счастливой; чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы; чтобы
каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. «В
человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»,—
говорил он. Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знал его,
восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым и честным характером,
умением хорошо веселиться и плодотворно работать, желанием как можно больше
успеть в жизни. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал брату: «Не лгать в
пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего».
И самое важное условие для того, чтобы не прожить обывателем скучную мещанскую
жизнь, не погрязнуть в пошлости,— честный творческий труд. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим.
Без труда не может быть чистой и радостной жизни»,— учил этот великий гуманист.
4. Самоконтроль изученного материала
- Опираясь на материал урока, статью учебника
«От Старцева к Ионычу», содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч», ответьте на
вопросы. Работайте
самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого
списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы
переписывать не надо.
Тестовый
опрос
1. К какому литературному жанру
относится произведение «Ионыч»?
А) Новелла; Б) Рассказ; В) Повесть;
2. Как звали Старцева?
А) Иван Ионович Б) Дмитрий Ионович В) Михаил Ионович
3. Как Екатерину Ивановну ласково
называли родные?
А) Птичка; Б) Рыбка; В) Котик; Г) Зайка.
4. Чем увлекалась Вера Иосифовна?
А) Писала
любительские романы; Б) Играла на
скрипке;
В) Пела
романсы под рояль; Г) Вышивала
гладью.
5. Какой талант был у Екатерины
Ивановны?
А) Писала
стихи и баллады; Б)
Танцевала народные танцы;
В) Превосходно
играла на рояле; Г) Плела кружева.
6. Кто употреблял слова «недурственно, он не имеет никакого римского
права»?
А) доктор Старцев Б)
Василий Иванович
В) Иван Петрович Г) Пантелеймон
7. Куда позвала Екатерина
Ивановна Ионыча на первое свидание?
А) В парк; Б) В городской кафетерий;
В) Прогуляться
к реке; Г) На кладбище.
8. О чем думает Старцев перед
объяснением с Катериной Ивановной?
А) о ее красоте Б) о их будущем В) о приданом
9. Узнай героя по описанию:
«Полный красивый брюнет с бакенами устраивал любительские спектакли с
благотворительной целью»
А) Туркин Б) Писемский В) Старцев
10. Почему Екатерина Ивановна
отказала Старцеву?
А) Девушке не нравился Дмитрий;
Б) Екатерина Ивановна хотела уехать из города и
стать артисткой;
В) Туркины не считали Ионыча достойной кандидатурой
для дочери;
Г) Екатерина Ивановна была больна и не хотела
обременять мужчину.
11. За что Дмитрия люди в
окрестностях прозвали «поляк надутый»?
А) За его
молчаливость и суровый вид;
Б) За то, что
не хотел помогать бедным людям;
В) За то, что
ему не нравились сельские невесты;
Г) Так люди
прозвали не Ионыча, а Ивана Туркина.
12. О чем подумал Старцев, когда
встретился с Екатериной Ивановной после четырех лет разлуки?
А) Мужчина думал, что она наверно теперь богаче его;
Б) Дмитрий был рад, что не женился на ней;
В) Мужчина очень волновался и надеялся, что это не
заметят;
Г) Дмитрий думал о том, что снова сделает ей
предложение.
13. Что со временем стало, по
сути, смыслом жизни и единственной радостью Ионыча?
А) Любовь к
родителям; Б) Дружба с
Туркиными;
В) Приятное
общение с пациентами; Г) Жажда
наживы, деньги.
14. Кто (что) виноват в том, что
из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в
Ионыча – «языческое божество»?
А) «среда заела»
Б) Екатерина Ивановна
В) собственная вина, жизнь по инерции
Г) неспешный, неостановочный ход времени
15. Какую проблему поднимает
Чехов в произведении «Ионыч»?
А) Отношения
отцов и детей;
Б) Любви на
расстоянии;
В) Постепенной
деградации человека;
Г) Достижения
человеком карьерных высот.
16. Ответьте на вопрос: «В чём видит
Чехов причины духовного омертвения, захватывающего неплохих людей?» (Ответ
должен содержать не менее 3-х предложений)
IV. Домашнее
задание:
Прочитать статьи учебника «Общая
характеристика новой драмы», «Исторические истоки новой драмы» с. 340 – 344, пьесу
А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (краткое содержание на сайте «Образовака. Ру»).
Готовьтесь к тестовому опросу по содержанию
Желаю успеха!
Лист
контроля
10-А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
29.04.2020
Литература
Тема: А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека
- Опираясь на материал урока, статью учебника «От Старцева
к Ионычу», содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч», ответьте на вопросы. Работайте
самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого
списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы
переписывать не надо.
Тестовый опрос по
«Маленькой трилогии»
1.
Ответ:
2.
Ответ:
3.
Ответ:
4.
Ответ:
5.
Ответ:
6.
Ответ:
7.
Ответ:
8.
Ответ:
9.
Ответ:
10.
Ответ:
11.
Ответ:
12.
Ответ:
13.
Ответ:
14.
Ответ:
15.
Ответ:
16.
Ответ:
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий