среда, 29 апреля 2020 г.

29.04.2020. 9-А класс. Литература

29.04.2020. 9-А класс. Литература
Дорогие ребята!
       Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
   9-А. 29.04. Иванов А., где 9-А – ваш класс; 29.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна

9-А класс
Дата: 29.04.2020
Тема: Александр Исаевич Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Жизненная основа притчи. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны-праведницы, её духовная стойкость.

Цель урока: выявить проблематику рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор», его художественное своеобразие; формировать на основе анализа рассказа понятие о красоте человека как нравственности и духовности; углубить понятие о праведничестве;  осмыслить образа Матрёны как праведницы земли русской; учиться делать самостоятельные выводы.
Ход урока
I.                   Актуализация изученного материала
 - Пройдите по ссылке, вспомните историю создания и основную проблематику рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
 - Если плохо воспринимаете видеоматериал или нет возможности посмотреть учебный фильм,  можно обратиться к учебнику: с.239 – 285.

II.                Мотивация учебной деятельности
 - Итак, тема нашего урока: «А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Жизненная основа притчи. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны-праведницы, её духовная стойкость».

II. Работа над темой урока
1.      Словарная работа
 - Познакомьтесь с лексическим значением слова «праведник» и подумайте, в каком значении употребляет данное слово А.И. Солженицын, говоря о главной героине своего рассказа?
Праведник — 1) Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии. 2) Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический словарь русского языка).
2.      Материал для изучения
 - Прочтите материал, ответьте на вопросы.
— О писателе судят по его лучшим произведениям. Солженицына называли, с одной стороны, писателем «лагерной» прозы, а с другой — прозы «деревенской». Сам автор однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». Среди рассказов Солженицына, вышедших в 1960-е гг., на первое место всегда ставят рассказ «Матрёнин двор» (1959). Его называют блистательным, подлинно гениальным произведением. «Рассказ правдив», «рассказ талантлив»,— отмечалось в литературной критике.
      Рассказ был напечатан в 1963 г. в литературном журнале «Новый мир». Первоначальное название рассказа — «Не стоит село без праведника» — истоком своим имеет пословицу, восходящую к Библии: «Не стоит город без святого, селение — без праведника». Без терпения, ограничения, аскетизма, лежащих в основе праведничества Матрёны, народу не выжить, как и без честного труда изо дня в день. Но по совету главного редактора журнала «Новый мир» А. Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был изменён автором на 1953-й.
      Второе название — «Матрёнин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь чёткие границы только в пределах Матрёниного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от неё. Озаглавив рассказ «Матрёнин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины. Кроме того, Матрёнин двор — это один из ключевых образов рассказа.
      Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрёна живёт «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка.
     «Матрёнин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен», да и отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. И. Солженицына — Исаевич. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево Купловского района Владимирской области.   Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в 50-е гг. Бедность, нищета крестьянства, утратившего хозяйственные традиции работы на земле.
      Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Т. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
       Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрёне, много для меня значит. Вы указали на самую суть — на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
3.      Делаем выводы:
• Объясните смысл первоначального названия рассказа. Каков, по вашему мнению, символический смысл окончательного варианта названия рассказа «Матрёнин двор»?
     (Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Рассказчик — бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелёгкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстаёт образцом незлобивости и скромности,и это при том, что вся её жизнь трагична.
      Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы — символы крестного пути,праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название рассказа. Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрёны — то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны — германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который пропал без вести на войне. Ветшает дом — стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека,—
«по рёбрышкам». Погибает Матрёна вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка — окончательно разрушается дом. Избу Матрёны до весны забили, словно гроб,— похоронили.
      В рассказе «Матрёнин двор» автор передаёт своё горькое горе о погибшей женщине, изображает жизнь русского села ХХ в. Перед читателем возникают образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной поры, их бытовые заботы и взаимоотношения. Прослеживаются изменения в национальном образе жизни и нравах как результат отношений человека и власти в российской глубинке. Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, всплывающих в сознании читателя. По Солженицыну, «смысл земного существования — не в благоденствии, а в развитии души».)
4. Самоконтроль усвоения материала, понимания прочитанного
      1.Первоначальное название рассказа А.И. Солженицына:
а) «Не стоит село без праведника»          б) «Не стоит село без Матрены»  
в) «Матренины страдания»                      г)«Житие Матрены-праведницы»
2.Какая фамилия у Матрены: 
а) Григорьева  б) Васильева  в) Фадеева  г) Ефимова 
3.Какая характеристика подходит для главной героини: 
а) «крестьянка 80 лет, безработная»
б)«крестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза»    
в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная»  
г)   «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»
4.Какая информация о Матрене верная: 
а) любила Ефима, вышла за Фаддея              б) любила Фаддея, вышла за Ефима  
           в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла        г) никогда никого не любила  
5.Закончите фразу: «у Матрены из живности были колченогая старая кошка, грязно-белая коза с кривыми рогами, …?..  да …?….»
а) «котята да козлята»  б) «корова да теленок»  
в) «мыши да тараканы»  г) «собака да овечка»  
6.Объясните, что значит: родила Матрена шестерых детей, но «они не стояли»
а) не вставали на ноги  б) долго не бегали  
в) были не самостоятельными  г) не выживали  
7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:
а) на Первой мировой       б) в гражданскую  
в) в годы  финской           г) в годы Великой Отечественной  
8.Какая информация о Матрене не верна
а) вечно она в мужичьи дела мешалась  
б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь
в) горницу отдала воспитаннице Кире  
г) дом отдала воспитаннице Кире
9.Воспитанница Кира – это:  
а) Матренина незаконная дочь           б) дочь Фаддея  
в) девочка из детдома                         г) дочь председателя колхоза
10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: 
а) дают участок, но на нем должно стоять строение  
б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова  
в) для перепродажи и выручки денег
г) построить сарай рядом с домом  
11.Как погибла Матрена?   
а) попала под грузовик       б) попала под трактор  
в) убили на станции          г)попала под поезд  
12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?
а) жена председателя         б) жена Фаддея  
в) родная сестра                  г)  подруга Маша
13.Матренин постоялец работал: 
а) почтальоном          б) председателем
в) ветеринаром          г)учителем
14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый: 
а) настоящий человек         б) праведник  
в) человек-надёжа              г)  страдалец
 15. Рассказчик – это: 
а) автобиографический персонаж            б) сосед Матрены  
в) Фаддей             г) Кира  
16. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: Почему рассказ «Матрёнин двор» называют притчей? Чему он учит?(не менее 5 предложений)

III. Домашнее задание:
1. Прочитать с.312-324. Подготовиться к тестовому опросу на вторник 05.05.

Желаю успеха!

Лист контроля
9-А класс       _______________________________________________________
                                                              ФИО учащегося
29.04.2020    Литература

Тема: Александр Исаевич Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Жизненная основа притчи. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны-праведницы, её духовная стойкость.

Тестовый опрос по рассказу А.И.Солженицына  «Матрёнин двор»
  1. Ответ:
  2. Ответ:
  3. Ответ:
  4. Ответ:
  5. Ответ:
  6. Ответ:
  7. Ответ:
  8. Ответ:
  9. Ответ:
  10. Ответ:
  11. Ответ:
  12. Ответ:
  13. Ответ:
  14. Ответ:
  15. Ответ:
  16. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: Почему рассказ «Матрёнин двор» называют притчей? Чему он учит?(не менее 5 предложений)
                                              Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)