24.01.2024. 10-А класс. Литература
10-А класс
Дата: 24.01.2024
Тема: М.
Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: замысел, история создания, жанр, композиция,
тема, идея произведения
Цель: познакомиться с замыслом,
историей создания повести «История одного города»; на основе наблюдения,
исследования понять особенности жанровой природы, идейного содержания «Истории
одного города».
Ход урока
Внимательно
изучи материалы урока – они пригодятся
при
прохождении вопросов теста!
I. Мотивация.
— «История одного города» — первое крупное художественное произведение
Салтыкова-Щедрина, целиком напечатанное в «Отечественных записках» Н. А.
Некрасова. После недолгой творческой паузы, расставшись, наконец, с многолетней
казённой службой, Салтыков-Щедрин в 1868 г. вновь обращается к литературе,
выступив одновременно и как писатель-сатирик, и как талантливый публицист, и
как оригинальный литературный критик, стремящийся во всех жанрах своей
писательской работы всесторонне раскрыть внутреннюю, органическую связь
отдельных, частных явлений с общим широким процессом развития русской жизни.
Широкому философскому осмыслению судеб самодержавной России, судеб
деспотической власти и тёмного, обездоленного народа, посвятил М. Е.
Салтыков-Щедрин и свою «странную и поразительную книгу» о фантастическом
Глупове, выросшем то ли на «горах», то ли на какой-то «болотине» и едва не
«затмившем» собой славы Древнего Рима.
- «История одного города» — сатира на государственный строй, рождающий Угрюм-Бурчеевых
и Перехват-Залихватских. Это сатира, бичующая народную пассивность и
долготерпение, призывающая к активному революционному действию.
Основная цель нашего урока: познакомиться
с повестью М. Е. Салтыкова-Щедрина; вспомнить понятие «эзопов язык»; гротеск,
гипербола; понять сатирический смысл «Истории одного города».
II. Изучение
нового материала.
1. Объяснение учителя
- Образ города Глупова как воплощения
самодержавно-помещичьего строя возник у писателя ещё в очерках начала 60-х гг.,
когда освободительная борьба русского народа переживала подъём. «Наши
глуповские дела», «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Клевета» и
другие очерки показывали неизбежное падение Глупова и победу городов Буянова и
Умнова, которым принадлежало будущее.
На время оставив работу над циклом
«Помпадуры и помпадурши», Салтыков загорелся идеей создания повести «История
одного города», тематически родственной «Помпадурам и помпадуршам».
В 1868 г. Салтыков оставляет
государственную службу, разочаровавшись в её назначении и поняв свою
неспособность что-либо изменить в жизни народа. Накопленные впечатления нашли
отражение в ярком, необычном и смелом произведении, резко отличающемся от ряда
созданных в эти годы творений русских писателей, да и самого Салтыкова-Щедрина.
«История одного города» (1869–1870) —
самое резкое в щедринском творчестве и во всей русской литературе нападение на
монархию. Если в «Губернских очерках» Салтыков-Щедрин бичевал провинциальных
губернских чиновников и бюрократов, то теперь он добрался до правительственных
верхов. Открыто выступать против них было не только опасно, но и невозможно.
Поэтому сатирик прибегнул к сложной художественной маскировке. Своё
произведение он выдал за найденные в архиве тетради летописцев, будто бы живших
в XVIII в., а себе отвёл лишь скромную роль «издателя» их записок; царей и
царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими
государственный режим — в образе города Глупова. Все эти фантастические образы
и остроумные выдумки потребовались сатирику, конечно, только для того, чтобы
издевательски высмеять царское правительство своего времени.
«История одного города» —
социально-политическая сатира на современное Салтыкову-Щедрину государство:
«Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее»; «я совсем
не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Понять идею «Истории
одного города» невозможно без проникновения в её художественную сущность, без
глубокого осмысления её своеобразия и неповторимости. Произведение написано в
форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но
исторические рамки ограничены — с 1731 по 1826 гг.
Салтыков-Щедрин не следовал
исторической канве развития России, но некоторые события, а также лица,
исторически узнаваемые, оказали влияние на сюжет романа и своеобразие
художественных образов. Рассказывая якобы о прошедших временах, писатель тем не
менее говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его
как художника и гражданина своей страны.
К истории писатель-сатирик обратился для
того, чтобы сгладить неизбежные столкновения с царской цензурой, а также для
того, чтобы показать исторически сложившуюся политику монархического
деспотизма, которая долгие годы оставалась неизменной.
Подойдя к изложению изобретательно,
Салтыков-Щедрин сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других
фольклорных произведений и просто, доступно донести до читателя
антимонархические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах
россиян.
Открывает повесть глава «Обращение к
читателю», стилизованная под старинный слог, в которой писатель знакомит
читателей со своей целью: «изобразить преемственно градоначальников, в город
Глупов от российского правительства в разное время поставленных». Глава «О
корени происхождения глуповцев» написана как пересказ летописи. Начало —
подражание «Слову о полку Игореве», перечисление известных историков XIX в.,
имеющих прямо противоположные взгляды на исторический процесс (Н. И. Костомаров
и С. М. Соловьёв). Доисторические времена Глупова кажутся нелепыми и нереальными,
так как поступки народов, живших в давние времена, далеки от
осознанных
деяний. Хотя взаимоотношения народов в повести Салтыкова-Щедрина — это не
только пародия на историческую легенду, но и сатира на идеи: «великодержавную»
и народническую.
Основной идейный замысел Салтыкова,
воплощённый в картинах и образах «Истории одного города», заключался в
стремлении просветить народ, помочь ему освободиться от рабской психологии,
порождённой веками гнёта и бесправия, разбудить его гражданское самосознание
для коллективной борьбы за свои права.
2. Обобщим прочитанное:
Год написания –1870 г. История создания – Писатель
давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением
велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу
несколько книг. Тема – Обличение пороков
социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие
особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии. Основная мысль - Бессознательное поклонение
народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее
в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы. Композиция – Роман
состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы
разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии
писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского
летописца», случайно найденной в городском архиве. Направление – Реализм. Сатирические приёмы раскрытия темы и идеи - ирония,
гротеск, эзопов язык, аллегория. |
III. Подведение итогов
- Подведи итог изученному, пройди тест по повести
М.Е.Салтыкова-Щедрина, вопросы переписывать не нужно – сразу пиши ответ.
В тетради запиши:
Двадцать четвертое января
Классная работа
Тестовый опрос по повести М.Е. Салтыкова
– Щедрина
«История одного города»
1. В каком году было
издано произведение Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
А) 1864;
Б) 1872; В) 1870; Г) 1875
2.
В каком литературном жанре написано произведение «История одного города»?
А) Автобиографическая повесть; Б) Сатирическая повесть;
В) Историческая повесть;
3. Какие литературные приемы использовал
Салтыков-Щедрин при написании «Истории одного города»?
А) Антитезы, метафоры, цитаты; Б) Литературная маска, пейзаж;
В) Поток сознания, использование диалектной
лексики.
Г) Ирония, гротеск, эзопов язык, аллегория
4. В каком городе происходят описанные в
произведении события?
А) Дурове;
Б) Глупове; В) Болванове; Г) Умнове.
5.
Как в повести изображен народ города?
А) Через отдельных представителей различных
занятий и профессий;
Б) Как безликая масса, способная на бунт
только в крайнем случае.
В) Как множество, где каждый сам за себя;
Г) Как единое целое, умеющее постоять за себя;
6. С чего начинается летопись города Глупова?
А) С оды городу, написанной неизвестным
поэтом.
Б) С описания событий, происходивших в
доисторические времена;
В) С перечисления того, чем прославился город
за время существования;
Г) С описания событий 1731 года;
7. Какое племя со временем было переименовано
в «глуповцев» и основало город Глупов?
А) Моржееды;
Б) Головоеды; В)
Лягушечники. Г) Головотяпы;
8. С какого момента в Глупове начался отсчет
«исторического времени»?
А) С момента появления в Глупове первого
градоначальника;
Б) Когда недовольный правителями князь приехал
в город с криком «Запорю!»;
В) С момента, когда летописцы Глупова решили,
что нужно создать историю города;
Г) Когда князь разогнал всех правителей в
городе и сам назначил градоначальника.
9.
Какие две фразы говорил Брудастый?
А) «Выпороть!» и «Вон!»; Б) «Накажу!» и «Выгоню!».
В) «Не потерплю!» и «Разорю!»; Г) «Казню!» и «Помилую!»;
10. При каком из градоначальников в городе
начали заниматься медо- и пивоварением, было приказано употреблять в пищу
горчицу и лавровый лист?
А) Бородавкине; Б) Фердыщенко; В) Двоекурове; Г) Брудастом.
11.
Кто из градоначальников положил начало «золотого века Глупова»?
А) Фердыщенко; Б) Двоекуров; В) Негодяев; Г) Бородавкин.
12.
Какой войны за «просвещение» не было в городе Глупове?
А) Войны против
установления в центре города статуи Двоекурова;
Б) Войны за
разъяснение жителям города пользы каменных фундаментов домов;
В) Войны из-за
отказа жителей выращивать персидскую ромашку;
Г) Войны против
учреждения академии в городе.
13.
Кем из градоначальников были написаны законы: «Всякий человек да имеет сердце
сокрушенно», «Всяка душа да трепещет» и «Всякий сверчок да познает
соответствующий званию его шесток»?
А) Беневоленским; Б)
Микеладзе; В)
Бородавкиным; Г) Брудастым.
14.
Чью голову съел предводитель дворянства, потому что она пахла трюфелями?
А) Микеладзе; Б) Негодяева; В) Иванова; Г) Прыща.
15.
Кто из градоначальников поставил для себя цель сделать из Глупова город
Непреклонск, «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича»?
А) Негодяев;
Б) Угрюм-Бурчеев; В)
Грустилов; Г) Виконт де Шарио.
16.
Чем заканчивается летопись города Глупова?
А) Речью летописца и его мыслями о судьбе
города;
Б) Выписками из летописей других городов, где
упоминается Глупов;
В) Мыслями автора о правителях в России.
Г) Оправдательными документами – сочинениями
Бородавкина, Беневоленского и Микеладзе.
17.
Установите соответствие между именами
градоначальников и их делами:
1)
Двоекуров |
А) воевал с собственным народом «за просвещение». |
2)
Бородавкин |
Б) к такому правителю, как он, народ оказался не готов –
слишком хорошо людям жилось при нем, не вмешивающимся ни в какие дела. |
3)
Фердыщенко |
В) со своими «великими» реформами относительно лаврового
листа и горчицы, представляется совсем безобидным на фоне последующих
градоначальников. |
4)
Прыщ |
Г) при всем своем идиотизме он сумел не только стать
градоначальником, но и погубить весь город, пытаясь воплотить в жизнь
бредовую идею о городе своей мечты. |
5)Угрюм-Бурчеев |
Д) его алчность и похоть едва ли не погубили горожан. |
6) Иванов. |
Е) скоро умер, так как «оказался столь малого роста, что
не мог вмещать ничего пространного». |
18. Запиши тему произведения.
19. Запиши основную мысль произведения.
IV. Домашнее
задание: прочитать с. 230-244 учебника
(2 часть), повесть, анализ повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»,
подготовиться к тестовому опросу (ссылка: https://obrazovaka.ru/books/leskov/ledi-makbet-mcenskogo-uezda)
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий