вторник, 23 января 2024 г.

 24.01.2024. 10-А класс. Литература

10-А класс

Дата: 24.01.2024

Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: замысел, история создания, жанр, композиция, тема, идея произведения

Цель: познакомиться с замыслом, историей создания повести «История одного города»; на основе наблюдения, исследования понять особенности жанровой природы, идейного содержания «Истории одного города».

Ход урока

Внимательно изучи материалы урока – они пригодятся

при прохождении вопросов теста!

I. Мотивация.

     — «История одного города» — первое крупное художественное произведение Салтыкова-Щедрина, целиком напечатанное в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова. После недолгой творческой паузы, расставшись, наконец, с многолетней казённой службой, Салтыков-Щедрин в 1868 г. вновь обращается к литературе, выступив одновременно и как писатель-сатирик, и как талантливый публицист, и как оригинальный литературный критик, стремящийся во всех жанрах своей писательской работы всесторонне раскрыть внутреннюю, органическую связь отдельных, частных явлений с общим широким процессом развития русской жизни. Широкому философскому осмыслению судеб самодержавной России, судеб деспотической власти и тёмного, обездоленного народа, посвятил М. Е. Салтыков-Щедрин и свою «странную и поразительную книгу» о фантастическом Глупове, выросшем то ли на «горах», то ли на какой-то «болотине» и едва не «затмившем» собой славы Древнего Рима.

    - «История одного города» — сатира на государственный строй, рождающий Угрюм-Бурчеевых и Перехват-Залихватских. Это сатира, бичующая народную пассивность и долготерпение, призывающая к активному революционному действию.

     Основная цель нашего урока: познакомиться с повестью М. Е. Салтыкова-Щедрина; вспомнить понятие «эзопов язык»; гротеск, гипербола; понять сатирический смысл «Истории одного города».

II. Изучение нового материала.

     1. Объяснение учителя

      - Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя ещё в очерках начала 60-х гг., когда освободительная борьба русского народа переживала подъём. «Наши глуповские дела», «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Клевета» и другие очерки показывали неизбежное падение Глупова и победу городов Буянова и Умнова, которым принадлежало будущее.

        На время оставив работу над циклом «Помпадуры и помпадурши», Салтыков загорелся идеей создания повести «История одного города», тематически родственной «Помпадурам и помпадуршам».

        В 1868 г. Салтыков оставляет государственную службу, разочаровавшись в её назначении и поняв свою неспособность что-либо изменить в жизни народа. Накопленные впечатления нашли отражение в ярком, необычном и смелом произведении, резко отличающемся от ряда созданных в эти годы творений русских писателей, да и самого Салтыкова-Щедрина.

        «История одного города» (1869–1870) — самое резкое в щедринском творчестве и во всей русской литературе нападение на монархию. Если в «Губернских очерках» Салтыков-Щедрин бичевал провинциальных губернских чиновников и бюрократов, то теперь он добрался до правительственных верхов. Открыто выступать против них было не только опасно, но и невозможно. Поэтому сатирик прибегнул к сложной художественной маскировке. Своё произведение он выдал за найденные в архиве тетради летописцев, будто бы живших в XVIII в., а себе отвёл лишь скромную роль «издателя» их записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими государственный режим — в образе города Глупова. Все эти фантастические образы и остроумные выдумки потребовались сатирику, конечно, только для того, чтобы издевательски высмеять царское правительство своего времени.

       «История одного города» — социально-политическая сатира на современное Салтыкову-Щедрину государство: «Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее»; «я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Понять идею «Истории одного города» невозможно без проникновения в её художественную сущность, без глубокого осмысления её своеобразия и неповторимости. Произведение написано в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но исторические рамки ограничены — с 1731 по 1826 гг.

        Салтыков-Щедрин не следовал исторической канве развития России, но некоторые события, а также лица, исторически узнаваемые, оказали влияние на сюжет романа и своеобразие художественных образов. Рассказывая якобы о прошедших временах, писатель тем не менее говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны.

        К истории писатель-сатирик обратился для того, чтобы сгладить неизбежные столкновения с царской цензурой, а также для того, чтобы показать исторически сложившуюся политику монархического деспотизма, которая долгие годы оставалась неизменной.

        Подойдя к изложению изобретательно, Салтыков-Щедрин сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто, доступно донести до читателя антимонархические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах россиян.

       Открывает повесть глава «Обращение к читателю», стилизованная под старинный слог, в которой писатель знакомит читателей со своей целью: «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных». Глава «О корени происхождения глуповцев» написана как пересказ летописи. Начало — подражание «Слову о полку Игореве», перечисление известных историков XIX в., имеющих прямо противоположные взгляды на исторический процесс (Н. И. Костомаров и С. М. Соловьёв). Доисторические времена Глупова кажутся нелепыми и нереальными, так как поступки народов, живших в давние времена, далеки от

осознанных деяний. Хотя взаимоотношения народов в повести Салтыкова-Щедрина — это не только пародия на историческую легенду, но и сатира на идеи: «великодержавную» и народническую.

        Основной идейный замысел Салтыкова, воплощённый в картинах и образах «Истории одного города», заключался в стремлении просветить народ, помочь ему освободиться от рабской психологии, порождённой веками гнёта и бесправия, разбудить его гражданское самосознание для коллективной борьбы за свои права.     

       2. Обобщим прочитанное:

      Год написания –1870 г.

История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.

Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Основная мысль - Бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Композиция – Роман состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.

Направление – Реализм.

Сатирические приёмы раскрытия темы и идеи - ирония, гротеск, эзопов язык, аллегория.

III. Подведение итогов

      - Подведи итог изученному, пройди тест по повести М.Е.Салтыкова-Щедрина, вопросы переписывать не нужно – сразу пиши ответ. В тетради запиши:

Двадцать четвертое января

Классная работа

Тестовый опрос по повести М.Е. Салтыкова – Щедрина

«История одного города»

 1. В каком году было издано произведение Салтыкова-Щедрина «История одного города»?

 А) 1864;    Б) 1872;     В) 1870;    Г) 1875

2. В каком литературном жанре написано произведение «История одного города»?

 А) Автобиографическая повесть;    Б) Сатирическая повесть;

 В) Историческая повесть;

 3. Какие литературные приемы использовал Салтыков-Щедрин при написании «Истории одного города»?

 А) Антитезы, метафоры, цитаты;    Б) Литературная маска, пейзаж;

 В) Поток сознания, использование диалектной лексики.

 Г) Ирония, гротеск, эзопов язык, аллегория

 4. В каком городе происходят описанные в произведении события?

 А) Дурове;     Б) Глупове;    В) Болванове;    Г) Умнове.

5. Как в повести изображен народ города?

 А) Через отдельных представителей различных занятий и профессий;

 Б) Как безликая масса, способная на бунт только в крайнем случае.

 В) Как множество, где каждый сам за себя;

 Г) Как единое целое, умеющее постоять за себя;

 6. С чего начинается летопись города Глупова?

 А) С оды городу, написанной неизвестным поэтом.

 Б) С описания событий, происходивших в доисторические времена;

 В) С перечисления того, чем прославился город за время существования;

 Г) С описания событий 1731 года;

 7. Какое племя со временем было переименовано в «глуповцев» и основало город Глупов?

 А) Моржееды;    Б) Головоеды;    В) Лягушечники.    Г) Головотяпы;

 8. С какого момента в Глупове начался отсчет «исторического времени»?

 А) С момента появления в Глупове первого градоначальника;

 Б) Когда недовольный правителями князь приехал в город с криком «Запорю!»;

 В) С момента, когда летописцы Глупова решили, что нужно создать историю города;

 Г) Когда князь разогнал всех правителей в городе и сам назначил градоначальника.

9. Какие две фразы говорил Брудастый?

 А) «Выпороть!» и «Вон!»;     Б) «Накажу!» и «Выгоню!».

 В) «Не потерплю!» и «Разорю!»;     Г) «Казню!» и «Помилую!»;

 10. При каком из градоначальников в городе начали заниматься медо- и пивоварением, было приказано употреблять в пищу горчицу и лавровый лист?

 А) Бородавкине;    Б) Фердыщенко;    В) Двоекурове;    Г) Брудастом.

11. Кто из градоначальников положил начало «золотого века Глупова»?

 А) Фердыщенко;    Б) Двоекуров;    В) Негодяев;    Г) Бородавкин.

12. Какой войны за «просвещение» не было в городе Глупове?

А) Войны против установления в центре города статуи Двоекурова;

Б) Войны за разъяснение жителям города пользы каменных фундаментов домов;

В) Войны из-за отказа жителей выращивать персидскую ромашку;

Г) Войны против учреждения академии в городе.

13. Кем из градоначальников были написаны законы: «Всякий человек да имеет сердце сокрушенно», «Всяка душа да трепещет» и «Всякий сверчок да познает соответствующий званию его шесток»?

 А) Беневоленским;    Б)  Микеладзе;    В) Бородавкиным;    Г) Брудастым.

14. Чью голову съел предводитель дворянства, потому что она пахла трюфелями?

А) Микеладзе;    Б) Негодяева;    В) Иванова;    Г) Прыща.

15. Кто из градоначальников поставил для себя цель сделать из Глупова город Непреклонск, «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича»?

 А) Негодяев;    Б) Угрюм-Бурчеев;    В) Грустилов;    Г) Виконт де Шарио.

16. Чем заканчивается летопись города Глупова?

 А) Речью летописца и его мыслями о судьбе города;

 Б) Выписками из летописей других городов, где упоминается Глупов;

 В) Мыслями автора о правителях в России.

 Г) Оправдательными документами – сочинениями Бородавкина, Беневоленского и Микеладзе.

17.  Установите соответствие между именами градоначальников и их делами:

1) Двоекуров

А) воевал с собственным народом «за просвещение».

2) Бородавкин

Б) к такому правителю, как он, народ оказался не готов – слишком хорошо людям жилось при нем, не вмешивающимся ни в какие дела.

3) Фердыщенко 

В) со своими «великими» реформами относительно лаврового листа и горчицы, представляется совсем безобидным на фоне последующих градоначальников.

4) Прыщ

Г) при всем своем идиотизме он сумел не только стать градоначальником, но и погубить весь город, пытаясь воплотить в жизнь бредовую идею о городе своей мечты.

5)Угрюм-Бурчеев 

Д) его алчность и похоть едва ли не погубили горожан.

6) Иванов.

Е) скоро умер, так как «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного».

18. Запиши тему произведения.  

19. Запиши основную мысль произведения.

IV. Домашнее задание: прочитать с. 230-244 учебника (2 часть), повесть, анализ повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», подготовиться к тестовому опросу (ссылка: https://obrazovaka.ru/books/leskov/ledi-makbet-mcenskogo-uezda)

                                                  Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)