четверг, 5 мая 2022 г.

 06.05.2022. 8-А класс. Русский язык

Дорогие  ребята!

         Для осуществления контроля над выполнением заданий вам будут в конце каждого урока предоставляться Листы контроля, которые нужно будет скопировать, вставить в документ Word и выполнить предложенные задания, следуя указаниям учителя. Заполненный Лист контроля нужно подписать:

8-А. 06.05. Иванов А.,

где 8-А – ваш класс; 06.05. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия

и выслать на мою электронную почту, продублировав в теме письма подпись:

8-А. 06.05. Иванов А.

      Можно выполнять работу в тетради: понятным и аккуратным почерком. Но тогда вам нужно будет сфотографировать сделанную работу и фото выслать мне на почту. Если фотографируете работу в тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

 8-А класс

Дата: 06.05.2022

Тема: Прямая речь как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи (§ 69)

Цель урока: познакомиться с прямой речью как способом передачи чужой речи, с правилами постановки знаков препинания при прямой речи, отработать пунктуационные навыки

Ход урока

I. Чем будем заниматься сегодня на уроке?

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы изучаем прямую речь, которая является одним из способов передачи чужой речи.

- Давайте вспомним материал прошлого урока. Устно ответьте на вопросы (не пропускайте выполнение этого задания, оно поможет вам усвоить материал в системе):

Перечислите способы передачи чужой речи.

— Какой из них наиболее точно и детально передает чужую речь?

— Какие — менее детально и точно?

— Вспомните, что такое прямая речь? Приведите примеры предложений с прямой речью.

— Как называются слова говорящего (пишущего)?

— Вспомните из 5 класса, как ставятся знаки препинания при прямой речи?

II.  Изучение нового материала.

1.      Просмотр видеоурока по теме

- Ну, а теперь приступим к расширению твоих знаний, ведь ты уже не пятиклассник! Пройди по ссылке и посмотри видеоурок по теме, найди новую для тебя информацию о прямой речи и знаках препинания при ней:

https://www.youtube.com/watch?v=zx4-ugyjKF4

      2. Работа с учебником

- Закрепи полученные знания, проработай материал для наблюдения со значком «Книжечки со звёздочкой и со стрелочкой» § 69 на с. 230-232 учебника. Правила на оранжевом фоне на с. 230, 232 выучи!

     3.Обобщим изученное:

- Прочитай материал таблиц, систематизируй знания. По таблице № 2 расскажи о знаках препинания при прямой речи:

Таблица № 1                     

        Прямой речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнес, подумал, написал. Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора (комментирующей части), которые сопровождают прямую речь. Эти части связываются бессоюзно, объединяются интонацией и смыслом:

Демокрит утверждал: «Наша судьба зависит от собственной мудрости».  

           Таблица № 2

Схемы

Примеры

А: «П».

Фотограф пошутил: «Сейчас вылетит птичка».

А: «П!»

Прозвучала команда: «На старт!»

А: «П?»

Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?»

«П», — а.

«Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася.

«П!» — а.

«Внимание!» — вдруг раздался голос из динамиков.

«П?» — а.

«Который час?» — спросил прохожий.

«П, — а, — п».

«Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

«П! — а. — П».

«Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».

«П? — а. — П».

«А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».

«П, — а. — П».

«Моя работа кончена, Паоло, — сказал он мне однажды.— Береги себя и возвращайся домой».

 III. Практические задания на закрепление материала (выполняем в Листе контроля)

Задание 1

     - Пользуясь таблицей № 2, расставь знаки препинания при прямой речи. Комментирующую часть (слова автора) выдели цветом:

           Образец: «Где же вожатый?» — спросил я у Савельича.

1) Надо достать лодку промолвил наконец Ермолай.

2) Лодка есть сказал Сучок глухим и разбитым голосом да больно плоха.

3) Ермолай воскликнул  Паклей заткнуть можно!

4) Доктор у себя? быстро спросил вошедший.

5) Отколе, умная, бредешь ты голова? Лисица, встретяся с Ослом, спросила.

6) Осёл увидел Соловья и говорит ему Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.

7) Хорошо поёшь, брат, хорошо ласково заметил Николай Иванович А теперь за тобой очередь, Яша.

8) На вопрос мой Жив ли старый смотритель? никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

9) Чтобы жить честно писал Л. Толстой надо рваться, путаться,биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.

Тестовые задания

1) Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.

б) Врач спросил, какая у меня температура.

в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.

г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».

д) «Эй, Влас! — воскликнул Туман, — Здорово, брат».

е) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.

2) Укажите, в каком предложении с прямой речью допущена пунктуационная ошибка.

а) А Балда приговаривал с укоризною: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

б) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?»

в) «Эй, Влас! — воскликнул Туман, — Здорово, брат».

г) «Нет, ты смотри! — поражался Андрей. — Когда они все вырасти успели?»

3) Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

а) «Где твой дневник»? — спросила мать.

б) Я спросил у Оли — «Как идут твои дела?»

в) «Вот твой новый учитель», — сказал отец.

г) «Что за чудный пес!» — ликовал я.

IV. Подведение итогов

 - Чтобы закрепить изученный материал, устно ответь на вопросы:

1) Что мы называем прямой речью?

2) По таблице № 2расскажи о всех случаях постановки знаков препинания при прямой речи.

IV. Домашнее задание: выучить теоретический материал, правила § 69 с. 230, 232 учебника, правила из таблицы урока.

                                                                    Желаю успеха!

                                         Лист контроля

8 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

06.05.2022    Русский язык

Тема: Прямая речь как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи (§ 69)

 Задание 1

     - Пользуясь таблицей № 2, расставь знаки препинания при прямой речи. Комментирующую часть (слова автора) выдели цветом:

           Образец: «Где же вожатый?» — спросил я у Савельича.

1) Надо достать лодку промолвил наконец Ермолай.

2) Лодка есть сказал Сучок глухим и разбитым голосом да больно плоха.

3) Ермолай воскликнул  Паклей заткнуть можно!

4) Доктор у себя? быстро спросил вошедший.

5) Отколе, умная, бредешь ты голова? Лисица, встретяся с Ослом, спросила.

6) Осёл увидел Соловья и говорит ему Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.

7) Хорошо поёшь, брат, хорошо ласково заметил Николай Иванович А теперь за тобой очередь, Яша.

8) На вопрос мой Жив ли старый смотритель? никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

9) Чтобы жить честно писал Л. Толстой надо рваться, путаться,биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.

Тестовые задания (ответы занеси в таблицу)

1) Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.

б) Врач спросил, какая у меня температура.

в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.

г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».

д) «Эй, Влас! — воскликнул Туман, — Здорово, брат».

е) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.

2) Укажите, в каком предложении с прямой речью допущена пунктуационная ошибка.

а) А Балда приговаривал с укоризною: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

б) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?»

в) «Эй, Влас! — воскликнул Туман, — Здорово, брат».

г) «Нет, ты смотри! — поражался Андрей. — Когда они все вырасти успели?»

3) Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

а) «Где твой дневник»? — спросила мать.

б) Я спросил у Оли — «Как идут твои дела?»

в) «Вот твой новый учитель», — сказал отец.

г) «Что за чудный пес!» — ликовал я.

 

1

 

2

 

3

 

                                                          Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)