четверг, 5 мая 2022 г.

 06.05.2022. 6-А класс. Русский язык (2 урока)

                                                                    Дорогие ребята!

        Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:

   6-А. 06.05. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 06.05. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

       Если фотографируете работу в тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

6-А класс

Дата: 06.05.2022

Тема: Наклонение глагола. Повелительное наклонение (2 урока)

Цель урока: продолжить изучение наклонений глагола; формировать умение образовывать формы повелительного наклонения; формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи.

                                                           Ход урока

I. Повторение изученного

- Вспомним материал прошлых уроков. Повтори правила § 91–92 на с. 114, 117-118 учебника.  Устно ответь на вопросы (не переходи к выполнению следующего задания, пока не будешь знать ответы на все вопросы):

   Какие три наклонения есть у глаголов?

   Что   обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

   Как  изменяются глаголы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени?

   Как  изменяются глаголы изъявительного наклонения в прошедшем времени?

   Что   обозначают глаголы в условном наклонении?

   Как  изменяются глаголы в условном наклонении?

   Как  образуются глаголы условного наклонения?

   Что в предложении сигнализирует о том, что глагол в условном наклонении?

   Приведи примеры глаголов в повелительном и условном наклонении.

II. Чем будем заниматься сегодня?

 - Итак, глагол – это часть речи, которая обозначает действие. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальные, которые происходили, происходят или будут происходить. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при каких-то условиях. А сегодня мы познакомимся с глаголами в повелительном наклонении.

III.  Работа над темой урока

1.      Просмотр видеоурока

 - Пройди по ссылке и посмотри учебный фильм «Повелительное наклонение». Будь внимательным, так как тебе нужно будет самостоятельно ответить на вопросы!

      https://www.youtube.com/watch?v=7yb0fOOzQqY

 2.      Работа с учебником

 - Если нет возможности просмотреть видеоролик, не расстраивайся – обратись к учебнику! Прочитай поочерёдно материал для наблюдений (книжечка на зелёном фоне со звёздочкой), теоретический материал (книжечка на зелёном фоне со стрелочкой), правила § 93 на с. 121-125 учебника. Правила (на розовом фоне) выучи!

  - А теперь обобщим все твои наблюдения:

Что же нам требуется запомнить?

      В повелительном наклонении глаголы обозначают действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

      Глаголы в повелительном наклонении могут обозначать рекомендации, совет, запрет, призыв; они не изменяются по временам

      Глаголы повелительного наклонения имеют форму второго лица единственного или множественного числа: учи, учите, танцуй, танцуйте

Единственное число глаголов повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени, к которой добавляется суффикс -и или нулевой суффикс: научи, спрячь_.

Множественное число глаголов повелительного наклонения образуется от основы единственного числа, к которой добавляется суффикс –те: спрячьте

О правописании глаголов в повелительном наклонении нужно помнить вот что.

      Во множественном числе повелительного наклонения сохраняется мягкий знак.

Ставь – ставьте, отрежь – отрежьте, не печалься.

      Нужно также различать формы повелительного наклонения с формами настоящего времени изъявительного наклонения.

1.      Практические упражнения

Упражнение 553 (выполняем в Листе контроля)

  - Расставить знаки препинания при обращениях. Вставить подходящие по смыслу глаголы в повелительном наклонении из материала «Для справок», выделяя суффикс:

    Образец: Татьяна Николаевна, приходите на родительское собрание.

1. Петя … поскорее в школу.

2. Митя … чертёж в портфель.

3. Шестиклассники …всё всегда на место – не будете никогда ничего искать.

4. Я подожду следующего трамвая, а ты Миша …на этом.

5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? … .

 Упражнение 551 (выполняем в Листе контроля)

 - Перед выполнением упражнения повтори правило на с. 124!!! Выдели орфограмму:

     Образец:  Не возмущайся – не борись.

        1. Не реви. –

        2. Не горюйте. -

 3. Не скрывайся от людей. -

        4. Освободи меня от неприятностей. -

        5. Не упорствуй понапрасну. –

Упражнение 560 (выполняем в Листе контроля)

  - Раскрой скобки, рядом с глаголами в скобках вместо вопросительного знака укажи наклонение, в котором они употребляются:

    Образец: Приходите (повелит.н)

1. (Не)трудился бы (?), так и хлеба (не)добился бы (?).

2. Языком (не)спеши (?), а делами (не)смеши (?).

3. (Не)пеняй (?) на соседа, коли спишь (?) до обеда.

4. Кто (не)трудится (?), тот (не)ест (?).

5. Лодырю всегда (не)здоровится (?).

6. От красивых слов (не)прибавится (?) масла в каше.

IV. Подведение итогов

 - Ещё раз вспомни правила § 93 на с. 121 - 125 учебника и устно ответь на вопросы:

   Что   обозначают глаголы в повелительном наклонении?

    Как  образуются глаголы повелительного наклонения?

   Что нужно знать о правописании глаголов в повелительном  наклонении?

V. Домашнее задание: выучи правила § 93 на с. 121 - 125 учебника.

                                           Желаю успеха!

Лист контроля

6 - А  класс       _________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

06.05.2022    Русский язык

Тема: Наклонение глагола. Повелительное наклонение.

    Упражнение 553

  - Расставить знаки препинания при обращениях. Вставить подходящие по смыслу глаголы в повелительном наклонении из материала «Для справок», выделяя суффикс:

    Образец: Татьяна Николаевна, приходите на родительское собрание.

1. Петя … поскорее в школу.

2. Митя … чертёж в портфель.

3. Шестиклассники …всё всегда на место – не будете никогда ничего искать.

4. Я подожду следующего трамвая, а ты Миша …на этом.

5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? … .

 Упражнение 551

 - Перед выполнением упражнения повтори правило на с. 124!!! Выдели орфограмму:

     Образец:  Не возмущайся – не борись.

        1. Не реви. –

        2. Не горюйте. -

 3. Не скрывайся от людей. -

        4. Освободи меня от неприятностей. -

        5. Не упорствуй понапрасну. –

Упражнение 560

  - Раскрой скобки, рядом с глаголами в скобках вместо вопросительного знака укажи наклонение, в котором они употребляются:

    Образец: Приходите (повелит.н)

1. (Не)трудился бы (?), так и хлеба (не)добился бы (?).

2. Языком (не)спеши (?), а делами (не)смеши (?).

3. (Не)пеняй (?) на соседа, коли спишь (?) до обеда.

4. Кто (не)трудится (?), тот (не)ест (?).

5. Лодырю всегда (не)здоровится (?).

6. От красивых слов (не)прибавится (?) масла в каше.

                                                Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)