20.04.2022. 10-А класс. Литература
Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма
для пересылки учителю:
10-А. 20.04.
Иванов А., где 10-А – ваш класс; 20.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Моя
электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 20.04.2022
Тема:
Бернард Шоу. Вера
драматурга в человека, возможность его творческого развития и совершенствования.
«Пигмалион»: проблема духовного потенциала личности и его реализации
Цель: познакомиться
с личностью и творчеством ирландского писателя Джорджа Бернарда Шоу; узнать,
что такое «драма идей» и социальная пьеса, познакомиться с её особенностями на
примере пьесы «Пигмалион».
Ход урока
I. Чем будем заниматься сегодня на уроке?
— Сегодня на уроке мы: продолжим
разговор о европейской драматургии XX века; узнаем, что такое «драма идей»; познакомимся
с творчеством ирландского писателя Джорджа Бернарда Шоу.
III. Работа над темой
урока
1.
Работа с учебником
- Откройте учебник, прочитайте статью «Джордж
Бернард Шоу» с. 277 – 282, устно ответьте на вопросы № 1-2 на с. 282 – этот
материал пригодится для написания теста.
2.
Работа над содержанием пьесы
- Пройдите по
ссылке и прочитайте краткое содержание пьесы «Пигмалион»:
https://obrazovaka.ru/books/shou/pigmalion
3. Сделаем выводы:
История создания и
публикации пьесы «Пигмалион»
Пьеса написана в 1912 году, всего за
четыре месяца (март – июнь), однако вынашивалась пятнадцать лет (замысел, по
признанию самого Бернарда Шоу, сложился ещё в 1897 году). В предисловии автор
указывал, что прототипом главного героя – профессора Хиггинса – до некоторой
степени послужил известный английский филолог Генри Суит: «Те, кто его знал,
угадают у меня в III акте намёк на изобретённую им систему стенографии…
Пигмалион-Хиггинс не есть портрет Суита, вся история с Элизой для Суита была бы
невозможна. Но, как вы увидите, в Хиггинсе присутствуют черты Суита».
«Пигмалион» был впервые опубликован в
начале 1913 года – сразу в немецком переводе. Текст был предназначен для
сценической премьеры, которая состоялась на немецком языке в венском Бургтеатре
16 октября 1913 года. 24 марта 1914 года состоялась премьера в Нью-Йорке, 11
апреля того же года – в Лондоне. Все спектакли проходили с аншлагом, в Лондоне
– 118 раз. В ноябре 1914 года, после театрального триумфа, «Пигмалион» был
напечатан одновременно в двух журналах.
Жанр и литературное
направление
«Пигмалион» имеет подзаголовок «Роман в
пяти актах», подчёркивающий близость пьесы по её стилистике и художественным
задачам к английской реалистической прозе начала ХХ века. Между тем это зрелое,
художественно совершенное произведение английского писателя – яркий образчик
созданного им самим жанра «драмы идей». Иногда этот излюбленный жанр Бернарда
Шоу определяют ещё и как «интеллектуальную» или «парадоксальную» драму.
Драма идей (интеллектуальная драма) –
достаточно распространённая жанровая форма драматургии ХХ века. В ней главный
драматический конфликт основывается на философской или социальной дискуссии, а
разрешение конфликта как правило состоит в победе одной из двух противоположных
точек зрения на философскую или социальную проблему, рассмотренную в пьесе.
«Пигмалион» является настолько ярким
примером знаменитого интеллектуализма и парадоксализма Бернарда Шоу, что может
даже вызвать подозрение в некотором самопародировании. В пьесе, во всяком
случае, достаточно самоиронии, которой, кстати сказать, автор «Пигмалиона»
отдавал предпочтение перед всеми возможными формами самовосприятия и в которой
его биографы усматривают главный рецепт плодотворной и счастливой жизни до
глубокой старости (Шоу прожил 94 года).
Интеллектуальный характер драматургии
Шоу в «Пигмалионе», как и почти в любой его пьесе, проявляется в так называемом
«конфликте идей». В комедии «Пигмалион» он воплощён как специально
«филологический конфликт», точнее – «филологический парадокс». Парадоксальной
является идея, к каковой якобы приходят все участники
«конфликта идей» в финале комедии, а именно идея обеспечения социального
равенства посредством овладения всеми слоями британского общества правильным
английским произношением и литературным словоупотреблением.
Но
прежде, нежели углубиться в мир идей, вокруг которых ведётся дискуссия в пьесе
Шоу, необходимо выяснить смысл её названия, совпадения и несовпадения её сюжета
с ныне широко известным (в основном благодаря самой же пьесе Шоу)
древнегреческим мифом.
Тема, сюжет,
композиция
Тема «Пигмалиона» в сознании
современников Шоу прочно связалась с идеями, которые он всей душой разделял, –
идеями социального равноправия и женской эмансипации. Однако в дальнейшем,
пережив социальные рецепты своего времени, это произведение по сути вернулось в
русло тех вечных тем, которые берут начало в древнем мифе. Это пьеса о том,
насколько человек в своём сотворении другого человека может (и должен)
уподобляться божественному творцу.
В самом деле, в кастовой Британии начала ХХ
века только «фантастикой» можно было назвать даже само предположение о том,
будто бы получение истинного, неформального гуманитарного воспитания и, в
результате этого, пробуждение чувства собственного достоинства откроют простой
цветочнице с пролетарского Ист-энда путь в высшие слои лондонского общества.
Социально-философский
смысл
Шоу и сам чувствовал некоторую
неопределённость судьбы своей героини после её чудесного преображения. В
послесловии к пьесе он выразил осторожное предположение о том, что она может
выйти замуж за светского бездельника Фредди и при материальной поддержке
Хиггинса и Пикеринґа откроет свой собственный цветочный магазин. Кстати, именно
этой версией автора пьесы воспользовались авторы нового российского римейка –
«Цветы от Лизы», 2010: действие происходит уже в наши дни в Москве, а в финале
Лиза открывает свой собственный цветочный магазин. «Пигмалион»-профессор (уже
не фонетист, а специалист по английской литературе) ради покупки магазина для
Лизы заложил свой собственный дом у друга-банкира, а на Лизе-«Галатее» всё-таки
женился...
Что касается Шоу,
он и сам несколько раз перерабатывал финал: от решительного, навек, ухода Лизы
от Хиггинса до возвращения, но в качестве не жены или возлюбленной, а друга и
делового партнёра.
Через шесть лет после смерти драматурга
и ко дню его столетия, в 1956 г., мюзикл Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди»
(автор либретто – Алан Джей Лернер) с триумфом был поставлен в театрах Европы и
Америки. Эта лёгкая музыкальная мелодрама с «хеппи-эндом» до сих пор не сходит
со сцен всего мира и по количеству постановок уже давно опередила свой
литературный первоисточник. Чем лишний раз доказала бессмертье сказки и
смертность реализма.
IV. Подведение итогов
- Пройдите тест по изученному
материалу в
Листе контроля, заполнив таблицу. Обращаю внимание: тест содержит вопросы и по содержанию,
и по материалам учебника, и по материалам урока.
Тест по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»
1. В
каком году было написано произведение Бернарда Шоу «Пигмалион»?
2. Б.
Шоу родился в:
А) Норвегии Б) Ирландии В) Франции Г) Англии
3. К
какому литературному жанру принадлежит произведение Бернарда Шоу «Пигмалион»?
А) Комедия
Б) Трагедия В) Феерия Г) драма
4. Кем
является профессор Хиггинс?
А) Психиатр
Б) Специалист по фонетике В)
Психолог Г) Доктор
5. С кем
заключает необычное пари мистер Хиггинс?
А) Альфред Дулиттл Б) Миссис Эйнсфорд Хилл
В) Миссис Хиггинс Г) Полковник Пикеринг
6. Что
общего в интересах профессора Хиггинса и полковника Пикеринга?
А) вместе воевали; Б) интересуются фонетикой;
В) влюблены в
цветочницу; Г) дружили их родители
7. Как
зовут необразованную цветочницу, которой предстоит принять участие в
эксперименте?
А) Элиза
Б) Элена В) Нора Г) Клара
8. На
кого должна быть похожа цветочница по окончании эксперимента?
А) Школьная учительница Б) Хозяйка цветочного
магазина
В) Супруга профессора Хиггинса Г) Герцогиня
9. За
какой период времени Элиза должна полностью измениться согласно пари?
А) 1 месяц
Б) 3 месяца В) Полгода Г) Год
10. В
чьем доме живет Элиза во время своего обучения?
А) Миссис Хиггинс Б) Полковник Пикеринг
В) Мистер Хиггинс В) в доме отца
11. Кто
влюбляется в Элизу и регулярно шлет ей любовные письма?
А) Фредди Хилл Б) Полковник Пикеринг
В) Профессор Хиггинс Г) Полисмен
12.
Каков результат эксперимента?
А) героиня усвоила все уроки
и на балу ее все приняли за герцогиню;
Б) не просто формально
усвоила все уроки, но по своим внутренним качествам оказалась выше того
общества, которому должна была соответствовать;
В) героиня не оправдала
ожиданий профессора и в конце приема начала употреблять жаргонные словечки;
Г) внешне изменилась, а в
душе осталась уличной торговкой фиалками.
13. Основная тема пьесы:
А) тема бесправного положения
женщины в обществе;
Б) тема науки и её значения в
жизни человека;
В) тема любви; Г) тема социального неравенства
14.
Важная черта произведений Шоу дискуссионность
раскрывается:
А) в послесловии к пьесе
«Пигмалион» (автор утверждает, что Элиза выйдет замуж за Фредди Хилла)
Б) в 5 действии (Хиггинс
просит Элизу остаться с ним).
15. В
своем творчестве (конкретно пьеса «Дом, где разбиваются сердца») Шоу является
последователем творчества:
А) Генрика Ибсена; Б) Л.Н.Толстого; В) А.П.Чехова; Г) И.С.Тургенева
V. Домашнее
задание: Прочитать статью учебника «Фредерик Стендаль»
с. 43 – 57, роман Стендаля «Красное и чёрное». Готовьтесь к тестовому опросу по
содержанию и по страницам учебника
Краткое содержание по ссылке https://briefly.ru/stendal/krasnoe_i_chernoe/
Желаю успеха!
Лист
контроля
10-А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
Тема: Бернард Шоу. Вера драматурга в человека, возможность его творческого развития и совершенствования. «Пигмалион»: проблема духовного потенциала личности и его реализации
Работайте самостоятельно, есть вопросы,
ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал! Если работаете в тетради, пишите
сразу ответы, вопросы переписывать не надо.
Тестовый опрос по пьесе Б.Шоу «Пигмалион»
1 |
|
6 |
|
11 |
|
2 |
|
7 |
|
12 |
|
3 |
|
8 |
|
13 |
|
4 |
|
9 |
|
14 |
|
5 |
|
10 |
|
15 |
|
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий