среда, 13 апреля 2022 г.

 14.04.2022. 11-А класс. Литература (1 урок)

Дорогие ребята!

      Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 11-А. 14.04. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 14.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.

       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

11-А класс

Дата: 14.04.2022

Тема: Темы и проблемы современной русской драматургии. Мотив духовного падения в пьесе Александра Валентиновича Вампилова «Утиная охота». Мотив душевной близости в пьесе «Старший сын».

Цель: познакомиться с  с темами и идеями современной русской драматургии; с жизнью

и творчеством А. В. Вампилова; содержанием, проблематикой произведений.

Ход урока

           I. Постановка темы и задач урока.

— Драма — это не только самый древний, но и самый традиционный род литературы. Исследователи считают, что драма изменчива: в каждый исторический период она несёт в себе определённый дух времени, его нравственный нерв, изображает на сцене так называемое реальное время, имитирует «грамматическое настоящее», разворачивающееся в будущее. Законы рода, его теория, воспринятые со времён Аристотеля, уже не соответствуют новым процессам современной драматургии.

      Дар драматического писателя — один из самых редких в литературном ремесле. Форма драмы ставит немало условий. Надо иметь особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутьё, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да ещё необходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и вовремя увести, чтобы актёр не переминался праздно на подмостках,— иначе заскучает зрительный зал. И мало ли ещё что надо! Но главное, чтобы пьеса дышала жизнью — подлинной, узнаваемой.

       Всеми этими дарами милостью Божьей был награждён замечательный драматург Александр Валентинович Вампилов, автор пьес «Старший сын» (1970), «Утиная охота» (1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и других, с пьесами которого нам предстоит сегодня познакомиться. 

        II. Изучение нового материала.

1. Особенности современной драматургии

— Понятие «современная драматургия» очень ёмкое и в хронологическом, и в эстетическом плане:

      реалистическая психологическая драма — А. А. Арбузов, В. С. Розов, А. М. Володин, А. В. Вампилов;

      драматургия «новой волны» — Л. С. Петрушевская, А. М. Галин, А. Н. Казанцев;

      постперестроечная «новая драма» — Н. В. Коляда, М. Ю. Угаров, М. И. Арбатова,

А. Шипенко.

      Современную драматургию характеризует жанровое и стилевое многообразие. В 1960–1990-е гг. отчётливо усилились публицистическое и философское начала, что отразилось в жанрово-стилистической структуре пьес. Так, во многих «политических» и «производственных» пьесах основу составляет диалог-диспут. Это пьесы-споры, апеллирующие к активности зрителей. Для них характерна конфликтная острота, сшибка противоположных сил и мнений. Именно в публицистической драме мы чаще встречаемся с героями активной жизненной позиции, героями-борцами, пусть не всегда побеждающими, с открытыми финалами, побуждающими зрителя к активной работе мысли, тревожащими гражданскую совесть («Диктатура совести» М. Ф. Шатрова, «Протокол одного заседания» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана).

      Тяготение современного искусства к философскому осмыслению проблем века усилило интерес к жанру интеллектуальной драмы, пьесы-притчи. Условные приёмы в современной философской пьесе многообразны. Это, например, «обработка» заимствованных книжных и легендарных сюжетов («Дом, который построил Свифт» Г. И. Горина, «Не бросай огонь, Прометей!» Мустая Карима, «Мать Иисуса» А. М. Володина, «Седьмой подвиг Геракла» М. М. Рощина); исторические ретроспекции («Лунин, или Смерть Жака», «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского, «Царская охота» Л. Г. Зорина). Подобные формы позволяют ставить проблемы вечные, к которым причастны и наши современники: Добро и Зло, Жизнь и Смерть, Война и Мир, предназначение человека в этом мире.

      Ведущая тема современной драматургии — человек и общество. Современность в лицах отображает творчество драматургов-реалистов. Можно сослаться на такие произведения, как «Конкурс» А. М. Галина, «Французские страсти на подмосковной даче» Л. Н. Розумовской, «Пробное интервью на тему свободы» М. И. Арбатовой и немало других. Наибольший интерес среди представителей реалистической драмы сумела вызвать в 1990-е гг. Мария Арбатова благодаря новой для русской литературы феминистской проблематике.

      В постперестроечное время особенно активно идёт обновление театрального и драматургического языка. Можно говорить о современных авангардистских тенденциях, о постмодернизме, об альтернативном, «другом» искусстве, линия которого была оборвана ещё в 1920-е гг. и которое много десятилетий пребывало в подполье.

      Первое, что бросается в глаза в пьесах современных авторов,— отсутствие масштабных событий. Среда обитания современных героев — преимущественно бытовая, заземлённая, «среди своих», вне морального поединка с положительным героем.

      Сегодня в драматургию пришло новое поколение, «новая волна». Группа молодых современных драматургов, которая уже определилась (Н. В. Коляда, М.И. Арбатова, М. Ю. Угаров, А. Ф. Железцов, Е. А. Грёмина и др.), по мнению театроведов, выражает новое мироощущение. Пьесы молодых авторов заставляют испытывать боль от «неприятности достоверности», но в то же время после «шоковой терапии», «чёрного реализма» перестроечной драматургии эти молодые не столько клеймят обстоятельства, уродующие человека, сколько всматриваются в страдания этого человека, заставляя его думать «на краю» о возможностях выживания, распрямления.

       Значительное место в современной драматургии занимают также римейки — новые, осовремененные версии известных произведений. Драматурги обращаются к У. Шекспиру, о чём свидетельствуют «Гамлет. Версия» Бориса Акунина, «Гамлет. Нулевое действие» Л. С. Петрушевской, «Чума на оба ваши дома» Г. И. Горина. Из русских авторов обращаются к А. С. Пушкину («Драй, зибен, асс, или Пиковая дама» Н. В. Коляды), Н. В. Гоголю («Старосветская любовь» Н. В. Коляды), Ф. М. Достоевскому, А. П. Чехову («Чайка. Версия» Бориса Акунина).

2. Работа над содержанием произведения

     - На сайте «Образовака.ру» познакомься с кратким содержанием и анализом пьес. Пройди по ссылкам:

   1) «Старший сын»

            https://obrazovaka.ru/books/vampilov/starshiy-syn

   2) "Утиная охота"

           https://obrazovaka.ru/books/vampilov/utinaya-ohota

 3. Работа с учебником

   - Получи дополнительные сведения по учебнику. Прочти с. 401-404 (2 часть).

III. Подведение итогов урока

- Пройди тест по содержанию пьес А. В. Вампилова «Утиная охота», «Старший сын» в Листе контроля, заполнив таблицу.

Тест. А. В. Вампилов «Утиная охота», «Старший сын»

1. Кто является автором произведений «Старший сын», «Утиная охота»? Запишите ФИО полностью.

2. Установите соответствие между произведениями, их годом написания и характеристикой:

1) «Старший сын»

А) 1967

А) Произведение имеет достаточно сложную структуру, поскольку состоит из трех частей: реалий жизни главных героев, воспоминаний и промежуточного пласта видений.

2) «Утиная охота»

Б) 1976

Б) Комедия в двух действиях построена на странных стечениях обстоятельств, случайных совпадениях, которые и составляют основу сюжета.

3. К какому литературному жанру принадлежат произведения?

 А) Роман      Б) Новелла      В) Рассказ      Г) Пьеса

4. Чем занимается главный герой произведения «Старший сын» Владимир Бусыгин?

 А) Музыкант      Б) Инженер      В) Студент-медик      Г) Торговый агент

5. На каком музыкальном инструменте играет Сарафанов в клубе железнодорожников?

 А) Труба      Б) Скрипка      В) Рояль      Г) Кларнет

6. Что собирается сделать Васенька, страдающий от неразделенной любви к Макарской?

 А) Устроиться на флот      Б) Покончить жизнь самоубийством

 В) Жениться на другой девушке      Г) Уехать в тайгу на стройку

7. Кем является Михаил Кудимов ?

 А) Курсант авиаучилища      Б) Инженер

 В) жених Нади                       Г) жених Макарской

8. Какую семейную реликвию Сарафанов хочет подарить Бусыгину?

 А) Серебряное блюдечко     Б) Старинный медальон

 В) Серебряную табакерку    Г) Оловянную ложку

9. Что в отчаянии делает Васенька, узнав, что Макарская встречается с Сильвой?

 А) Поджигает ее дом      Б) Прыгает с моста

 В) Уходит из дома          Г) Уезжает в тайгу на стройку

10. Что приносит мальчик Виктору Зилову домой (произведение «Утиная охота»)?

 А) Бутылку водки       Б) Свежие газеты

 В) Похоронный венок      Г) Телеграмму о смерти отца

11. По какому случаю Виктор Зилов собирает в доме своих друзей и коллег?

 А) День рожденье        Б) Годовщина свадьбы

 В) Новоселье                Г) Рождение ребенка

12. Кому Зилов пытается «передать» свою надоевшую любовницу Верочку?

 А) Кузакову     Б) Диме     В) Саяпину     Г) Кушаку

13. Как называется кафе, в котором Зилов любит отдохнуть в компании друзей?

 А) «Ромашка»      Б) «Василек»      В) «Незабудка»      Г) «Гладиолус»

14. Какая страсть Зилова является самой сильной?

 А) Выпивка     Б) Спорт      В) Женщины      Г) утиная охота

15. Установите соответствие между произведением и основной мыслью:

1) «Старший сын»

А) учит милосердию, взаимовыручке, состраданию. Душевная близость не всегда зависит от родственных связей: даже совершенно посторонний человек может стать по-настоящему родным и близким.

2) «Утиная охота»

Б) носит исповедальный характер. Испытывая нравственные муки, главный герой собирается разрешить внутренний конфликт самоубийством, однако ему не хватает решимости изменить свою жизнь.

IV. Домашнее задание: проверить, какие работы вами не сделаны, сделать их и прислать на почту.

                                       Желаю успеха!

Лист контроля

11 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

14.04.2022    Литература

Тема: Темы и проблемы современной русской драматургии. Мотив духовного падения в пьесе А. В.Вампилова «Утиная охота». Мотив душевной близости в пьесе «Старший сын».

       Тест. А. В. Вампилов «Утиная охота», «Старший сын»

 - Заполни таблицу, вписав правильные варианты ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.

1

 

6

 

11

 

2

 

7

 

12

 

3

 

8

 

13

 

4

 

9

 

14

 

5

 

10

 

15

 

Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)