воскресенье, 17 апреля 2022 г.

 18.04.2022. 10-А класс. Литература (2 урока)

Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:

   10-А. 18.04. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 18.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

 10-А класс

Дата: 18.04.2022

Тема: Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом»: проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. «Драма идей» и психологическая драма.

Цель: познакомиться с личностью и творчеством норвежского писателя Генрика Ибсена; узнать, что такое «новая драма», познакомиться с её особенностями на примере пьесы «Кукольный дом» Г. Ибсена; осмыслить художественное своеобразие и мастерство драматурга.

Ход урока

I. Актуализация самостоятельно изученного материала.

 - Вспомним материал прошлых уроков. Устно ответьте на вопрос:

·      Что такое драма как жанр литературы? Каковы особенности драматического произведения?

·      Кто из писателей-драматургов провёл первую реформу в русском театре 19 века? (Подсказка: его называли «Колумб Замоскворечья»)

·      Чем отличается «новая драма» А. П. Чехова от классической европейской

              драмы? Своё мнение аргументируйте.

II. Чем будем заниматься сегодня на уроке?

— Сегодня на уроке мы: поговорим о европейской драматургии XIX века; узнаем, что такое «новая драма»; познакомимся с творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена.

III. Работа над темой урока

1.      Работа с учебником

 - Откройте учебник, прочитайте статью «Генрик Ибсен» с. 264 – 270, устно ответьте на вопросы № 1-2 на с. 270 – этот материал пригодится для написания теста.

      2. Работа над содержанием пьесы

- Пройдите по ссылке и прочитайте краткое содержание пьесы «Кукольный дом»:

     https://obrazovaka.ru/books/ibsen/kukolnyy-dom

       3. Сделаем выводы:

 - Мы уже знаем, что русское драматическое искусство пережило в XIX веке сразу две революции. Сначала русский театр полностью изменил Александр Николаевич Островский.

        Потом Антон Павлович Чехов, который жаловался на низкое качество пьес репертуарных театров. А что же происходило в театрах Европы?

        Европейский театр тоже нуждался в реформах! При этом качество пьес, которые создавались для сцены, было на высоте. Основная проблема была в том, что темы, идеи, конфликты этих пьес были очень далеки от современной жизни. Настолько далеки, что даже их структура и привычные средства художественной выразительности казались устаревшими, неуместными и фальшивыми. Вот поэтому и появилась «новая драма».

       «Новая драма» ‒ это обобщённое название для ключевых новаций европейского театра 1860-х–1890-х годов. В первую очередь, это социально-психологическая драматургия. Изначально «новая драма» тяготела к критическому реализму и даже натурализму, стараясь точно перенести на сцену повседневную жизнь.

        Помните, как у Чехова? «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

        Но называть «новую драму» натурализмом на сцене было бы неправильно. Европейская «новая драма» находилась под влиянием романтической драматургии. А в пьесах европейских драматургов конца XIX века есть элементы импрессионизма и символизма.

        На наших уроках мы уже не раз говорили о том, что XIX век – это эпоха образования мировой литературы. Отмечается взаимопроникновение и взаимное влияние национальных литератур. Одновременно возникают одни и те же идеи, темы и тенденции. И в «новом театре» Чехова очень много общего с европейской «новой драмой» конца XIX века. Вот, посмотрите.

        В «новой драме» меняется тип конфликта. Теперь это не конфликт чувства и долга, как в классицизме. И не романтический конфликт исключительного героя и общества. Основной конфликт «новой драмы» ‒ это столкновение человека с враждебной ему действительностью.

        Как и в чеховском «новом театре», в «новой драме» меняется роль ремарок. Они теперь выполняют не только технические функции. С помощью ремарок расставляются нужные акценты в диалогах и создаётся настроение пьесы. Как следствие, возникает явление, которое мы знаем как «подводное течение». То есть внутренний, подспудный конфликт, не зависящий от конфликта внешнего.

       Завязка основного конфликта часто выносится за рамки пьесы, а финал остаётся открытым. Герои и проблематика пьес «новой драмы» становятся сложными и неоднозначными.

       Создателем «новой драмы» считают норвежского драматурга Генрика Ибсена. Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком норвежском городке Шиен. Его отец был богатым судовладельцем, а мать – дочерью торговца. Когда мальчику исполнилось 8 лет, фирма его отца разорилась. Многие знакомые и друзья Ибсенов отказались общаться с ними. Генрику и его родным приходилось терпеть насмешки окружающих. Это больно ударило по психике мальчика. Генрик замкнулся в себе.

В школе раскрылись творческие способности Генрика Ибсена. Мальчик поражал учителей своими сочинениями и проявлял талант к живописи. Но для того, чтобы прокормиться, нужна была специальность, которая обеспечит стабильный доход.

И поэтому в пятнадцать лет Генрику Ибсену пришлось работать помощником аптекаря в маленьком провинциальном городке Гримштадт. В аптеке Ибсен проработал 5 лет. В это время он готовился к поступлению в университет, занимался журналистикой, писал стихи и эпиграммы, а также рисовал карикатуры на горожан.

        Период европейских революций 1848–1849 годов вдохновил Ибсена на создание тираноборческой драмы «Катилина». Свою первую драму Ибсен опубликовал под псевдонимом. А деньги на публикацию книги ему собрали друзья. В этот же период Ибсен создаёт одноактную пьесу «Богатырский курган» о норвежских викингах. Стоит заметить, что Генрик Ибсен был большим знатоком скандинавской мифологии и героических сказаний. В ранних исторических пьесах молодого драматурга отчётливо звучали национально-освободительные мотивы. Ведь его родная Норвегия долгие годы была подчинена Дании, а затем и Швеции.

        В 1850 году Генрик Ибсен переехал в столицу Норвегии Осло, которая в те времена называлась Христианией. Молодой человек мечтал поступить в университет, но эти планы не осуществились. Ибсена поглотила активная политическая жизнь. Он пишет статьи для газет и журналов, преподаёт в воскресной школе для рабочих, ходит на митинги и демонстрации.

        В этот период Ибсен знакомится с Бьёрнстьерне Бьёрнсоном, драматургом и крупной фигурой в театральной и общественной жизни Норвегии. Благодаря этому знакомству Генрик Ибсен получает должность художественного руководителя первого Норвежского национального театра в Бергене. Это способствовало его росту как драматурга. Во-первых, пьесы Ибсена теперь чаще ставились на сцене. Во-вторых, молодой драматург теперь мог на практике изучить все законы театра, увидеть, как работает тот или иной приём в пьесе, когда её играют актёры.

        В 1858 году Ибсен женился на дочери бергенского священника Сюзанне Торесен. У них родился единственный сын Сигурд, который впоследствии стал известным журналистом. А внук драматурга выбрал карьеру кинорежиссёра. Он снял первый норвежский звуковой фильм и экранизировал одну из пьес своего знаменитого деда. Генрик Ибсен был счастлив в браке и всю жизнь любил только одну женщину – свою жену.

        В 1864 году Ибсену вместе с семьёй пришлось уехать в Италию. Одной из причин отъезда было категорическое несогласие с политикой норвежских властей. Другой причиной стала травля, которую развернули против Ибсена после выхода пьесы «Комедия любви». В ней драматург беспощадно бичевал мещанство норвежского общества. Этого ему не простили.

       За границей драматург прожил около 30 лет. Именно там были написаны пьесы, которые прославили его на весь мир: «Бранд», «Пер Гюнт», «Столпы общества», «Кукольный дом», «Враг народа» и многие другие. Интересно, что пьесу «Пер Гюнт» на родине драматурга поначалу не приняли. Популярной она стала во многом стараниями другого знаменитого норвежца – композитора Эдварда Грига. По просьбе Ибсена Григ написал музыку для постановки пьесы «Пер Гюнт». Музыка была так хороша, что не только заставила полюбить пьесу, но и стала восприниматься как отдельное произведение.

       Исследователи выделяют три этапа творчества Генрика Ибсена. И соответственно драмы Ибсена делятся на три категории.

       Первый этап называют национально-романтическим. Это этап историко-героических пьес. «Катилина», «Воители в Хельгеланде», «Богатырский курган» и так далее.

       Второй этап творчества Ибсена называют реалистическим. В это время написаны философские драмы «Бранд» и «Пер Гюнт». Пьесы «Столпы общества», «Враг народа», «Кукольный дом» и другие.

      Третий этап творчества называют социально-психологическим. В позднем творчестве драматург достигает вершин психологизма. В этот период создаются такие пьесы, как «Дикая утка», «Женщина с моря» и «Строитель Сольнес».

      На родину Генрик Ибсен вернулся только в 1891 году. В мае 1906 года великий норвежский драматург умер после долгой тяжёлой болезни.

      Популярность Генрика Ибсена была огромной и в европейских странах, и в России. В начале XX века пьесы Ибсена ставились на сценах многих русских театров. О творчестве великого норвежца писали статьи Иннокентий Анненский и Леонид Андреев, Александр Блок и Андрей Белый, Всеволод Мейерхольд и Дмитрий Мережковский. Во всём мире его причисляют к властителям дум своей эпохи. А влияние Ибсена на развитие мировой драматургии невозможно переоценить.

       Генрика Ибсена называют создателем европейской «новой драмы». А пьесу «Кукольный дом» ‒ первым произведением в характере «новой драмы». Написал эту пьесу Генрик Ибсен в 1879 году. Основой сюжета этого произведения стала реальная история из жизни скандинавской писательницы Лауры Килер, с которой Ибсен поддерживал дружеские отношения. Лаура и стала прототипом Норы Хельмер, главной героини пьесы. В начале пьесы мы видим идеальный дом Хельмеров. Заботливый любящий муж, красавица жена, которую он зовёт «белочкой» и «жаворонком». У супругов трое детей и дом полная чаша. Но с развитием действия всё начинает открываться с новой, неожиданной стороны.

      Например, Нору Хельмер все окружающие считают инфантильной, слабой и избалованной женщиной, не способной на поступок. Однако Нора оказывается гораздо более цельной и сильной личностью, чем о ней думают окружающие. Чтобы спасти мужа, женщина когда-то пошла против закона, подделав подпись отца на векселе. Нора втайне от мужа взяла деньги в долг и также втайне этот долг отдавала, работая и экономя. Нора страшно гордится своим секретом и признаётся подруге, что «чувствовала себя почти мужчиной».Эта фраза открывает тему женской эмансипации, характерной для творчества Ибсена. Женщина в XIX веке была бесправна. Нора Хельмер бунтует против этих законов. «Чтобы дочь не имела права избавить умирающего старика отца от тревог и огорчения? Чтобы жена не имела права спасти жизнь своему мужу? Я не знаю точно законов, но уверена, что где-нибудь в них да должно быть это разрешено». Получается, что «лакомка» и беззаботно порхающий «жаворонок» Нора идёт против общества ради спасения семьи.

      Вместе с тем Нора по-детски наивна. Она весело играет в счастливую семейную жизнь, украшая свой кукольный дом. Её главная забота – сохранить любовь мужа, Торвальда Хельмера. Торвальд только кажется идеальным мужем, балующим жену. Деспотизм его характера раскрывается в первой же сцене. Он буквально допрашивает жену, не ела ли она сладостей. Ведь, по его мнению, сладости испортят красоту его куколки Норы. Торвальд категоричен, не признаёт за людьми права на ошибки и слабости. Но оказывается, что его категоричность продиктована боязнью общественного мнения.

Когда Торвальд Хельмер узнаёт о проступке жены из письма поверенного Крогстада, он приходит в ярость. Торвальд оскорбляет Нору и её покойного отца, обвиняет жену во всех грехах. Он собирается отнять у неё детей, чтобы мать-преступница их не портила.

      Но настроение Торвальда меняется, стоило ему только понять, что его репутации и благополучию ничто не угрожает. Он тут же начинает ворковать с женой в привычной манере. Уверенный, что всё пойдёт по-прежнему. А Нора понимает, что была для Торвальда только удобной игрушкой. И муж легко принесёт её в жертву своей репутации. Женщина не может больше жить по-прежнему, в атмосфере фальши. Теперь она хочет жить самостоятельно, а не подчиняясь чужим прихотям.

       Но было бы неправильно сводить весь смысл пьесы только к обличению фальшивого мещанского счастья, несправедливости общественного устройства и вопросу женской эмансипации. Для Ибсена очень важны вопросы человеческой личности и свободы. Нора понимает, насколько наивна она была. Понимает, что ничего не знает о жизни и о себе самой. Ей нужно стать полноценной личностью, а не куколкой в кукольном доме. Поэтому она уходит.

       Вопросы, которые поднимает Ибсен в пьесе «Кукольный дом» сейчас не менее актуальны, чем в XIX веке. Более того, они становятся ещё острее.

IV. Подведение итогов

     - Пройдите тест по изученному материалу в Листе контроля, заполнив таблицу. Обращаю внимание: тест содержит вопросы и по содержанию, и по материалам учебника, и по материалам урока.

Тест по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом»

(если вы претендуете на оценку «5» за работу, вам нужно выполнить все задания достаточного уровня и ответить на 1 из вопросов высокого уровня)

Достаточный уровень

1. В чём главная особенность «новой драмы»?

2. Кто является основоположником «новой драмы» в русской литературе 19 века?

3. Кто является основоположником «новой драмы» в европейской литературе 19 века?

4. Основной конфликт «новой драмы»:

1)      конфликт чувства и долга.

2)      конфликт исключительного героя и общества.

3)      столкновение человека с враждебной ему действительностью.

      4)  конфликт бедных и богатых.

5. Выберите положения, которые характерны для «новой драмы Ибсена:

1) основой сюжета становится семейно-бытовая драма;

2) внутренний конфликт преобразуется в бунт против принятых в обществе законов морали;

3) наличие тайны, решение проблемы, которая созрела давно. Каждая пьеса начинается с развязки, демонстрирует последний этап жизненной драмы;

4) характерной особенностью пьес Ибсена является дискуссия, столкновение, которое имеет принципиальное значение;

5) пьесы Ибсена имеют открытый финал;

6) герои его пьес четко разделены на положительные и отрицательные.

6. Установите соответствие между  основными этапами творчества Г. Ибсена и его произведениями

1) Первый период - национально-романтический

А) «Дикая утка», «Женщина с моря», «Гедда Габлер», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся»

2) Второй период - реалистический

Б) «Катилина», «Богатырский курган», «Иванова ночь», «Олаф Лилиенкранс»

3) Третий период - социально-психологический

 

В) «Бранд», «Пер Гюнт», «Кукольный дом», «Призраки»

7. В каком году была написана пьеса Ибсена «Кукольный дом»?

8. Идейное содержание пьесы «Кукольный дом» раскрывается в:

1) поступках героев;       2) в диалогах персонажей;

3) в монологах героев;    4) в авторских ремарках.

9.  Установите соответствие между персонажами и их характеристикой (обратите внимание: один из персонажей будет иметь две характеристики):

1) фру Линне

А) себялюбец и трус

 

2) Нильс Крогстад

Б) легкомысленное и полностью довольное своей участью создание в начале произведения

 

3) Нора

В) человек сильный, способный к жертвам и желающий самостоятельно мыслить в конце

 

4) доктор Ранк

Г) человек, утративший все в жизни, но который осознает, что счастье – жить хотя бы ради кого-нибудь

 

5) Хельмер

Д) мелкий чиновник, стремится обрести семейное счастье, в финале пьесы в его душе пробуждается совесть и великодушие

Е) тихо умирает, показывая пример настоящего самопожертвования и любви

 

Высокий уровень

1. Как вы понимаете смысл названия пьесы Ибсена «Кукольный дом»? (5-6 предложений)

2. На ваш взгляд, почему Нора всё-таки уходит из дома? (5-6 предложений)

V.  Домашнее задание:

      Прочитать статьи учебника «Джордж Бернард Шоу» с. 277 – 282, пьесу Б. Шоу «Пигмалион». Готовьтесь к тестовому опросу по содержанию и по страницам учебника

Краткое содержание  по ссылке  https://obrazovaka.ru/books/shou/pigmalion

Желаю успеха!

Лист контроля

10-А класс       ____________________________________________________________

                                               ФИО учащегося

 18.04.2022    Литература

 Тема: Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом»: проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. «Драма идей» и психологическая драма.

 Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы переписывать не надо.

                                     Тестовый опрос по пьесе Ибсена «Кукольный дом»

                       Достаточный уровень

1

 

6

 

2

 

7

 

3

 

8

 

4

 

9

 

5

 

             Высокий уровень

1.

Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)