понедельник, 4 апреля 2022 г.

 04.04.2022. 8-А класс. Русский язык

 Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

 8-А класс

Дата: 04.04.2022

Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему дискуссионного характера «Что такое человечность?»

Цель урока: подготовиться к написанию сочинения- рассуждения на морально-этическую тему дискуссионного характера

                                                                                Ход урока

I. Чем будем заниматься сегодня на уроке?

      - Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка).

      - Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии,  как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, вспомним строение такого типа речи как рассуждение, соберем материал к сочинению и напишем черновик.

      Само сочинение будем писать в среду 06.04.21022.

II.  Вспомним теорию.

1.      Просмотр видеоурока по теме

      - Пройди по ссылке и посмотри видеоурок по теме, вспомни, как писать сочинение-рассуждение и рассмотри пример:

       1) Теория:

        https://www.youtube.com/watch?v=ee5DuycT6wc

       2) Теория с примером:

       https://www.youtube.com/watch?v=1GcwSoBR8xU

 III. Работа над содержанием сочинения

      1. Словарная работа

      - Мы будем рассуждать на морально-этическую тему дискуссионного характера.

      - Что такое МОРАЛЬ? ЭТИКА? ДИСКУССИЯ? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова:

      МОРАЛЬ, -и, ж. 1. Нравственные нормы поведения, отношение с людьми, а также сама нравственность. Человек высокой морали,

2.Логический, поучительный вывод из чего-н. Отсюда м.: так поступать не годится. Мораль басни.

3. Нравоучение, наставление (разг.). Читать мораль кому-нибудь.

      ЭТИКА, -и, ас. 1. Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Врачебная этика. Этические нормы.

      ДИСКУССИЯ, -и, ж. Спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная д. Вступить в дискуссию. II прил. дискуссионный,-ая, -ое.

      - Таким образом, мы затронем в сочинении спорную тему, которая касается правил поведения человека в обществе, определяющих его отношение к людям: каждый даст свой ответ на вопрос «Что такое человечность?» и подкрепит его примерами – докажет свою точку зрения.

      - Как ты понимаешь значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

      Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме (обществе).

1.      Подбор синонимов и антонимов

      - Давай подберем синонимы и антонимы к слову ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Какие качества у тебя ассоциируются с этим словом?

      Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь.

      Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

     - Напоминаю: синонимы ты можешь использовать в сочинении, чтобы не повторять постоянно слово человечность.

         3. Крылатые выражения о человечности, примеры

      - Прочитай высказывания знаменитых людей о человечности и примеры жизненных ситуаций – ты можешь использовать эти цитаты для доказательства своей мысли (тезиса).

 -Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.

Георгий Александров

 - Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.

Конфуций

 - Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

Василий Сухомлинский

 - Законы природы начертаны в сердце каждого человека - ответ о причинах людских поступков скрывается только в человеческом сердце.

                                                                                   Де Сад

 - Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить         другим.

                      Д.С.Лихачёв

      - Где в повседневной жизни мы встречаемся с проявлением человечности?

                                     Проявления человечности в повседневной жизни

 - Помощь нуждающимся, беженцам из Украины, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.

 - Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.

 - Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.

 - Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.

 - Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.

IV. Работа над черновиком сочинения

      - Итак, мы пишем сочинение – рассуждение на тему «Что такое человечность?».  Вспомни композицию такого сочинения - ПЛАН

I. Основная мысль (тезис).

II. Доказательства, аргументы (должно не меньше 2-х):

1) пример из художественной литературы;

2) пример из науки, статистические данные;

3) пример из жизни известных людей, цитата, из жизненного опыта.

III. Вывод.

      - Напиши черновик сочинения. Объем твоей работы – 2 – 3 страницы.

      - Фразы, слова для оформления мыслей можно взять из таблицы:

Часть (абзац)

Типовые схемы словосочетаний и предложений для сочинения

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Свое мнения я могу подтвердить примером  из  произведения… …(автор и название). (Привести примеры поступков героев, которые поступают человечно, гуманно или бесчеловечно, антигуманно.)

В качестве аргумента можно использовать авторов и их произведения:

1) В. П. Астафьев

      - «Конь с розовой гривой».

      - «Фотография, на которой меня нет».

2) К. Т. Паустовский

      - «Телеграмма»

3) В. Г. Короленко

      - «Парадокс»

4) А. Алексин (любое произведение)

5) Библейские притчи

6) М.А. Шолохов «Судьба человека» и другие произведения.

3. Аргумент 2

Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни.  Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, попавшим в страшную беду.

В жизни мы часто наблюдаем... 
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

(Если в качестве аргумента приводите цитату, её нужно правильно оформить и ввести в текст. Например:

Рассуждая о человечности, о том, что она является ключом к взаимопониманию людей, академик Д.С. Лихачёв писал: «Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить         другим». Обрати внимание на знаки препинания для оформления цитаты – это прямая речь!

4. Вывод

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... 
Таким образом, можно заключить, что... 
В заключение я хочу сказать, что...

V. Подведение итогов урока.

- После того, как написали черновик сочинения, проведите проверку:

      Прочитай свою работу вслух, исправь предложения, которые звучат некрасиво.

      Попроси кого-то из взрослых проверить твою работу, прислушайся к их советам.

- Сегодня мне ничего на почту присылать не нужно. Работа, выполненная тобой на самоконтроле. В среду 06.04.2022 мы правильно оформим работу на двойных листочках  и я расскажу, как передать её в школу.

Желаю успеха!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)