воскресенье, 3 апреля 2022 г.

 04.04.2022. 10-А класс. Литература (1-й урок)

  Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:

   10-А. 04.04. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 04.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 04.04.2022

Тема: А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни  (1 урок)

Цель: познакомиться с миром А. П. Чехова, писателя и человека; выяснить, что было главным в его отношении к людям и к природе; развивать умение видеть художественное своеобразие чеховских рассказов; воспитывать личностные качества на примере жизни выдающегося человека, прививать уважение к классической литературе.

Ход урока

I. Актуализация самостоятельно изученного материала.

 - Вы самостоятельно познакомились с биографией А.П.Чехова, характеристикой его раннего творчества (с.282-306 учебника). Кроме того, с творчеством этого писателя знакомились в предыдущих классах. Давайте вспомним, что нам известно об этом писателе. Устно ответьте на вопросы:

Что вы знаете о детстве и юности А. П. Чехова? О чём говорит его фраза: «В детстве у меня не было детства»?

Что можно сказать о раннем творчестве писателя? Какие его произведения вы знаете?

Нравятся ли вам юмористические рассказы Чехова?

Над чем и над кем смеётся Чехов в прочитанных вами рассказах?

II. Постановка темы урока

— Всё творчество А. П. Чехова есть призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Уже в ранних юмористических рассказах А. П. Чехов рассматривал разнообразные виды «ложных представлений» — стереотипы жизненных программ, стандартов, по которым строится всё поведение человека. Но позже писатель найдёт для этого явления точную и ёмкую формулу — «футляр», т.е. жизнь без духовной свободы, отсутствие стремления к раскрепощению, духовному росту. Итак, тема сегодняшнего урока: «Трилогия А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни».

III. Работа над темой урока

1.      О создании А. П. Чеховым трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

— В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Общая нумерация свидетельствовала о том, что они составляют единую серию. Тремя рассказами эта задуманная автором серия не исчерпывалась. В письме к издателю от 28 сентября 1894 г. Чехов протестовал против того, что упомянутые три рассказа набираются в типографии для собрания сочинений, указывая, что они принадлежат «к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти лишь в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия».        Осуществить свой замысел писателю не удалось. Но в незаконченном виде серия рассказов представляет собой не простое собрание, но цикл, своеобразную трилогию, состоящую из частей, внутренне связанных между собой. Каждый из трёх главных героев — учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик Алёхин — рассказывает по одной истории; первый о своём знакомом — «человеке в футляре», второй — о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу», третий — о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье.

      Последовательность подчинена разрешению поставленных автором проблем. Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи добровольно заточают себя. Все рассказы построены по общей композиционной схеме — по принципу рассказ в рассказе: автор представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица. С помощью художественных деталей Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое отношение к ним.

2.      Работа с учебником

 - Прочитайте статью учебника «Маленькая трилогия» на с. 325-331.

 - Устно ответьте на вопросы № 1, 3, 4 на с.332 (номера вопросов в учебнике не стоят,  нумеруем сами).

    3. Самоконтроль изученного материала (выполняем в Листе контроля)

 - Опираясь на материал урока, статью учебника «Маленькая трилогия», содержание рассказа А.П. Чехова, ответьте на вопросы. Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы переписывать не надо.

Тестовый опрос

1. Назовите рассказы А.П.Чехова, которые вошли в серию под названием «Маленькая трилогия».

2. Назовите композиционную особенность всех трёх рассказов.

3. Кто из героев рассказа «Человек в футляре» рассказывал про Беликова:

а) Иван Иванович        б) Буркин         в) Алехин

4. Беликов преподавал:

а) английский язык        б) греческий язык        в) французский

5. Любимая поговорка Беликова:

а) черт побери        б) как бы чего не вышло        в) нет худа без добра

 

6. Беликов держал гимназию в своих руках:

а) 10 лет        б) 15 лет        в) 20 лет

7. Спальня Беликова напоминала

а) ящик        б) сарай        в) подвал

8. Привычка Беликова:

а) спать, укрывшись с головой        б) спать с открытым окном

                                в) на ночь пить чай

9. По словам Беликова, малороссийский язык напоминал:

а) итальянский        б) испанский        в) древнегреческий язык

10. Как Коваленко называл Беликова:

а) Иудой        б) чудиком        в) страшилой

11. От чего у Беликова помутилось в глазах:

а) девушка на велосипеде        б) девушка одна на вокзале

                                  в) Варенька хохотала

12. С каким настроением хоронила Беликова

а) с удовольствием        б) с горечью        в) с равнодушием

13. Что подразумевается под названием «Человек в футляре»

а) сострадание бедным        б) активная жизнь

в) стремление отгородиться от живой жизни

14. Установите соответствие между рассказами «Маленькой трилогии» и основной мыслью, которую высказывает Чехов:

1) «Человек в футляре»

а) когда все помыслы человека сосредоточены на собственности, вся жизнь уходит на приобретательство

2) «Крыжовник»

б) живое чувство губят сами герои привычкой к «футлярному существованию

3) «О любви»

в) герой является олицетворением государственной власти с её ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним

15. Что в рассказе свидетельствует о том, что Беликов умер, а «беликовщина» осталась в душах людей? (запишите три примера).

Желаю успеха!

Лист контроля

10-А класс       ____________________________________________________________

                                               ФИО учащегося

 04.04.2022    Литература

 Тема: А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

  - Опираясь на материал урока, статью учебника «Маленькая трилогия», содержание рассказа А.П. Чехова, пройдите тест – заполните таблицу. Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал!

 

Тестовый опрос по «Маленькой трилогии»

1

 

6

 

11

 

2

 

7

 

12

 

3

 

8

 

13

 

4

 

9

 

14

 

5

 

10

 

15

 

ВНИМАНИЕ!!! Второй урок размещён отдельно!

Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)