04.04.2022. 10-А класс. Литература (1-й урок)
Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
10-А. 04.04.
Иванов А., где 10-А – ваш класс; 04.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Моя
электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 04.04.2022
Тема:
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни (1 урок)
Цель: познакомиться
с миром А. П. Чехова, писателя и человека; выяснить, что было главным в его
отношении к людям и к природе; развивать умение видеть художественное
своеобразие чеховских рассказов; воспитывать личностные качества на примере
жизни выдающегося человека, прививать уважение к классической литературе.
Ход урока
I. Актуализация самостоятельно изученного
материала.
- Вы самостоятельно
познакомились с биографией А.П.Чехова, характеристикой его раннего творчества
(с.282-306 учебника). Кроме того, с творчеством этого писателя знакомились в
предыдущих классах. Давайте вспомним, что нам известно об этом писателе. Устно ответьте на
вопросы:
Что вы знаете о детстве и юности А. П.
Чехова? О чём говорит его фраза: «В детстве у меня не было детства»?
Что можно сказать о раннем творчестве
писателя? Какие его произведения вы знаете?
Нравятся ли вам юмористические рассказы
Чехова?
Над чем и над кем смеётся Чехов в
прочитанных вами рассказах?
II. Постановка темы
урока
— Всё творчество А. П. Чехова
есть призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Уже в ранних
юмористических рассказах А. П. Чехов рассматривал разнообразные виды «ложных
представлений» — стереотипы жизненных программ, стандартов, по которым строится
всё поведение человека. Но позже писатель найдёт для этого явления точную и
ёмкую формулу — «футляр», т.е. жизнь без духовной свободы, отсутствие
стремления к раскрепощению, духовному росту. Итак, тема сегодняшнего урока: «Трилогия
А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной
жизни».
III. Работа над темой
урока
1.
О создании А. П. Чеховым трилогии «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви»
— В 1898 году в журнале «Русская
мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
любви». Общая нумерация свидетельствовала о том, что они составляют единую
серию. Тремя рассказами эта задуманная автором серия не исчерпывалась. В письме
к издателю от 28 сентября 1894 г. Чехов протестовал против того, что упомянутые
три рассказа набираются в типографии для собрания сочинений, указывая, что они
принадлежат «к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти
лишь в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия». Осуществить свой замысел писателю не
удалось. Но в незаконченном виде серия рассказов представляет собой не простое
собрание, но цикл, своеобразную трилогию, состоящую из частей, внутренне
связанных между собой. Каждый из трёх главных героев — учитель гимназии Буркин,
ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик Алёхин —
рассказывает по одной истории; первый о своём знакомом — «человеке в футляре»,
второй — о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную
усадьбу», третий — о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье.
Последовательность подчинена разрешению
поставленных автором проблем. Чехов представляет различные варианты «футляра»,
в которые персонажи добровольно заточают себя. Все рассказы построены по общей
композиционной схеме — по принципу рассказ в рассказе: автор представляет нам
рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица. С помощью
художественных деталей Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое отношение
к ним.
2.
Работа с учебником
- Прочитайте статью учебника «Маленькая
трилогия» на с. 325-331.
- Устно
ответьте на вопросы № 1, 3, 4 на с.332 (номера вопросов в учебнике не стоят, нумеруем сами).
3. Самоконтроль изученного материала (выполняем в Листе контроля)
- Опираясь на материал урока, статью учебника
«Маленькая трилогия», содержание рассказа А.П. Чехова, ответьте на вопросы. Работайте
самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого
списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы
переписывать не надо.
Тестовый
опрос
1. Назовите рассказы А.П.Чехова,
которые вошли в серию под названием «Маленькая трилогия».
2. Назовите композиционную
особенность всех трёх рассказов.
3. Кто из героев рассказа «Человек в футляре» рассказывал
про Беликова:
а) Иван
Иванович б) Буркин в) Алехин
4. Беликов преподавал:
а) английский
язык б) греческий язык в) французский
5. Любимая поговорка Беликова:
а) черт
побери б) как бы чего не вышло в) нет худа без добра
6. Беликов держал гимназию в своих руках:
а) 10
лет б) 15 лет в) 20 лет
7. Спальня Беликова напоминала
а) ящик б) сарай в) подвал
8. Привычка Беликова:
а) спать,
укрывшись с головой б) спать с
открытым окном
в) на ночь пить
чай
9. По словам Беликова, малороссийский язык напоминал:
а)
итальянский б) испанский в) древнегреческий язык
10. Как Коваленко называл Беликова:
а) Иудой б) чудиком в) страшилой
11. От чего у Беликова помутилось в глазах:
а) девушка на
велосипеде б) девушка одна на
вокзале
в) Варенька
хохотала
12. С каким настроением хоронила Беликова
а) с
удовольствием б) с горечью в) с равнодушием
13. Что подразумевается под названием «Человек в футляре»
а)
сострадание бедным б) активная
жизнь
в) стремление
отгородиться от живой жизни
14. Установите соответствие между рассказами «Маленькой
трилогии» и основной мыслью, которую высказывает Чехов:
1) «Человек в футляре» |
а)
когда все помыслы человека сосредоточены на собственности, вся жизнь уходит
на приобретательство |
2)
«Крыжовник» |
б)
живое чувство губят сами герои привычкой к «футлярному существованию |
3) «О
любви» |
в)
герой является олицетворением государственной власти с её ненавистью к
свободомыслию и страхом перед ним |
15. Что в рассказе свидетельствует о том, что Беликов умер,
а «беликовщина» осталась в душах людей? (запишите три примера).
Желаю успеха!
Лист контроля
10-А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
- Опираясь на материал урока, статью учебника «Маленькая трилогия», содержание рассказа А.П. Чехова, пройдите тест – заполните таблицу. Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал!
Тестовый опрос по
«Маленькой трилогии»
1 |
|
6 |
|
11 |
|
2 |
|
7 |
|
12 |
|
3 |
|
8 |
|
13 |
|
4 |
|
9 |
|
14 |
|
5 |
|
10 |
|
15 |
|
ВНИМАНИЕ!!! Второй урок размещён
отдельно!
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий