вторник, 15 февраля 2022 г.

 16.02.2022. 10-А. Литература (1 урок)

Дорогие ребята!

      Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 10-А. 14.02. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 14.02. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

10-А. 14.02. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 14.02. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и выслать мне на почту.

Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 16.02.2022

Тема: Л.Н.Толстой. Биография. Роман «Война и мир» - роман-эпопея: история создания, проблематика, образы, жанр

Цель урока: познакомиться с биографией, этапами творческого пути Л.Н.Толстого, историей создания романа «Война и мир», его жанровым своеобразием, смыслом названия, основными героями

Ход урока

I. Постановка темы урока

Слово учителя

      — «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир»,— сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX в., вместившийся и в его жизнь, и в его произведения, которые вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.

      Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения. И начать наш урок мне хотелось бы со слов А. А. Блока: «Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого — благоухание, писатель великой чистоты и святыни…».

II. Изучение нового материала.

1.      Знакомство с биографией писателя

- Пройди по ссылке и познакомься с биографией писателя, его основными произведениями, взглядами:

         https://www.youtube.com/watch?v=2ObnA9DpCpc

1.      Обобщение

- Рассмотри таблицу, чтобы систематизировать материал.

Этап жизни

Творческие и нравственные искания

Творчество

Молодость.

Военная

служба

на Кавказе

(1851–1853)

 

Поиск себя: «чтобы не говорили, что я баклуши бью». Детство как нравственный ориентир будущей взрослой жизни. Три этапа (условно) в детстве человека:

• гармония с миром;

• утрата согласия маленького человека с окружа-

ющим миром (смерть матери, сословные условно-

сти, недоверие к людям);

• нравственное выздоровление благодаря настоящей дружбе

«Детство»

 

Период

«душевной ломки».

Творческий кризис

(1856 — 1859)

Толстой стремится «обойти» социальный мир, вынашивает надежду обрести гармонию в мире моральном и в мире искусства. Мысль о врачующей силе искусства

 

«Альберт»,

«Люцерн», «Из

записок князя

Д. Нехлюдова»

 

Ясная Поляна

Школа для крестьянских детей. Деятельность на благо людей: возвращение в литературу

 

«Азбука»,

«Кавказский пленник», «Казаки»

Зрелость

Обращение к событиям «крупного общенационального и частного значения». Человек должен оставить свой след в истории

«Война и мир»,

«Анна Каренина»

Остановка

жизни.

Разлад в семье

 

Богоборчество Л. Н. Толстого. Толстовская религия: «…важнее того, чтобы добром платить на зло, ничего нет». Согласно толстовской позиции, человек смертен; бессмертным он становится, если живёт во благо людей

«Исповедь»

Эпилог

Проблема зависимости/независимости человека от среды. Для того чтобы открылось «что хорошо, а что дурно» в окружающем мире, необходимо стечение обстоятельств, жизненный случай

Пьесы, повести,

рассказ «После

бала», романы

«Воскресенье»,

«Хаджи-Мурат»

      - Чтобы ещё лучше понять личность Л. Н. Толстого, его мировоззрение и творчество, ознакомься с некоторыми афоризмами писателя. Прокомментируй 2–3 высказывания:

• Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

• Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни.

• Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

• Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.

• Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

• Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.

2.      Роман «Война и мир»

      — «В настоящее время перечитываю «Войну и мир». Вот это пища для всех времён, для всех людей»,— писал в своё время Р. Роллан. Трудно определить непреходящее значение великого романа Л. Н. Толстого лучше, чем он это сделал.

       Всё изученное, продуманное и прочувствованное писателем предстало в «Войне и мире» в виде сотен живых героев, в галерее прекрасных исторических, батальных и жанровых картин.

      - Пройди по ссылке и познакомься с историей создания, особенностями жанра, композицией, смыслом названия романа Л.Н.Толстого «Война и мир»:

                https://www.youtube.com/watch?v=XvAI89ndoM4

III. Подведение итогов

     - В Листе контроля выполни тестовые задания по материалу урока. Ответы занеси в таблицу:

                                          Тестовые задания

1.      В каком году Л.Н. Толстой закончил работу над романом «Война и мир»?

2. Установите правильную последовательность того, как менялся замысел романа:

А) 1812 г. (о юности декабристов);      Б) 1825 г. (о восстании декабристов);

В) 1805 г. (о военной кампании 1805-1807 г.г.);   

Г) 1856 г. (о возвращении декабриста из ссылки)

3. Под каким названием были опубликованы первые главы романа в журнале «Русский вестник»?

А) «Декабристы»;       Б) «1805 год»;      В) «Три поры»;       Г) «Война и мир»

4. Установите соответствие между содержанием томов в романе:

А) 1 том

1) события 1820 года (жизнь героев после войны);

Б) 2 том

2) события 1805 года (война в союзе с Австрией против Франции);

В) 3 том

3) события 1812 года (Отечественная война);

Г) 4 том

4) события 1812 – 1813 годов (Отечественная война);

Д) Эпилог

5) события 1806-1811 годов (Тильзитский мир);

5. Определите круг проблем романа, которые были актуальны во время его создания (60-ые годы 19 века) (несколько вариантов ответа):

А) проблема сильной личности;        

Б) проблема роли дворянства в государстве;

В) проблема христианского самопожертвования;      

Г) проблема личности истинного гражданина;

Д) проблема эмансипации женщин;       

Е) причины поражения в войне 1812 года.

7. Что позволяет Л.Н. Толстому перемещать повествование во времени и пространстве:

А) экскурсы в прошлое героев;     

Б) большое количество героев (550 лиц);

В) краткие главы и множество частей;       

Г) временная законченность историй героев.

8. Дайте определение жанра «Войны и мира», расшифруйте термин.

IV. Домашнее задание: повторить изученный материал, подготовиться к тестовой контрольной работе по произведениям Д.В.Григоровича, Н.Г.Чернышевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова – просмотреть материалы уроков, тесты по произведениям.

                                                                Желаю успеха!

Лист контроля

10-А класс       ____________________________________________________________

                                               ФИО учащегося

 

16.02.2022    Литература

 

          Тема: Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр

                                     

                                          Тестовые задания «Война и мир»

 Ответы занеси в таблицу:

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

                                                 Спасибо за работу!


1 комментарий:

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)