02.02.2022. 10-А класс. Русский язык (2 урока)
10-А
класс
Дата: 02.02.2022
Тема: Имя числительное как часть речи. Склонение и
правописание числительных (2 урока)
Цель урока: вспомнить, что такое числительное как часть
речи; закрепить
знания о правописании и склонении числительных; отрабатывать умения
разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым
лексическим значением; производить
морфологический разбор имени числительного.
Ход урока
I. Организационный
момент
- Добрый день, дорогие ребята! С сегодняшнего
дня мы опять на дистанционном обучении. Очень надеюсь, что это ненадолго. Желаю
здоровья вам и вашим родным.
- Я изменила форму контроля за вашим обучением
на дистанционке. Привычных для вас Листов контроля не будет – все работы выполняем в рабочих тетрадях, они
обязательно будут проверены, когда вернемся к нормальной форме обучения. Оценки
за их выполнение будут выставлены в журнал! Ничего фотографировать и
присылать мне на электронную почту пока не нужно.
- Если у вас возникнут вопросы, нужна будет моя
консультация – звоните по телефону (мой номер: 071-382-45-60) или присылайте
вопросы на электронный адрес: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
II. Вступительное
слово учителя и постановка цели и задач урока
- Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли
их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они
буквально управляют нашей жизнью. Употребление имен числительных в устной речи
вызывает большие трудности.
- Кто-то из великих сказал: “Хочешь
понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь
на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена
числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать
числительные. Открываем тетради, записываем:
Второе февраля
Дистанционное обучение
Имя
числительное как часть речи.
Склонение
и правописание числительных
III. Работа над
темой урока.
1. Просмотр видеоурока «Имя числительное как часть речи»
- Давайте вспомним грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительного. Для этого пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=aO_XZj1BFqw
2.
Работа с учебником
-
Закрепите теоретический материал: прочитайте
характеристику числительного на с. 73 учебника.
- Чтобы вспомнить, как отличить имена
числительные от других частей речи, имеющих числовое значение, проведем лингвистическую
разминку: Выполняем в тетрадях упражнение 94. Задание такое: Выпишите только числительные, распределив
их на 3 группы: количественные, порядковые, собирательные. Помните: имена числительные можно записать цифрами и словами, а другие
части речи – только словами.
3. Просмотр видеоурока «Склонение имён числительных»
- Прочитайте, пожалуйста, предложения:
Если из 2791,5
вычесть 1456,2 то останется 1335,3.
989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2022
года.
- Как видите, употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности. Чтобы избежать ошибок в устной и письменной речи при употреблении числительных, посмотрите видеоурок и запомните правила склонения имен числительных. Пройдите по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=R-eA_iApm4U
4. Морфологический разбор имени числительного
- Перепишите предложения, записывая числа
словами. Объясните написание числительных. Подчеркните числительные как члены
предложения. Выполните морфологический
разбор одного любого числительного (при
выполнении морфологического разбора используйте памятку в учебнике – с.280
«Морфологический разбор самостоятельных частей речи» или посмотрите нужный
фрагмент видеоурока «Имя числительное
как часть речи»).
Если из 2791,5
вычесть 1456,2 то останется 1335,3.
989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2022
года.
5.
Работа в тетрадях. Склонение числительных
- Пользуясь материалом для справок, письменно
просклоняйте (произменяйте по падежам) числительные, заменив цифры словами: 1285 книг, 97
экскурсантов
Материал для
справок:
Склонение количественных
числительных 1. Целые числа изменяются по падежам:
И. два Р. двух Д. двум В. два Т. двумя П. о двух 2.
Числительные
от 5 до 30 склоняются как существительное степь: Р. от пяти, от степи Д. к пяти, к степи Т. пятью, степью 3.
Числительные
от 50 до 80, от 200 до 900 - склоняются обе части. Р. пятидесяти Д. пятидесяти Т. пятьюдесятью П. пятидесяти 4.
Составные
числительные - склоняются все слова.
(напр. двадцатью четырьмя (Т.п.) 5. Числительные 40, 90, 100 и
полтораста – имеют только две формы: сорок
– сорока; девяносто – девяноста; сто - ста. |
6. Просмотр видеоурока «Правописание числительных»
- Особые трудности
вызывает правописание числительных. Пройдите по ссылке и повторите или выучите
орфограммы, связанные с правописанием данной части речи:
https://www.youtube.com/watch?v=iZr03WuK1JI
- Какую закономерность заметили в правописании мягкого знака?
ЕСЛИ Ь
ПИШЕТСЯ В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО, ТОГДА НЕ ПИШЕТСЯ НА КОНЦЕ СЛОВА.
1.
Работа в тетрадях
- Пользуясь материалом для справок, спишите
предложения, вставляя, где необходимо Ь. Не забудьте подчеркнуть орфограмму:
1.За лето прочитал пят…надцат… книг.
2.В школе пят..сот учеников.
3.Напечатано восем..сот экземпляров книг.
4.В продаже есть сем..надцат.. видов обоев.
5.Объем бака – шест..десят.. литров.
4.Вспахали девят..надцат.. гектаров земли.
5.Заработано девят..сот рублей.
Материал для справок:
Ь пишется |
Ь не пишется |
На конце
числительных 5-20 и 30 (пять,
двадцать семь, тридцать) |
В середине
15-19 (восемнадцать) |
В середине
числительных От 50-80
(семьдесят) От 500-900
(шестьсот) |
IV. Рефлексия. Подведение итога урока.
Устно ответьте на вопросы:
- Над повторением какой части речи
работали сегодня на уроке?
- Каковы особенности склонения имён
числительных?
- Расскажите
о правописании Ь в числительных.
- А сейчас выполните мини-тест, который позволит оценить,
насколько вы овладели навыками правильного
употребления числительных в речи, умеете оценивать речь с точки зрения
соблюдения основных морфологических норм числительных.
Мини-тест
Вариант 1
1. Укажите
пример с ошибкой в образовании формы числительного:
1) пятеро
малышей
2) шестеро
студенток
3) двое брюк
4) семеро козлят
2. Укажите
пример без ошибки в образовании формы числительного:
1) трое подруг
2) десятеро
зданий
3) четверо
школьниц
4) двое саней
3.Укажите
предложение с ошибкой в употреблении числительного.
1) Оба рояля
стояли на сцене.
2) На обоих
террасах стояли цветы.
3) Обоим такси
путь был открыт.
4) Мы остались
довольны обоими вестибюлями.
4. Укажите
предложение с ошибкой в употреблении числительного.
1) Оба окна
светились.
2) Отец гордился
обоими сыновьями.
3) На обоих
партах лежали книги.
4) Это событие
состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.
5.Найдите
предложение, в котором правильно употреблено числительное.
1) Жил Святослав девяноста лет.
2) Не хватает девяноста рублей.
3) Я прочитал книгу с двумястами
тридцати восьмью страницами.
4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти
шести пассажирами.
V. Домашнее задание. Выучить теоретический материал на с. 73 учебника, правила склонения и правописания числительных (см.видеоуроки)
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий