вторник, 1 февраля 2022 г.

 02.02.2022. 10-А класс. Русский язык (2 урока)

10-А класс

Дата: 02.02.2022

Тема: Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных  (2 урока)

Цель урока: вспомнить, что такое числительное как часть речи; закрепить знания о правописании и склонении числительных; отрабатывать умения разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением; производить морфологический разбор имени числительного.

                                                      Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, дорогие ребята! С сегодняшнего дня мы опять на дистанционном обучении. Очень надеюсь, что это ненадолго. Желаю здоровья вам и вашим родным.

- Я изменила форму контроля за вашим обучением на дистанционке. Привычных для вас Листов контроля не будет – все работы выполняем в рабочих тетрадях, они обязательно будут проверены, когда вернемся к нормальной форме обучения. Оценки за их выполнение будут выставлены в журнал! Ничего фотографировать и присылать мне на электронную почту пока не нужно.

- Если у вас возникнут вопросы, нужна будет моя консультация – звоните по телефону (мой номер: 071-382-45-60) или присылайте вопросы на электронный адрес: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

II. Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока

      - Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью. Употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности.

      - Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Открываем тетради, записываем:

Второе февраля

Дистанционное обучение

Имя числительное как часть речи.

Склонение и правописание числительных

III. Работа над темой урока.

1.      Просмотр видеоурока «Имя числительное как часть речи»

- Давайте вспомним грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительного. Для этого пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок по теме: 

                 https://www.youtube.com/watch?v=aO_XZj1BFqw

2. Работа с учебником

- Закрепите теоретический материал: прочитайте характеристику числительного на с. 73 учебника.

      - Чтобы вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение, проведем лингвистическую разминку: Выполняем в тетрадях упражнение 94. Задание такое: Выпишите только числительные, распределив их на 3 группы: количественные, порядковые, собирательные. Помните: имена числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

3. Просмотр видеоурока «Склонение имён числительных»

 -  Прочитайте, пожалуйста, предложения:

Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2022 года.

 - Как видите, употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности. Чтобы избежать ошибок в устной и письменной речи при употреблении числительных, посмотрите видеоурок и запомните правила склонения имен числительных. Пройдите по ссылке: 

            https://www.youtube.com/watch?v=R-eA_iApm4U

4. Морфологический разбор имени числительного

      - Перепишите предложения, записывая числа словами. Объясните написание числительных. Подчеркните числительные как члены предложения.  Выполните морфологический разбор одного любого числительного (при выполнении морфологического разбора используйте памятку в учебнике – с.280 «Морфологический разбор самостоятельных частей речи» или посмотрите нужный фрагмент видеоурока «Имя числительное как часть речи»).

Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2022 года.

     5. Работа в тетрадях. Склонение числительных

    - Пользуясь материалом для справок, письменно просклоняйте (произменяйте по падежам) числительные, заменив цифры словами: 1285  книг,  97 экскурсантов

Материал для справок:


Склонение количественных числительных

1.      Целые числа изменяются по падежам:

И. два

Р. двух

Д. двум

В. два

Т. двумя

П. о двух

2.      Числительные от 5 до 30 склоняются как существительное степь:

Р. от пяти, от степи

Д. к пяти, к степи

Т. пятью, степью

3.      Числительные от 50 до 80, от 200 до 900 - склоняются обе части.

Р. пятидесяти

Д. пятидесяти

Т. пятьюдесятью

П. пятидесяти

4.      Составные числительные -  склоняются все слова. (напр. двадцатью четырьмя (Т.п.)

5.      Числительные 40, 90, 100 и полтораста – имеют только две формы: сорок – сорока; девяносто – девяноста; сто - ста.

 

6.      Просмотр видеоурока «Правописание числительных»

- Особые трудности вызывает правописание числительных. Пройдите по ссылке и повторите или выучите орфограммы, связанные с правописанием данной части речи:

          https://www.youtube.com/watch?v=iZr03WuK1JI

       - Какую закономерность заметили в правописании мягкого знака?

ЕСЛИ Ь ПИШЕТСЯ В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО, ТОГДА НЕ ПИШЕТСЯ НА КОНЦЕ СЛОВА.

1.      Работа в тетрадях

- Пользуясь материалом для справок, спишите предложения, вставляя, где необходимо Ь. Не забудьте подчеркнуть орфограмму:

1.За лето прочитал пят…надцат… книг.

2.В школе пят..сот учеников.

3.Напечатано восем..сот экземпляров книг.

4.В продаже есть сем..надцат.. видов обоев.

5.Объем бака – шест..десят.. литров.

4.Вспахали девят..надцат.. гектаров земли.

5.Заработано девят..сот рублей.

Материал для справок:

Ь пишется

Ь не пишется

На конце числительных

5-20 и 30 (пять, двадцать семь, тридцать)

В середине 15-19 (восемнадцать)

В середине числительных

От 50-80 (семьдесят)

От 500-900 (шестьсот)

      IV. Рефлексия. Подведение итога урока.  

Устно ответьте на вопросы:

      - Над повторением какой части речи работали сегодня на уроке?

      - Каковы особенности склонения имён числительных?

      - Расскажите о правописании Ь в числительных.

      - А сейчас выполните  мини-тест, который позволит оценить, насколько вы овладели навыками правильного  употребления числительных в речи, умеете оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных.

Мини-тест

Вариант 1

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

2) шестеро студенток

3) двое брюк

4) семеро козлят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое подруг

2) десятеро зданий

3) четверо школьниц

4) двое саней

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба рояля стояли на сцене.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.

4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба окна светились.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) На обоих партах лежали книги.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1) Жил Святослав девяноста лет.

2) Не хватает девяноста рублей.

3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.

4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.

           V. Домашнее задание. Выучить теоретический материал на с. 73 учебника, правила склонения и правописания числительных (см.видеоуроки)

                                       Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)