08.02.2022. 10-А класс. Русский язык (2 урока)
10-А класс
Дата: 08.02.2022
Тема: Местоимение как
часть речи. Разряды и правописание местоимений (2 урока)
Цель урока: вспомнить, что
такое местоимение как часть речи; закрепить знания о разрядах и правописании местоимений.
I. Организационный
момент
- Добрый день,
дорогие ребята! Напоминаю: все работы выполняем в рабочих тетрадях, они
обязательно будут проверены, когда вернемся к нормальной форме обучения. Оценки
за их выполнение будут выставлены в журнал! Ничего фотографировать и
присылать мне на электронную почту пока не нужно.
- Если у вас
возникнут вопросы, нужна будет моя консультация – звоните по телефону (мой номер:
071-382-45-60)
или присылайте вопросы на электронный адрес: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
II. Актуализация
изученного
- Устно
ответьте на вопросы:
- Как
называется раздел лингвистики, который изучает части речи?
- Какие части
речи мы изучали на предыдущих уроках?
- Что такое
существительное? прилагательное? числительное?
- Работа в
тетрадях
-
Открываем тетради, записываем:
Второе февраля
Дистанционное обучение
-
Вспомните правила склонения и написания числительных, которые выучили на
прошлом уроке. Перепишите предложения в тетрадь, заменяя цифры словами. Укажите
разряд числительных и падеж.
1. Школьная библиотека пополнилась в
этом году 570 книгами.
2. На футбольном состязании
присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.
3. В соревнованиях по прыжкам в воду с
трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55 балла.
4. Если к 489 прибавить 311, то
получится ровно 800.
5. Если из 2791 вычесть 1457, то
останется 1334.
III. Работа над
темой урока.
- Постановка темы урока
- Сегодня на уроке мы будем работать с одной из изученных ранее,
самой загадочной частью речи. Прочтите предложение и постарайтесь
самостоятельно определить название этой части речи.
Эта часть речи
может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске.
всегда скрывает своё истинное
лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже
коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не
узнаём её в лицо, но в ней
узнаём себя.
- Итак, записываем тему нашего урока:
Местоимение как часть
речи. Разряды и правописание местоимений
- Мир местоимений действительно
чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи.
Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после
существительных и глаголов. О местоимениях очень много высказываний, например: «Местоимения, как запасные игроки на
футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место
знаменательные слова» (А.Реформатский.)
2.
Просмотр видеоурока «Местоимение как часть речи.
Разряды местоимений»
- Давайте вспомним грамматическое
значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимения. Для этого
пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=NOwN-4OvnGc
3. Работа с
учебником
-
Закрепите теоретический материал: прочитайте
характеристику местоимения на с. 74 учебника.
- Выполните
задание в тетради, запишите:
Выборочное
списывание
- Задание
такое.
Из данных предложений выпишите в таблицу местоимения, распределив их по
разрядам:
1. Наташа знала,
ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что-то сжимало! ей горло, и она
неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
2. Однако вот какой-то волшебный лес с переливающимися
черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и
какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то
зверей.
3. Пока она
ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом
окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее.
4. Следующий
после театра день Ростовы никуда не ездили, и никто не приезжал к ним. Марья
Дмитриевна о чем-то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом.
5. Подожди,
Соня, ты все поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про
меня, ни про него.
6. Что с
тобой, мой ангел?
7. Что ж,
это сам, что ли, царь ихний? — слышались тихие голоса.
Таблица:
|
Разряды
местоимений |
Местоимения |
1. |
Личные |
|
2. |
Возвратное |
|
3. |
Притяжательные |
|
4. |
Указательные |
|
5. |
Определительные |
|
6. |
Вопросительные |
|
7. |
Относительные |
|
8. |
Отрицательные |
|
9. |
Неопределенные |
|
- Итак, перед нами 9 разрядов местоимений. Какие разряды местоимений требуют особого внимания с точки зрения их правописания?
3. Просмотр видеоурока «Правописание
местоимений»
- Давайте вспомним правописание местоимений.
Для этого пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=xbs2GZbIQmY
4. Работа в
тетрадях
-
Из приставок, стоящих в скобках,
выберите нужные по смыслу. Предложения запишите, приставки выделите:
Навстречу мне шел (не, ни) кто похожий на нашего
старого знакомого.
Перед нами предстало (не, ни) что удивительное.
(Не, ни) что его не интересовало.
Все приготовились слушать (не, ни) что вроде
забавной истории.
(Не, ни) кто не умел так живо и увлекательно
рассказывать о случившемся, как мой товарищ.
В выражении его глаз было (не, ни) что
неопределенное.
(Не, ни) кто не мог опередить его в атаке.
(Не, ни) что человеческое ему не чуждо.
- Спишите предложения, раскройте скобки.
Графически объясните орфограммы в правописании неопределенных местоимений
(выделите приставки, суффиксы):
Он
готов был идти на край света, чтобы делать что(нибудь). Жил (не, ни)кто человек
безродный, одинокий. Через (не, ни)сколько минут загремели ключи, и кто(то) спустился
по лестнице. Взор обнимал всего каких(нибудь) пять верст пустынного
пространства. Леонтьев всегда испытывал необъяснимую грусть, когда становился
свидетелем чего(либо) прекрасного. Вдруг завизжала дверь на блоке, и задрожал
пол от чьих(то) шагов. Жил он уединенно, лишь изредка (кое)(с)кем встречался в
парке.
IV. Рефлексия.
Подведение итога урока.
Устно ответьте на вопросы:
- Над повторением какой части речи
работали сегодня на уроке?
- Охарактеризуйте местоимение как часть
речи?
- Расскажите о правописании местоимений.
V. Домашнее
задание. Выучить
теоретический материал на с. 74 учебника, разряды и правописание местоимений
(см.видеоуроки)
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий