вторник, 7 декабря 2021 г.

08.12.2021. 8-А класс. Русский язык 

Дата: 08.12.2021

Тема: Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение

 Цель урока: вспомнить, какие члены предложения являются второстепенными, какова их роль в предложении, на какие группы они делятся; расширить знания о дополнении как второстепенном члене предложения; научиться определять прямые и косвенные дополнения.

                                                  Ход урока

I.     Актуализация изученного материала.

- Открываем тетради, записываем, дату, тему сегодняшнего урока:

Восьмое декабря

Классная работа

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Прямое и косвенное дополнение

- Тема урока не новая для вас. Вы уже знакомы и с второстепенными членами предложения, и дополнением. Поэтому сначала вспомните, что вам уже известно. Для этого откройте учебники на с. 71, ответьте на вопросы для повторения в разделе «На оранжевом фоне книжечка со звёздочкой» на с.71-72.

- Выполните устно упражнение для наблюдения на с. 72.

- Ответь на вопросы (устно):

Какие члены предложения относятся к второстепенным?

Для чего же нужны второстепенные члены предложения?

II. Изучение нового материала.

- Для расширения, закрепления знаний пройди по ссылкам и посмотри видеоуроки по теме:

                           https://www.youtube.com/watch?v=VO51wDp8Lyk

                           https://www.youtube.com/watch?v=fvra6e51v2E

- Прочитай и выучи теоретический материал учебника в разделе «На оранжевом фоне книжечка со стрелочкой» на с.72, 73-74.

- Выделим ключевые моменты:

Второстепенные члены предложения делают предложение более интересными и информативными. Одним из таких второстепенных членов предложения является дополнение. Уже само его название говорит о том, что оно дополняет главные члены предложения.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Вспомним о том, что к косвенным падежам относятся все падежи, кроме именительного.

Что обозначает дополнение?

- предмет, на который может переходить действие: Владик слушает песню.

- предмет как адресат действия: Олег написал письмо другу.

- предмет как средство или орудие действия: Распилил пилойВзмахнул топором.

- предмет, на который может распространяться состояниеМне скучно. Ольге весело.

- предмет как объект сравнения: Друг способнее меня.

Дополнение выражается: существительным, местоимением, прилагательными и причастиями, которые перешли в разряд существительных, числительным, инфинитивом, фразеологизмами и неделимыми словосочетаниями.

Как отличать прямое дополнение от косвенного?

Прямое дополнение:

Употребляется в винительном падеже без предлога. Обычно дополнение относится к переходному глаголу, и действие переходит на предмет:

Я мою голову. Он подал руку.

Может выражаться и существительным в родительном падеже без предлога, если действие переходит на часть предмета, его определенное количество:

Дочь съела супа. Съела чего? Супа. Прямое дополнение.

Миша выпил воды. Выпил чего? Воды. Прямое дополнение.

Если при переходном глаголе есть отрицательная частица не, то дополнение является прямым:

Он не выполнил упражнения. Чего? Упражнения. Прямое дополнение.

Они не построили дома. Чего? Дома. Прямое дополнение.

Все остальные дополнения, употребляющиеся в других падежах, включая винительный падеж с предлогом, относятся к косвенным.

 

             III. Закрепление материала.

1. Выполни в тетради упражнение 122 по образцу.

              IV. Подведение итогов урока

- Проверь себя: устно ответь на вопросы:

1) Какие члены предложения мы относим к второстепенным?

2) Для чего служат второстепенные члены предложения?

3) Что такое дополнение?

5) Какие дополнения мы относим к прямым?

6) Чем может выражаться дополнение?

               III. Домашнее задание:

1)      Выучить теоретический материал § 23-24 на с.72-73, 73-74.

 

Желаю успеха!

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)