08.12.2021. 8-А класс. Русский язык
Дата: 08.12.2021
Тема: Второстепенные
члены предложения, их роль в предложении. Дополнение. Прямое и косвенное
дополнение
Ход урока
I.
Актуализация изученного
материала.
- Открываем тетради,
записываем, дату, тему сегодняшнего урока:
Восьмое декабря
Классная работа
Второстепенные
члены предложения. Дополнение.
Прямое и
косвенное дополнение
-
Тема урока не новая для вас. Вы уже знакомы и с второстепенными членами
предложения, и дополнением. Поэтому сначала вспомните, что вам уже известно.
Для этого откройте учебники на с. 71, ответьте на вопросы для повторения в
разделе «На оранжевом фоне книжечка со звёздочкой» на с.71-72.
-
Выполните устно упражнение для наблюдения на с. 72.
-
Ответь на вопросы (устно):
Какие члены
предложения относятся к второстепенным?
Для чего же
нужны второстепенные члены предложения?
II. Изучение нового материала.
- Для расширения, закрепления
знаний пройди по ссылкам и посмотри видеоуроки по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=VO51wDp8Lyk
https://www.youtube.com/watch?v=fvra6e51v2E
- Прочитай и выучи
теоретический материал учебника в разделе «На оранжевом фоне книжечка со стрелочкой»
на с.72, 73-74.
-
Выделим ключевые моменты:
Второстепенные члены предложения делают предложение более
интересными и информативными. Одним
из таких второстепенных членов предложения является дополнение. Уже
само его название говорит о том, что оно дополняет главные члены
предложения. Дополнение – это второстепенный член
предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Вспомним
о том, что к косвенным падежам относятся все падежи, кроме именительного. Что
обозначает дополнение? - предмет, на который может переходить действие: Владик слушает песню. - предмет как адресат действия: Олег написал письмо другу. - предмет как средство или орудие
действия: Распилил пилой. Взмахнул топором. - предмет, на который может
распространяться состояние: Мне скучно. Ольге весело. - предмет как объект сравнения: Друг способнее меня. Дополнение выражается: существительным,
местоимением, прилагательными и причастиями, которые перешли в разряд
существительных, числительным, инфинитивом, фразеологизмами и неделимыми
словосочетаниями. Как
отличать прямое дополнение от косвенного? Прямое дополнение: - Употребляется
в винительном падеже без предлога. Обычно дополнение относится к переходному
глаголу, и действие переходит на предмет: Я мою голову. Он подал руку. - Может выражаться и существительным в
родительном падеже без предлога, если действие переходит на часть предмета,
его определенное количество: Дочь съела супа. Съела чего? Супа. Прямое дополнение. Миша выпил воды. Выпил чего? Воды. Прямое
дополнение. - Если при переходном глаголе есть отрицательная
частица не, то дополнение является прямым: Он не выполнил упражнения. Чего? Упражнения. Прямое
дополнение. Они не построили дома. Чего? Дома. Прямое дополнение. Все остальные дополнения, употребляющиеся в других
падежах, включая винительный падеж с предлогом, относятся к
косвенным. |
III. Закрепление материала.
1. Выполни в тетради упражнение 122 по образцу.
IV. Подведение итогов урока
- Проверь себя: устно ответь на
вопросы:
1) Какие члены предложения мы
относим к второстепенным?
2) Для чего служат
второстепенные члены предложения?
3) Что такое дополнение?
5) Какие дополнения мы
относим к прямым?
6) Чем может выражаться
дополнение?
III. Домашнее задание:
1)
Выучить
теоретический материал § 23-24 на
с.72-73, 73-74.
Желаю успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий