вторник, 7 декабря 2021 г.

 08.12.2021. 10-А класс. Русский язык

Тема: Контрольная работа 2. Тестовый опрос по темам: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Лексикология»

Дата: 08.12.2021

Цель урока: осуществить контроль результатов изучения темы

Инструкция

1.      Работа выполняется на двойных листочках в линию по вариантам:

1 вариант

2 вариант

Апалькова В.

Афонина К.

Василенко В.

Ващенко Д.

Дробязко А.

Киселёва В.

Ильчишина А

Сафонова Э.

Левченко Д.

Трегубов А.

Сенченко А.

Ухань А.

Умецкая Э.

Хоронжевская А.

Фурдияка Е.

Шапов Д.

Хуртин В.

 

 

2.      Выполняется самостоятельно каждым из учащихся, чтобы не было необоснованных обвинений в списывании или в том, что дали списать.

3.      Задания переписывать не надо. Записываем только ответы в столбик.

4.      Работу необходимо выполнить и принести в школу в понедельник 13.12 на урок литературы.

5.      По вопросам оформления работы или формулировки заданий звоните по телефону 071-382-45-60.

 

Оформление работы

- На двойном листочке в линию на верхней строке записываем фамилию, имя.

- Далее делаем запись:

Шестнадцатое ноября

Контрольная работа 2

Тестовые задания по темам: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Лексикология»

Вариант (указываем номер своего варианта)

Задания

Вариант 1

1.    Установите соответствие между названиями разделов языка и теми понятиями, которые они изучают:

 

1) Фонетика

А) изучает словарный состав языка

2) Графика

Б) изучает правила устной литературной речи, правила произношения звуков

3) Орфоэпия

В) изучает буквы языка, соотношение между буквами и звуками

4) Лексикология

Г) изучает звуки языка, их образование и классификацию

 

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) обеспЕчение       2) сорИт       3) дозвонИмся        4) крАлась       5) дОговор

 3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) ловкА      2) ходатАйство       3) кУхонный       4) включИшь      5) лЕкторы

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) обзвонИт      2) начАв       3) вклЮчит      4) слИвовый       5) апострОф

 5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) принЯл      2) начАв       3) позвалА       4) тОрты       5) прИбыл

6. Дан текст:

 (1)Существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения: об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. (2) Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества на определённой стадии его развития: усложнением социально-экономических отношений и формированием государства. (3) Это означало качественный скачок в развитии культуры, <…> письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а, муж.

1) Струя подземной воды (или другой жидкости), вытекающая на поверхность земли; родник. Минеральный источник. Нефтяной источник.

2) перен., чего. То, из чего исходит, возникает, проистекает что-н.; исходная причина, основа происхождения чего-н. (книжн.). Труд – источник благосостояния. Солнце – источник света и тепла. Источник энергии. Источники дохода. Источники народного богатства. Неиссякаемый источник остроумия.

3) Письменный памятник, подлинный оригинал, на основе к-рого строится научное исследование (науч.). Работа написана по источникам. Обращаться к источникам. Летопись – основной источник для русской исторической науки.

4) То, откуда исходят какие-н. сведения, слухи. Сведения получены из верного источника.

7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) Южное побережье Крымского полуострова славится КОМФОРТНЫМ субтропическим климатом средиземноморского типа.

2) Мишень, в которую предназначено ей попасть, была совершенно МИКРОСКОПИЧНА.

3) ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ труд — это труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности.

4) Выращивание тюльпанов в Голландии — очень БЛАГОДАРСТВЕННОЕ занятие: тюльпаны не просто символ страны, но и источник дохода.

5) Императорские мантии для ЦАРСТВУЮЩИХ особ имеют вид длинных плащей без рукавов, сделанных из золотого глазета.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

 9. Закончите предложение:

Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию – это …

10. Закончите предложение:

Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение – это…

 11. Закончите предложение:

Близкие по значению однокоренные слова, несовпадающие в значении – это…

 12. Закончите предложение:

Устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты (щеки), выя (шея), очи (глаза)- это…

13. Закончите предложение:

Слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), склянки (часы на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе) - это…

 14. Приведите пример антонимов.

 

Вариант 2

1. Установите соответствие между названиями разделов языка и теми понятиями, которые они изучают:

 

1) Орфоэпия

А) изучает словарный состав языка

2) Лексикология

Б) изучает правила устной литературной речи, правила произношения звуков

3) Фонетика

В) изучает буквы языка, соотношение между буквами и звуками

4) Графика

Г) изучает звуки языка, их образование и классификацию

 

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) донЕльзя      2) осведомИшься       3) приручЁнный       4) понЯв       5) налитА

 3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) перебрАлась       2) обеспЕчение      3) щемИт     4) отключЁнный      5) озлОбить

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) кровотОчила      2) жалюзИ        3) оптОвый        4) закУпорить      5) принятА

 5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) опломбИровать       2) отбылА       3) наделЁнный      4) щемИт      5) надОлго

 6. Дан текст:

(1)Давно утвердилось мнение, что жара экваториальных районов планеты, тем более прямые солнечные лучи, непереносимы для европейцев. (2)Англичане, колонизировавшие в XIX веке огромные территории, лежащие между тропиками Рака и Козерога, были твёрдо убеждены, что без защитного пробкового шлема находиться днём на открытом воздухе нельзя. (3)Между тем огромное количество животных сумело приспособиться к условиям тропиков и, <…> ,чувствует себя в этих краях неплохо.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЯМОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЯМОЙ, -ая, -ое.

1) Ровно идущий в каком-н. направлении, без изгибов. П. линия. Провести п. Дорога идёт прямо (нареч.). П. волосы (не вьющиеся). П. линия родства. П. наследник (наследник по прямой линии родства).

2) полн. ф. Непосредственно следующий куда-н., соединяющий что-н. без промежуточных пунктов. П. сообщение (беспересадочное).

3) полн. ф. Непосредственно относящийся к кому-чему-н., непосредственно вытекающий из чего-н. Иметь п. отношение к делу. П. выборы. П. налог. В п. смысле слова (буквально, не переносно).

4) Явный, открытый. П. вызов. П. насмешка.

5) Правдивый, откровенный, нелицемерный. П. человек. П. ответ.

6) полн. ф. Действительный, настоятельно необходимый, безусловный (разг.). П. расчёт лететь самолётом. П. польза.

7) полн. ф. Полный, совершенный. П. противоположность.

7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Ишь какие ногти ОТРАСТИЛА, белоручка!

2. Многие родители стремятся ОГОРОДИТЬ своих детей от материальных проблем.

3. Людей жалко: они оказались в самом БЕДСТВЕННОМ положении.

4. В воскресенье состоится БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ концерт.

5. Средства от него пойдут на ПОДДЕРЖКУ деятельности фонда «Вера».

6. Упорная работа плохо сочетается с КОМФОРТНЫМ жизненным стилем, это стоит осознать.

8.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Многие современные авторы пробуют объяснить загадки древней истории с помощью предположительной гипотезы о космических пришельцах.

9. Закончите предложение:

 Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению – это …

 10. Закончите предложение:

 Слова, противоположные по лексическому значению - это…

11. Закончите предложение:

Слова, образованные в связи с появлением новых понятий, явлений - это…

 12. Закончите предложение:

 Слова, употребляемые только в данной местности - это…

 13. Закончите предложение:

 Слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез – это …

 14. Приведите пример омонимов.

                                               Желаю успеха!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)