02.12.2021. 10-11 класс. ИС. Направление № 5
ИС. Направление № 5
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
(социальные пороки и общественная
справедливость, поиск путей помощи тем,
кому
трудно, путей совершенствования общества и государства)
КОММЕНТАРИЙ
Тематическое направление
сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения
которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать
о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности
гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их
устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о
путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные
на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность,
опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления
можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической,
философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую
и нравственную позицию.
Разбор данного направления подробно дан в онлайн консультации «Итоговое сочинение – 2021», с которой можно познакомиться по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=D8qFDDr02HE
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
ИТАК, пятое
тематическое направление «Кому на Руси жить хорошо? - вопрос гражданина» (социальные
пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно,
путей совершенствования общества и государства).
Аспекты направления
·
Гражданин,
гражданский долг, ответственность гражданина на судьбу своей страны.
Взаимосвязь моральных качеств человека и его гражданской позиции. Отношение к
Родине, патриотизм, долг перед Отечеством.
·
Социальная
справедливость и социальное неравенство. Реформы и их последствия, социальные
противоречия. Угнетенные слои населения, «маленький», «лишний», «бывший»,
«новый», «униженный и оскорбленный» человек, социальное незащищенные слои
общества, социальные проблемы.
·
Социальные
пороки, причины их возникновения, способы борьбы с ними. Художественная
литература как способ борьбы с пороками (обличительная литература, натуральная
школа, некрасовская школа). Русский национальный характер.
·
Народное счастье.
Поиск правды, тема странничества в литературе. Свобода и ответственность.
Свобода как высшая ценность. Тема народного заступничества.
Ключевые слова
для определения темы и основной мысли сочинений: гражданин,
гражданское общество, народное счастье, гражданский долг, социальная
справедливость, социальные пороки, народ, свобода, и ответственность.
КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ВЗЯТЬ?
При раскрытии тем пятого направления можно
привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической,
психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их
интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том,
кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто
преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
3.
Н.А. Некрасов,
«Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы
прекрасного пола и почему.
4.
Н.А. Некрасов,
«Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками
обманутых рабочих.
5.
А.С. Пушкин,
«Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для
жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
6.
Н.В. Гоголь,
«Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных
попытках найти справедливость.
7.
Н.В. Гоголь,
«Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит
Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
8.
М.Е.
Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут
наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
9.
М.Е.
Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую
историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество,
жестокость и др.
10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных
социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор
рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться
справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности
происхождения.
12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности
Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для
трудолюбивых людей.
13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому
что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает
маргинальная среда.
14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления
социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более
анархический и бессистемный.
15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация
того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку
счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России
стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками
сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен
приносить горе в прогрессивной стране.
18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает,
что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут
проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит
решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и
демократических тенденциях.
20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на
Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать
честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее
потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается
процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один
вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более
хороших условий.
22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все
разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше
рационализма во всех сферах жизни.
23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского
человека, которые мешают ему на пути к счастью.
24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к
талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных
стран.
25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему
на Руси живется хуже всех.
Подробный разбор произведений по
данному направлению дается в материалах видеоуроков, с которыми можно
познакомиться по ссылкам:
https://www.youtube.com/watch?v=FgeL8GyiEzE
https://www.youtube.com/watch?v=rRSxQwulJag
https://www.youtube.com/watch?v=TIwnmI6gwsw
https://www.youtube.com/watch?v=gLNtO76HqkA
https://www.youtube.com/watch?v=dX5yVUkdq0w
ОБРАЗЦЫ
ТЕМ К ПЯТОМУ
ТЕМАТИЧЕСКОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ.
Темы сочинений
пятого направления ориентированы на широкий круг социально-философских
вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский
кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
§ Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
§ Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
§ Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
§ Кто счастлив на Руси?
§ Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не
принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
§ Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился —
там и пригодился»?
§ Кому на Руси жить плохо и почему?
§ Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
§ В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
§ Какие обязанности налагает на человека статус
гражданина страны?
§ Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на
Руси?
§ Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не
понять, аршином общим не измерить»?
§ Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но
странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
§ Что значит «любить Родину»?
§ Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
§ Какие социальные проблемы предстоит решить моим
соотечественникам?
§ Возможно ли решить проблему социального неравенства на
Руси?
§ Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской
России?
§ Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что
«величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и
размножении русского народа»?
§ Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я
предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей,
пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в
трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
§ Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли
компромисс?
§ Как научиться ценить свою Родину?
§ Как сделать Россию лучше?
§ Чего не хватает на Руси для полного счастья?
§ Кто виноват в бедах русского человека?
§ Почему люди на Руси страдают?
§ Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
§ Что мешает нам найти счастье на Руси?
§ Какого человека можно назвать патриотом?
§ Что объединяет нас в одну страну?
§ Как нужно относиться к своей Родине?
§ В чем польза и опасность патриотизма?
§ В чем польза и опасность критики России?
§ Какими качествами обладает русский человек?
ЦИТАТЫ.
Предлагаю
несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты,
разумеется, тоже можно):
· Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет.
В. Маяковский
·
А
месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
А Русь все так же будет
жить,
Плясать и плакать у
забора.
С. Есенин
·
Принимать близко к сердцу радости и горести
Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и
горестей отдельного человека.
В.Сухомлинский
·
Я Родину свою люблю, но государство ненавижу.
Б. Окуджава
· Может быть народ наш и плох, но он — наш народ, и это решает все. Василий Розанов
ТЕМЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ, МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ТИПА:
1.
ТЕМА-ВОПРОС — задаём главный вопрос
темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в
формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише:
«можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание
справедливо», «действительно ли... » и т. д.,
2.
ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ
(В Т.Ч. ЦИТАТА) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
3.
ТЕМА —
НАЗЫВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать
ответы на поставленные вопросы.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
I. Вступление (60-70
слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
§
Дoкaзaтeльство,
пpимep № 1
§
Микpoвывoд
(oбoбщeниe нaписaннoгo)
§
Лoгичeский
пepeхoд к нoвoй мысли
§
Дoкaзaтeльство,
пpимep № 2
§
Микpoвывoд
§
Лoгичeский
пepeхoд к заключению.
III. Заключение (60-70 слов)
Структура итогового сочинения подробно рассматривается в предлагаемом видеоматериале:
https://www.youtube.com/watch?v=ebIeyp5_e6s
I. ВСТУПЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, ВВОДИТ В КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОБЛЕМ.
Вступление состоит из 3 элементов:
1.
объяснение
ключевых слов темы или цитаты;
2.
общие
рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;
3.
ответ-тезис
на главный вопрос темы. Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно
аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Тезисов может быть несколько.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
ВАРИАНТЫ
ВСТУПЛЕНИЯ
|
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ |
ПРИМЕРЫ |
1.
|
Историческое (предполагает краткую
характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных,
политических и культурных особенностей того времени). |
После
реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как: изменилась ли жизнь
народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Н.А.Некрасова «Кому на
Руси жить хорошо?» Главная проблема поэмы – проблема счастья, и решение её
поэт видел в революционной борьбе. |
2. |
Биографическое (сообщаются факты из
биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём
проблеме).
|
Многие русские писатели и поэты в своём
творчестве обращались к теме народа, описывали его жизнь, быт, возмущались
несправедливостью существующих порядков, пытались заглянуть в сердце, душу крестьянина. Однако никто до
Н.А.Некрасова не смог так глубоко погрузиться во внутренний мир простого человека, так бережно исследовать
его и с такой любовью изобразить на страницах своих произведений. Одно из
выдающихся творений поэта, посвящённых теме народа, народного счастья, -
поэма «Кому на Руси жить хорошо?», где создал ряд ярких образов русских
крестьян. |
3. |
Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в
формулировку темы сочинения).
|
Счастье-понятие многостороннее. Не поддающееся какой-то формулировке. У каждого оно индивидуальное,
как и любовь, и каждый воспринимает его по- -своему. Счастье бывает
маленькое и большое, мимолётное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту
человек испытывает крохотное счастье. Над таким понятием, как счастье,
бились многие мудрецы, поэты и просто
обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей - столько мнений. |
4. |
Цитатное (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения)
|
«Умом Россию не понять, аршином
общим не измерить »… Эти слова, сказанные
более века назад, остаются актуальными и сейчас, принадлежат русскому поэту
Фёдору Тютчеву. «Умом Россию не понять»… Действительно, очень многие события
из отечественной истории не поддаются пониманию. Россия прошла и через набеги
кочевых племен, и через зависимость от монгольского хана, и через множество
войн. Было много побед и поражений. Однако ничто не смогло заставить пасть
духом русский народ. Он всегда полон патриотизма и любви к Родине, поэтому
готов защищать её любой ценой. |
5. |
Личностное (заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств,
связанных с темой сочинения)
|
Я не случайно
выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только
как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего
поколения… |
ПРИМЕРЫ ВСТУПЛЕНИЯ.
Готовые примеры словосочетаний помогают
быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно
правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести
мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие
фразы-клише для итогового сочинения, как:
1. Всем известно; что ... Об этом написаны тысячи
книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и
умудренные опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому
текст ... тоже посвящен ...
2. (Риторические
вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О ... размышляет в своей
статье ... .
3. (Риторические
вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей
они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них
представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что ... . Другие
подчёркивают ... . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на
первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных
людей, она касается любого из нас..... Почему так бывает? Ответ на этот вопрос
можно найти в статье...
4. «...»- в этих
словах, как мне кажется, выражается главная мысль....
5. Люди часто
размышляют о том, что .... (О том, что ..., люди думали и во времена
древнейшей, и во времена новейшей истории).
6. (Вопросы).
Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ... .
Кто-то считает, что .... Кто-то....
7. Одной из
самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был
вопрос, связанный с .... (Риторические вопросы).
8. Начать с
цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание»)
-так начинается статья ... .Уже в первом предложении чётко выражена главная
тема текста. О... много говорили и писали. Важность этой темы трудно
переоценить: далеко не все люди понимают ... (Определить проблему в виде
вопроса).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТУПЛЕНИЮ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
§
Не
стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую
роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При
таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос,
сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
§
Во
вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать
их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
§
Не
увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от
всего сочинения.
§
Во
вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и
формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАСКРЫВАЕТ ИДЕЮ СОЧИНЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ВОПРОСЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СИСТЕМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВЫДВИНУТЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.
Основная часть = Аргументы
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм
вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов –
2.
- Связка - это переход от одной мысли к другой.
Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
АРГУМЕНТ НУЖНО:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный
аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них
приводится свой аргумент!
АРГУМЕНТ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭЛЕМЕНТОВ:
- Обращение к литературному произведению - называем
автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем
— произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету
произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно
несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор
повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает»,
«автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл
туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой
пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем,
а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в
этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого
произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем
клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы. Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:
§ Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
§ В наше время людям уже известно, что…
§ Не подлежит сомнению тот факт, что…
§ Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает
людей.
§ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот
вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
§ Нельзя не признать, что в наши дни…
§ Моя позиция по этому вопросу однозначна:
§ По моему мнению, по моему суждению, согласно моему
мировоззрению…
§ По всей видимости, смысл (роль, суть, идея,
предназначение)… заключается в том что,
§ Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
§ Конечно, сегодня мы понимаем, что…
§ Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные
ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Дорога к самим аргументам пролегает
через эти клише и шаблоны:
§ Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО …
повествуется о том, что (как)
§ Проблема… раскрывается в широко известном произведении
ФИО …
§ Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и
т.д.).
§ Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя)
обращается к теме…
§ К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
§ Конечно же, о закономерности … размышлял такой
философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
§ Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге…
она занимает важное место.
§ Тема (…) раскрывается в произведении… (автор,
название).
§ Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В
произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
§ Проблема … волновала многих писателей. Обращается к
ней и …(имя писателя) в книге…
§ Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий…
(о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому
уделяется много внимания.
§ Нельзя не заметить, что проблема … является одной из
главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
§ Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
§ Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К
примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
§ Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.)
выражена и в романе… (автор, название).
§ Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там
вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
§ Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример
обосновывает необходимость «того и сего».
§ Обратимся к русской классике, а именно к роману…
(автор, название).
§ В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской
литературе 19 (20) столетия, а именно к…
§ Лирический герой стихотворения … (автор, название)
тоже размышляет об этом.
§ Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь
в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.
Чтобы не растекаться мыслью по древу,
используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:
§ Авторская позиция ясна:
§ Автор повествует о…
§ Писатель изображает картину, где…
§ В книге изображаются герои, которые…
§ Автор описывает…
§ Писатель демонстрирует общие закономерности
формирования…
§ Автор показывает…
§ Поэт показывает…
§ Размышления автора позволяют понять, что
§ Лирический герой осознал, что
§ Писатель размышляет о…
§ Автор обращает свое внимание на проблему…
§ Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
§ Писатель обращает наше внимание…
§ Автор хочет этим сказать, что
§ Писатель заостряет наше внимание на …
§ Позиция автора проявляется в…
§ Он акцентирует внимание читателя на…
§ Автор не комментрирует действия героев, но
демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
§ Автор учит нас тому, что…
§ Этот поступок героя говорит о …
§ Поведение героя говорит о том, что
§ Мы видим, что герой поступил так потому…
§ Судьба героя позволяет сделать вывод, что
§ Автор подводит нас к мысли о том, что
§ Автор показывает, к каким последствиям привело…
§ Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни
человека.
§ Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
§ Этому герою/поступку автор противопоставляет…
§ Писатель не может согласиться с выводами своего героя
и опровергает их, изображая…
§ Писатель осуждает…
§ Автор выражает категорический протест против…
§ Герой является носителем авторской позиции и выражает
его точку зрения, а именно…
§ Он ставит нам в пример…
§ Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что
не нужно, что не стоит)
§ Автор не раз прерывает описание лирическими
отступлениями, в которых прослеживается его позиция:
§ Автор подчеркивает…
§ Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
§ Автор утверждает…
Завершить свой аргумент лучше всего
этими клише для итогового сочинения по русскому языку:
§ Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
§ Писатель считает, что…
§ Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том,
что
§ Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он
заключается в том, что…
§ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
§ Автор убеждает нас в том, что
§ Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
§ Мы можем прийти к выводу…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДВОДИТ ИТОГИ, СОДЕРЖИТ КОНЕЧНЫЕ ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ.
Заключение должно соответствовать
вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно
перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так,
чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как
отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых
распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО:
- подвести итог всего рассуждения
- использовать уместную цитату, содержащую суть
главной мысли сочинения
- дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не
более 15% от всего сочинения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько
стандартных способов закончить сочинение:
§
ВЫВОД.
Обычно принято завершать сочинение
выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ
закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к.
сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано,
и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
- ПРИЗЫВ.
Это еще один достаточно
распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2
лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто:
каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут
обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу.
Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно
сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»:
«давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
- ВЫРАЖЕНИЕ
НАДЕЖДЫ.
Это один из самых выигрышных вариантов
заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и
логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», -
не стоит, сами понимаете.
ВАРИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
- ВЫВОД
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью.
Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе.
Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти
по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и
есть то, без чего немыслима наша жизнь.
- ПРИЗЫВ
В заключение хочется призвать людей не
забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для
жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей
добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко
всему, что нас окружает.
- ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖДЫ
Подводя итоги сказанному, хочется
выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и
взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в
отношениях поколений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
§
ЦИТАТА
Цитата, подходящая по смыслу. Можно
запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться,
какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать
главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней
встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом
«природа») и не учитывать ее общий смысл.
Например: Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром
Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из
жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света».
- ЗАРИСОВКА,
КОТОРАЯ ВОЗВРАЩАЕТ К ВСТУПЛЕНИЮ
Я смотрю на освещенные окна
домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества,
если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые
письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих
семьи.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ для ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Уйти надо красиво, даже если речь идет
о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее
и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не
подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для
этого и нужны клише к итоговому сочинению.
§ Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
§ Без сомнения, значимость проблемы … трудно
переоценить.
§ Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
§ Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
§ Таким образом, литературный материал позволил нам
убедиться в том, что
§ Невольно напрашивается вывод…
§ Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так
важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
§ Итак, можно сделать вывод, что…
§ Литературный материал дал возможность прийти к
заключению, что
§ Исходя из всего выше написанного, можно сделать
обобщение и сказать, что…
§ В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не
забывать о …! Будем помнить о…!
§ Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта
(философа, писателя):
§ Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников
к…
§ В заключение хочется выразить надежду на то, что…
§ Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
§ Таким образом, современные люди должны возлагать надежды
на то, что
§ Хочется верить, что…
§ Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это
необходимо для развития людей.
§ Подводя итоги сказанному, хочется сделать
оптимистичные выводы:
§ Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
§ Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод,
что…
§ Все приведенные мной аргументы, основанные на
читательском опыте, убеждают нас в том, что…
§ Аргументация подтверждает то, что
§ Нельзя не согласиться с тем, что
§ Нельзя проигнорировать тот факт, что
§ Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать,
что люди должны…
§ У человечества (нашего народа) есть нравственный долг:
… В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
§ (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о
…. Автор текста тоже считает, что .…
§ К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
Думаю, надо…
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.
1.
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается
тема...
3.
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
4.
Обратимся к произведениям художественной литературы
5.
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
6.
Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
7.
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос,
заданный во вступлении)
ОБРАЩЕНИЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ.
1.
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме...
2.
Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе...(автор, название).
3.
Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении...
(автор, название).
4.
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей.
Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
5.
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении...(автор,
название).
6.
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе... (автор,
название).
7.
Вспомним героя повести... (автор, название).
8.
Обратимся к роману... (автор, название).
9.
Лирический герой стихотворения ... (автор, название) тоже размышляет об этом.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ ЕГО
ФРАГМЕНТА.
1.
Автор повествует о...
2.
Автор описывает...
3.
Автор подчеркивает...
4.
Поэт показывает...
5.
Писатель размышляет о...
6.
Писатель обращает наше внимание на...
7.
Он ставит нам в пример...
8.
Он осуждает...
9.
Он акцентирует внимание читателя на...
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Промежуточный вывод
1.
Писатель считает, что...
2.
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...
2.
Невольно напрашивается вывод...
3.
Обобщая сказанное, хочу сказать, что...
4.
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас
в том, что... 5.
6.
Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны...
7.
(Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста
тоже считает, что ....
8.
В заключение хочется выразить надежду на то, что...
9.
Итак, можно сделать вывод, что...
10.
В заключение хочется призвать людей к... Так давайте не забывать о ...! Будем
помнить о...!
11.
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо...
АРГУМЕНТЫ ДЛЯ
ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
1. Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» доказал, что человек не может
выбрать Родину, ведь он родился и сформировался в определенной среде, которая
уже оказала на него определенное влияние. Так, Андрий был казаком и впитал
традиции и нравы казачества. Несмотря на то, что его сходство с отцом прослеживается
далеко не во всех аспектах, он также проникается культурой Сечи и перенимает ее
кодекс поведения. Андрий пьет, гуляет, дерется и получает от этой жизни
удовольствие. Лишь любовь к панночке убеждает его переменить сторону в сражении
и предать веру отцов. Герой видит польские нравы в розовых очках своей симпатии
к девушке. Поэтому он надевает другие доспехи, но своим в среде поляков не
становится. Никто не последовал за ним, когда казаки заманили его в ловушку. А
в финале, уже после смерти Андрия, Гоголь выхватывает из толпы на площади
красивую панночку, которая смеется. Герой не смог выбрать Родину, Польша ею для
него не стала. Зато он предал ту, что была для него единственной.
2. Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
В.М. Шукшин в рассказе «Срезал» демонстрирует разницу между тем, кто
покинул малую родину для достижения успеха, и тем, кто остался. Константин
Журавлев стал кандидатом наук, нашел жену себе под стать, завел семью. Он стал
успешным человеком и достиг высокого уровня благосостояния. Дочь посещала школу
и имела все перспективы пойти по стопам родителей. А что нашел в деревне эрудит
Глеб Капустин? Он питал свой ум вырезками из газет и случайными источниками
знаний, поэтому его образование напоминает не систему, а сборную солянку из
неприменимых премудростей. Он остался один, в деревне он не может найти
компанию своего уровня, и все смотрят на него, как будто он шут и показывает
представление. Он не сделал карьеру, не женился, не завел детей.
Самоутверждение, мелкое и подлое, он находит только в унижении тех, кто чего-то
добился в жизни. Глебу обидно, что он сам никуда не поехал и ничего не смог
сделать. Поэтому его пример убеждает нас в том, что человек должен искать
средства для реализации себя в том месте, где для этого созданы все условия.
Кандидатом наук в деревне не стать — это очевидно.
3. Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал, что люди на
Руси зачастую становятся жертвами друг друга и своих слабостей. Социальное
неравенство во многом определяется их нежеланием работать над собой. «Умны
крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, в канавы
валятся — Обидно поглядеть!» — вот так Павел Веретенников, знаток русской
жизни, говорит о тех, за кем наблюдает. Конечно, пьяницы тут же находят
оправдание: тяжелая работа заставляет их злоупотреблять спиртным. Но неужели
бить жен и детей их тоже принуждает труд? Неужели пропивать последние гроши в
кабаке и оставлять семью без еды требует лично царь или барин? Все эти проблемы
исходят из глубин их душ, порочных и слабых. Можно было бы не выпивать, как сам
Некрасов, оказавшийся в столице без материальной помощи отца и вынужденный
голодать, чтобы заниматься тем, что ему нравилось. Можно было бы откладывать
деньги и начать свое дело, ведь многие купцы были выходцами из крестьянства.
Возможности жить хорошо были у всех, но порочные желания и вечные оправдания
мешают героям взяться за ум и перестать во всем винить богачей.
4. Кто счастлив на Руси?
Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает
человека, который был счастлив, несмотря на бедность и униженность положения. В
отличие от Раскольникова, который жил на средства матери и сестры, да еще и
жаловался на судьбу, Разумихин не получал помощи. Зато он много работал, чтобы
оплатить учебу самостоятельно: давал уроки, делал переводы, старался заработать
честно. Дмитрий много веселится, общается со всеми, умеет дружить и
сопереживать людям, поэтому его окружают позитивные и доброжелательные
товарищи, которые выручают и Раскольникова. Все эти юноши не думают о своем
высоком статусе и сравнении с Наполеоном. Они трудятся и добиваются успеха, а
не замыкаются в своем несчастье. Живет Дмитрий не богаче Родиона, но он
счастлив и делится этим состоянием с другими. Значит, внутреннее состояние
зависит не от дохода или происхождения, а от того, насколько человек открыт
миру и готов к созидательному взаимодействию с ним.
5. Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
А.П. Чехов в рассказе «Невеста» призывает людей выйти из зоны комфорта и
отправиться туда, где их таланты можно раскрыть и усовершенствовать. Его
героиня живет в маленьком городе и довольствуется малым — тем, что ей дает
обеспеченная бабушка. Для Нади нашли подходящего жениха и сняли дом. И все идет
к свадьбе, только вот невесело невесте. Она родилась там, где ее способности
пригодиться не могут. В этом городе юной девушке только и остается, что выйти
замуж и вести праздную жизнь в скуке и довольстве. Но Надя поняла, что хочет
иной судьбы. Благодаря студенту Саше она смогла сбежать из дома и поступить в
учебное заведение. Родные простили Надю и приняли ее выбор. А она обрела
счастье в саморазвитии, возможном только в большом городе. Увы, в глубинке люди
не могут получить достойное образование и найти работу по специальности.
6. Кому на Руси жить плохо и почему?
И.С. Тургенев в рассказе «Му-му» описал судьбу крепостного человека,
который был зависим от своей сумасбродной барыни. В условиях рабства люди не
могут быть счастливы, в чем мы убеждаемся, читая данную историю. Герасима
насильно перевезли из деревни в город, принудили отказаться от брака с любимой
женщиной, а потом и лишили единственного близкого ему существа — собаки.
Помещица приказала крепостному топить Му-му просто из-за того, что таков был ее
каприз. А человек не имел права ослушаться. С горечью Герасим осознал: будучи
собакой на крепостной привязи, он сам не может заводить ни семью, ни животных.
Он не мог сберечь то, что ему дорого, ведь вся его жизнь была сравнима лишь с
участью самой Му-му. Поэтому до конца своей жизни он прожил один. Ему жилось
плохо на Руси, потому что он был зависимым человеком и не мог управлять своей
жизнью. На таких условиях ему было бы плохо везде.
7. Что нужно сделать,
чтобы на Руси всем жилось хорошо?
Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?»
предложил публике свой план по усовершенствованию России. И он отчасти
воплотился в жизнь, ведь был правильным: чтобы женщины жили свободно и
счастливо, а мужчины не тащили в одиночку бремя содержания семьи, необходимо
создать условия для полноценного вовлечения всех людей в экономические,
социальные и политические процессы. Девушки должны иметь право на образование, работу
и равные возможности в обществе. Находясь в финансовой зависимости, они
становятся предметами торговли и бесправными существами, судьба которых — это
узаконенная форма проституции, брак без любви и выбора. Вера могла быть
насильно выдана замуж за Михаила, и лишь вмешательство Дмитрия помогло ей
встать на ноги и начать себя обеспечивать. Поэтому в финале героиня стала
образованной, успешной и счастливой женщиной, а ее семья была построена на
любви и взаимоуважении. Сейчас все девушки в нашей стране имеют такие
возможности, что изменило нашу жизнь к лучшему.
8. Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал разные точки зрения
на долг гражданина перед Родиной. В эпилоге Пьер Безухов настаивает на
необходимости перемен и пересмотре прав монарха. Он входит в тайные общества и
хочет активно участвовать в формировании политического курса страны и ее
законов. Пьер не исключает и возможности открытого выступления против
существующего строя. А Николай Ростов, напротив, видит обязанность гражданина в
защите государства от таких инициатив. Он открыто признает, что может применить
оружие против бунтовщиков, какими бы ни были их намерения. По его мнению,
подданые должны подчиняться, а решать глобальные вопросы должен лишь царь. Оба
героя осознают свой долг перед Родиной, но его видение у каждого свое.
9. Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
Н.В.
Гоголь в пьесе «Ревизор» поднимает важные проблемы России, которые пока имеют
статус «вечных». Чиновники воруют, халатно относятся к своим обязанностям и
всячески унижают своих сограждан, которым повезло меньше. Для героев нет ничего
святого: внешне набожные и степенные господа расхищают даже те деньги, которые
выделены на строительство церкви. Городничий закрывает глаза на лень и
бестолковость подчиненных, их связывает круговая порука. Поэтому они стремятся
вовлечь в нее приезжего проверяющего. Подкупы не имеют границ, городничий даже
готов отдать свою дочь замуж за Хлестакова, которого едва знает. К сожалению,
воз и ныне там, чиновники все еще злоупотребляют своим положением. Видимо, без
кардинального ужесточения контроля и наказания за коррупцию невозможно решить
эти проблемы раз и навсегда.
10.Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
М. Горький в пьесе «На дне» продемонстрировал пороки, которые присущи
многим русским людям, считающим себя несправедливо обделенными судьбой.
Ночлежку населяют далеко не ангелы: шулеры, бывшие каторжники, воры, пьяницы.
Даже честный работник Клещ, который так гордится своим положением, сживает со
свету жену, бьет ее и оскорбляет. А Василиса, едва вырвавшись из грязи в князи
благодаря браку по расчету, тиранит людей без жалости. Увы, нравы этой среды
полностью соответствуют уровню ее достатка. Актер, Барон, Сатин, Бубнов вовсе
не стремятся трудиться и выходить из нищеты. Им и так нормально, ведь делать
ничего не нужно и ответственности никакой. Сатин открыто пропагандирует лень и
противопоставляет себя тем, кто трудится. Что мешает им жить хорошо? Они сами и
менталитет социального дна.
11. Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
М. Горький в повести «Детство» показал
социальные проблемы, которые, к сожалению, не решены до сих пор. Речь идет о
насилии в семье. В доме Кашириных постоянные драки и скандалы. Дети становятся
жертвами агрессивного и злого дедушки, которому никто не может помешать учинять
унизительные расправы. Василий Васильевич бьет и жену, и детей, хоть они уже и
взрослые. Поэтому нас не удивляет тот факт, что сыновья Каширина выросли такими
же жестокими, пьющими и неблагополучными родителями. Они готовы убить отца за
наследство, а детей не жалеют, как и жен. Один из них даже довел супругу до
гроба своими побоями. Сегодня детей из таких семей изымают, но не всегда. Довольно
долго они могут терпеть насилие и издевательства. Видимо, в этой сфере закон
требуется ужесточить, а контролирующие органы заменить на более эффективные.
12. Как научиться ценить свою Родину?
А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал парадоксальную вещь: люди
учатся патриотизму за рубежом! Александр Чацкий получил заграничное образование
и несколько лет путешествовал. Глядя на благополучие и прогрессивность других
стран, он понял, чего не хватает его Родине. У Александра появилась четкая
гражданская позиция. Он сформулировал взгляды и почувствовал желание помочь
своей России. Герой думал, что и дома найдет единомышленников. Однако
соотечественники оказались более равнодушными и эгоистичными, чем он. Дворяне
имели узкий кругозор, из своих хором не выезжали, поэтому им казалось, что все
нормально. Реформаторов они считали якобинцами и осуждали. Для них патриотизм
ограничивался орденом на шее и безграничной лояльностью правящей элите. Им не
хватало опыта Александра и его кругозора, чтобы понять, что России нужно
развитие, что у нее есть огромный потенциал, что французики из Бордо — не
предел мечтаний.
13. Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» доказал, что благополучие
каждого из нас неразрывно связано с Родиной и ее состоянием. Андрей Соколов мог
бы отсидеться в погребе и понаблюдать за битвами издалека, а не рисковать
собой… Или не мог? Нет, конечно! Враги приходили в каждый дом, разоряли все
земли. Альтернативы не было. Андрей не мог наслаждаться счастьем наедине с
семьей, когда вражеский снаряд разнес его дом и убил жену и дочерей. Война не
щадила никого и показывала каждым своим патроном, что личного счастья на
оккупированной земле быть не может. Человек неразрывно связан со своей страной
и ее судьбой, поэтому выбирать ему не приходится.
14. В чем польза и опасность патриотизма?
Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» показал изнанку патриотизма, когда
людей загоняли на сербскую войну, прикрывая очевидное безумие этой затеи
возвышенными речами о благе Родины. Какой? Чьей? Но эти вопросы пропаганда
обходит стороной. Общественное мнение обмануто ею. Светские дамы с улыбками и
цветами провожают на бойню тех, кто воспринимает геополитику буквально и
погибнет, в отличие от хитрых агитаторов. Разговоры о патриотизме прикрывают
амбиции властолюбцев и направляют людей на смерть. А по факту судьба
«славянских народов» не должна затрагивать интересы солдат из других стран,
ведь такая война, как это позже и случится, перерастает в мировую и
заканчивается поражением всех участников. Человек должен быть готов защищать
только свой дом, а другие спекуляции на патриотизме нужно пресекать, так как
они ведут к войне.
15. Какими качествами обладает русский человек?
Н.С. Лесков в сказе «Левша» описал менталитет русского народа в образе
главного героя. Он талантлив, патриотичен, религиозен. Левша без образования,
микроскопа и большого финансирования смог подковать иностранную танцующую блоху
и проявить феноменальное мастерство. Но он же проявляет и отрицательные
качества русского человека: много пьет, терпит унижения вышестоящих особ и не
понимает свою значимость в стране. Будучи честным, работящим и преданным Родине
мастером, он не соглашается переехать в Англию, несмотря на заманчивые условия.
Но он же напивается и не выполняет свою миссию: его оружейный секрет теряется,
ведь никто не будет прислушиваться к пьянице. Русский менталитет невероятно
сложен и парадоксален. У нас талантливый и смекалистый народ, но не знает себе
цену и не может постоять за свои права.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ!
1.
Критерии №1 и № 2 являются основными.
2.
Для получения
«зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и №
2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к
«незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному
из других критериев (№ 3-№ 5).
3.
При выставлении
оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются
все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
4.
Максимальное
количество слов в сочинении не устанавливается.
5.
На всю работу
отводится 3
часа 55 минут.
6.
Если сочинение
списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится
«незачет».
7.
Участнику
разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий