01.12.2021. 10-11 класс. ИС. Направление № 4
ИС.
Направление № 4
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
(высказывание о тексте, который
представляется
личностно важным для выпускника).
Комментарий:
Тематическое направление
позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка,
театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое
является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются
читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные
интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может
быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с
жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических
и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении
искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь
при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии),
мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков
и ученых.
Разбор данного направления подробно дан в онлайн консультации «Итоговое сочинение – 2021», с которой можно познакомиться по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=D8qFDDr02HE
ИТАК, четвёртое тематическое направление «Книга (музыка, спектакль,
фильм) — про меня» (высказывание о тексте, который
представляется личностно важным для 11-классника).
Выделим основные
мысли:
1. Произведение, которое вы возьмете за основу, должно быть личностно важным для автора сочинения, то есть
для вас. Как это понять - личностно
важным? Вы не просто владеете содержанием произведения – вам оно нравится, вы
разбираетесь в авторской позиции и либо поддерживаете ее, либо готовы
осмысленно ее оспорить, вы понимаете все подводные течения. Что-то в перипетиях
сюжета или в образе героев вам близко.
2. Автор сочинения даёт собственные интерпретации значимого для него
произведения. Интерпретация – это осмысление, толкование, анализ (не пересказ!) Чтобы
интерпретировать любой текст, надо хорошо знать его содержание и замысел
автора, понимать роль языковых средств, разбираться в особенностях композиции и
способах изображения характера героя.
3. Выбранное вами произведение должно было произвести на вас сильное
эстетическое впечатление, или изображенные события совпадают с вашим жизненным
опытом, или взгляды автора, его героев близки вам.
Итак, тема предполагает на самом деле личностный подход к выбору литературного материала. Как-то очень сомнительно
будет за основу сочинений этого направления брать книги не любимые, а просто хорошо изученные в школе.
1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
2.
А.И. Куприн,
«Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила
их заглянуть в глубины своей души.
3.
А.П. Чехов,
«Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект
сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
4.
В.К. Железников,
«Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем
внучки и не помог ей в нужный момент.
5.
А.С. Пушкин,
«Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и
самобытной людностью, не выезжая из деревни.
6.
А.И. Куприн,
«Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального
состояния и понять Желткова.
7.
А.И. Куприн,
«Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и
правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
8.
М.А. Шолохов,
«Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый
виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться
событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие
специальности.
9.
И.А. Гончаров,
«Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над
собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль
найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и
привлек к ней воплощение ее грезы.
11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой
влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую
пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу
живой.
12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение
литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В
поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста
Молчалина.
13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои
черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях.
Все действие сопровождает музыка.
14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий
талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси
в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении
Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей
задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в
театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому
назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала
«одалиской» графа.
17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает
чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович
смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского
гуманизма.
18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением
утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир.
Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее,
однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия
помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию
навсегда.
20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно
влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах
настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в
результате чего стала жертвой насилия.
21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала
и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь
в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
22.
М. Горький, «На
дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В
ее положении это единственное утешение.
23.
А.Т. Твардовский,
«Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за
родную землю.
24.
А.П. Чехов,
«Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и
представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это
не искусство, а дилетантизм и позерство.
25.
К.Г. Паустовский,
«Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и
помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.
Подробный
разбор произведений по данному направлению дается в материалах видеоуроков, с
которыми можно познакомиться по ссылкам:
https://www.youtube.com/watch?v=eSxy2YKiW34
https://www.youtube.com/watch?v=KKSuvN9DLv8
https://www.youtube.com/watch?v=qns3nfsKn7M
https://www.youtube.com/watch?v=dX5yVUkdq0w
Образцы тем сочинений
§ С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
§ Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и
почему?
§ Как искусство влияет на личность?
§ Способно ли искусство врачевать душевные раны?
§ Магия классической музыки — в чем она заключается?
§ Какой вид искусства Вам ближе и почему?
§ Что лучше: книга или фильм?
§ В чем разница между чтением пьесы и просмотром
спектакля?
§ Как музыка влияет на людей?
§ Может ли кино заменить литературу?
§ Может ли кино заменить театр?
§ В чем разница между спектаклем и фильмом?
§ Может ли творчество помочь человеку найти себя?
§ Чему учит читателя классическая литература?
§ Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга
– драгоценный источник жизненной силы духа»?
§ Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги –
это уникальная портативная магия»?
§ Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни
жизней вместо одной?
§ Может ли книга помочь разобраться в себе?
§ Может ли чтение быть опасным?
§ Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только
величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
§ Какие качества помогает воспитать в себе литература?
§ Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
§ Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без
музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
§ Верно ли, что музыка — это язык чувств?
§ Почему люди в 21 веке не перестают читать?
§ Могут ли новые технологии заменить искусство?
§ Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка
глушит печаль»?
§ Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что
«Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
§ Зачем человек слушает музыку?
§ Зачем человек читает книги?
Цитаты
Предлагаю несколько вариантов фраз-эпиграфов
(но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно:
(Джером Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»)
·
Книгу стоит
называть «большой» или «маленькой» не по количеству страниц, а по тому месту,
которое она занимает в твоём сердце. (Н. Ясминска)
·
Рекомендовать
кому-либо книгу — всё равно что предлагать поносить ботинки, которые вам по
ноге. (К. Теплиц)
·
Музыка — это
откровение более высокое, чем мудрость и философия.
·
Любите и изучайте
великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей,
мыслей. (Д. Шостакович)
·
Театр поучает
так, как этого не сделать толстой книге. (Вольтер)
·
Фильм — это
жизнь, с которой вывели пятна скуки. (А. Хичкок)
·
Искусство
видоизменяет человека, делает его готовым к восприятию добра, высвобождает
духовную энергию. В этом и есть его высокое назначение.
(А. А. Тарковский)
ТЕМЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ, МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ТИПА:
1.
ТЕМА-ВОПРОС — задаём главный вопрос
темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в
формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать
клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это
высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,
2.
ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ
(В Т.Ч. ЦИТАТА) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
3.
ТЕМА —
НАЗЫВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать
ответы на поставленные вопросы.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
I. Вступление (60-70
слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
§
Дoкaзaтeльство,
пpимep № 1
§
Микpoвывoд
(oбoбщeниe нaписaннoгo)
§
Лoгичeский
пepeхoд к нoвoй мысли
§
Дoкaзaтeльство,
пpимep № 2
§
Микpoвывoд
§
Лoгичeский
пepeхoд к заключению.
III. Заключение (60-70 слов)
Структура итогового сочинения подробно рассматривается в предлагаемом видеоматериале:
https://www.youtube.com/watch?v=ebIeyp5_e6s
I. ВСТУПЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ
ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, ВВОДИТ В КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОБЛЕМ.
Вступление состоит из 3 элементов:
1.
объяснение
ключевых слов темы или цитаты;
2.
общие
рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;
3.
ответ-тезис
на главный вопрос темы. Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно
аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Тезисов может быть несколько.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ
|
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ |
ПРИМЕРЫ |
1.
|
Историческое (предполагает краткую
характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных,
политических и культурных особенностей того времени). |
В настоящее время в
современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу
жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI
веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно
сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит,
последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными.
Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших
технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям
художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения. |
2. |
Биографическое (сообщаются факты из
биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём
проблеме).
|
Академик
Дмитрий Сергеевич Лихачё в- один из крупнейших учёных, талантливый
искусствовед, культуролог, исследователь русского языка и древнерусской
культуры, автор множества научных трудов и публикаций, активный защитник
нравственного начала в человеке. Зная о культурном наследии России больше
прочих, он пытался в своём высказывании обратить внимание на ценность того
культурного багажа, который государство способно накопить на протяжении
истории своего существования. |
3. |
Аналитическое
(размышление над центральным
понятием, входящим в формулировку темы сочинения).
|
Чтение –
очень хорошая привычка, которую нужно развивать в жизни. Хорошие книги
могут проинформировать вас, просветить и направить в правильном
направлении. Нет лучшего товарища, чем хорошая книга. Чтение важно,
потому что оно полезно для вашего общего самочувствия. Как только вы
начнете читать, вы попадете в совершенно новый мир. Когда вы начинаете
любить привычку читать, вы в конечном итоге пристраиваетесь к
ней. Чтение развивает языковые навыки и словарный запас. Чтение
книг – это также способ расслабиться и уменьшить стресс. Важно читать
хорошую книгу хотя бы несколько минут каждый день, чтобы растянуть мышцы
мозга для здорового функционирования. |
4. |
Цитатное (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения)
|
«Хорошая
книга – драгоценный источник жизненной силы духа»,- утверждал Мильтон. Безусловно, с этим утверждение нужно согласиться,
потому что книги играют важную роль в нашей жизни.
Книга одновременно и учитель, и наставник и друг. Без книг жизнь
невозможна. Книги – руководство жизни. Книги разделяют нашу боль, помогают
нам уверенно вести в будущее. Чтение книг делает нашу жизнь свежей и активной
каждый день. Я люблю читать книги и не могу представить этот мир без книг. |
5. |
Личностное (заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств,
связанных с темой сочинения)
|
Отечественная
литература дала нам множество прекрасных образов, интересных и ярких
персонажей. Читая художественное произведение, мы невольно сопоставляем себя
с героями, осмысливаем, как бы мы поступили на их месте. Иногда
мне даже хочется оказаться в той ситуации, которая описывается в книге,
пережить те события, которые случились с моей любимой героиней. А порой мне
кажется, что события, изображённые писателем, происходят сейчас, и вот уже
мне самой, а не книжному персонажу, приходится делать трудный жизненный
выбор. |
ПРИМЕРЫ ВСТУПЛЕНИЯ.
Готовые
примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса,
раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы
доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С
этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по
литературе, как
1. Всем
известно; что ... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом
говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта тема
интересует каждого из нас, поэтому текст ... тоже посвящен ...
2. (Риторические вопросы). Эти вопросы
всегда волновали человечество. О ... размышляет в своей статье ... .
3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на
первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не
являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой
разумеющимися. Некоторые считают, что ... . Другие подчёркивают ... . Но смысл
этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую
ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из
нас..... Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье...
4. «...»- в этих словах, как мне кажется,
выражается главная мысль....
5. Люди часто размышляют о том, что .... (О
том, что ..., люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей
истории).
6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны,
потому что заставляют нас задуматься о сущности ... . Кто-то считает, что ....
Кто-то....
7. Одной из самых волнующих загадок, которые
всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с .... (Риторические
вопросы).
8. Начать с цитаты, в которой заключена
главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья
... .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О... много
говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди
понимают ... (Определить проблему в виде вопроса).
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВСТУПЛЕНИЮ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
§
Не
стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую
роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При
таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос,
сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
§
Во
вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать
их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
§
Не
увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от
всего сочинения.
§
Во
вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и
формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАСКРЫВАЕТ ИДЕЮ СОЧИНЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ВОПРОСЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СИСТЕМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВЫДВИНУТЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.
Основная часть = Аргументы
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм
вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов –
2.
- Связка - это переход от одной мысли к другой.
Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
АРГУМЕНТ НУЖНО:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный
аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них
приводится свой аргумент!
АРГУМЕНТ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭЛЕМЕНТОВ:
- Обращение к литературному произведению - называем
автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем
— произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету
произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно
несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор
повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает»,
«автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл
туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой
пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем,
а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в
этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого
произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем
клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы. Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:
§ Сегодня мы
понимаем, что…(основная мысль сочинения)
§ В наше время людям
уже известно, что…
§ Не подлежит
сомнению тот факт, что…
§ Роль… нельзя
недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
§ Конечно, каждый
человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль
сочинения).
§ Нельзя не признать,
что в наши дни…
§ Моя позиция по
этому вопросу однозначна:
§ По моему мнению, по
моему суждению, согласно моему мировоззрению…
§ По всей видимости,
смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
§ Конечно, без …
жизнь человека невозможна, так как
§ Конечно, сегодня мы
понимаем, что…
§ Разумеется, на этот
вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль
сочинения)
Дорога
к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:
§ Например, в романе
(повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
§ Проблема…
раскрывается в широко известном произведении ФИО …
§ Тема… затрагивается
ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
§ Так, в лирическом
стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
§ К примеру, вопрос о
… поднимал ФИО в книге …
§ Конечно же, о
закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести,
рассказе и т.д.)
§ Кому, как не ФИО,
рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
§ Тема (…)
раскрывается в произведении… (автор, название).
§ Многие авторы
думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос
подробно и пришел к выводу, что…
§ Проблема …
волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
§ Например, ФИО часто
рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и
т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
§ Нельзя не заметить,
что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в
произведении…
§ Идея … выражена в
стихотворении…(автор, название).
§ Этот вопрос очень
волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих
произведениях.
§ Мысль о
необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
§ Вспомним роман
(повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее
подробно.
§ Вспомним героя
повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и
сего».
§ Обратимся к русской
классике, а именно к роману… (автор, название).
§ В поисках ответа на
вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
§ Лирический герой
стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
§ Герой произведения…
мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие)
сыграло решающую роль.
Чтобы
не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут
лаконично и логично изложить мысль:
§ Авторская позиция
ясна:
§ Автор повествует о…
§ Писатель изображает
картину, где…
§ В книге
изображаются герои, которые…
§ Автор описывает…
§ Писатель демонстрирует
общие закономерности формирования…
§ Автор показывает…
§ Поэт показывает…
§ Размышления автора
позволяют понять, что
§ Лирический герой
осознал, что
§ Писатель размышляет
о…
§ Автор обращает свое
внимание на проблему…
§ Внимание писателя
сконцентрировано на вопросах…
§ Писатель обращает
наше внимание…
§ Автор хочет этим
сказать, что
§ Писатель заостряет
наше внимание на …
§ Позиция автора
проявляется в…
§ Он акцентирует
внимание читателя на…
§ Автор не
комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и
описание пейзажа:
§ Автор учит нас
тому, что…
§ Этот поступок героя
говорит о …
§ Поведение героя
говорит о том, что
§ Мы видим, что герой
поступил так потому…
§ Судьба героя
позволяет сделать вывод, что
§ Автор подводит нас
к мысли о том, что
§ Автор показывает, к
каким последствиям привело…
§ Произведение
заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
§ Автор осуждает
героя и выражает свое несогласие с …
§ Этому
герою/поступку автор противопоставляет…
§ Писатель не может
согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
§ Писатель осуждает…
§ Автор выражает
категорический протест против…
§ Герой является
носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
§ Он ставит нам в
пример…
§ Писатель призывает
нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
§ Автор не раз
прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его
позиция:
§ Автор подчеркивает…
§ Писатель дает
понять, что герой прав, ведь…
§ Автор утверждает…
Завершить
свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому
языку:
§ Этот пример
позволяет сделать вывод о том, что
§ Писатель считает,
что…
§ Позиция автора
созвучна с моей, она выражается в том, что
§ Данный пример
помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
§ Таким образом,
автор хочет донести до нас мысль о….
§
Автор убеждает нас в том, что
§
Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
§
Мы можем прийти к выводу…
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДВОДИТ ИТОГИ, СОДЕРЖИТ КОНЕЧНЫЕ ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ.
Заключение должно соответствовать
вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно
перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так,
чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как
отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых
распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО:
- подвести итог всего рассуждения
- использовать уместную цитату, содержащую суть
главной мысли сочинения
- дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не
более 15% от всего сочинения.
ЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько
стандартных способов закончить сочинение:
§
ВЫВОД.
Обычно
принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное,
самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и
самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе
то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы
сочинения.
- ПРИЗЫВ.
Это еще один достаточно
распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2
лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто:
каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут
обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу.
Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно
сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»:
«давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
- ВЫРАЖЕНИЕ
НАДЕЖДЫ.
Это один из самых выигрышных вариантов
заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и
логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», -
не стоит, сами понимаете.
ИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
- ВЫВОД
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью.
Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе.
Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти
по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и
есть то, без чего немыслима наша жизнь.
- ПРИЗЫВ
В заключение хочется призвать людей не
забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для
жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей
добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко
всему, что нас окружает.
- ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖДЫ
Подводя итоги сказанному, хочется
выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и
взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в
отношениях поколений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
§
ЦИТАТА
Цитата, подходящая по смыслу. Можно
запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться,
какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать
главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней
встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом
«природа») и не учитывать ее общий смысл.
Например: Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром
Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из
жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света».
- ЗАРИСОВКА,
КОТОРАЯ ВОЗВРАЩАЕТ К ВСТУПЛЕНИЮ
Я смотрю на освещенные окна
домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества,
если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые
письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих
семьи.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ для ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце
сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее
впечатление от работы. Проверяющий может
высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к
этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.
§
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
§
Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
§
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
§
Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
§
Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться
в том, что
§
Невольно напрашивается вывод…
§
Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно
иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
§
Итак, можно сделать вывод, что…
§
Литературный материал дал возможность прийти к заключению,
что
§
Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и
сказать, что…
§
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не
забывать о …! Будем помнить о…!
§
Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа,
писателя):
§
Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
§
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
§
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
§
Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на
то, что
§
Хочется верить, что…
§
Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это
необходимо для развития людей.
§
Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные
выводы:
§
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
§
Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
§
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском
опыте, убеждают нас в том, что…
§ Аргументация
подтверждает то, что
§ Нельзя не
согласиться с тем, что
§ Нельзя
проигнорировать тот факт, что
§ Заканчивая
рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
§ У человечества
(нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные
аргументы.
§ (Цитата)«…,» —
писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
§ К какому же выводу
я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.
1.
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается
тема...
3.
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
4.
Обратимся к произведениям художественной литературы
5.
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
6.
Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
7.
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос,
заданный во вступлении)
ОБРАЩЕНИЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ.
1.
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме...
2.
Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе...(автор, название).
3.
Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении...
(автор, название).
4.
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей.
Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
5.
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении...(автор,
название).
6.
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе... (автор,
название).
7.
Вспомним героя повести... (автор, название).
8.
Обратимся к роману... (автор, название).
9.
Лирический герой стихотворения ... (автор, название) тоже размышляет об этом.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ ЕГО
ФРАГМЕНТА.
1.
Автор повествует о...
2.
Автор описывает...
3.
Автор подчеркивает...
4.
Поэт показывает...
5.
Писатель размышляет о...
6.
Писатель обращает наше внимание на...
7.
Он ставит нам в пример...
8.
Он осуждает...
9.
Он акцентирует внимание читателя на...
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Промежуточный вывод
1.
Писатель считает, что...
2.
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...
2.
Невольно напрашивается вывод...
3.
Обобщая сказанное, хочу сказать, что...
4.
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас
в том, что... 5.
6.
Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны...
7.
(Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста
тоже считает, что ....
8.
В заключение хочется выразить надежду на то, что...
9.
Итак, можно сделать вывод, что...
10.
В заключение хочется призвать людей к... Так давайте не забывать о ...! Будем
помнить о...!
11.
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо...
ИМЕЙТЕ В ВИДУ!
1. Критерии № 1
и № 2 являются основными.
2.
Для получения
«зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и №
2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к
«незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному
из других критериев (№ 3-№ 5).
3.
При выставлении
оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое
количество слов – 350. Если в сочинении менее
250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то
за такую работу ставится «незачет».
4.
Максимальное
количество слов в сочинении не устанавливается.
5.
На всю работу
отводится 3 часа 55 минут.
6.
Если сочинение
списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится
«незачет».
7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий