вторник, 23 ноября 2021 г.

 23.11.2021. 10-11 класс. ИС. Направление № 1

ИС. Направление № 1:

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Комментарий:

      Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

     Разбор данного направления подробно дан в онлайн консультации «Итоговое сочинение – 2021», с которой можно познакомиться по ссылке:   

                 https://www.youtube.com/watch?v=D8qFDDr02HE  

   Вместо предисловия

      В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет вам сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное. 

      Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке.  

       ИТАК, дорога реальная, воображаемая, книжная? Давайте  подумаем, о чем здесь может идти речь. Безусловно, о человеке, который покидает родной дом и куда-то уезжает, либо он уезжает для путешествия, либо он уезжает вынужденно. В связи с этим у нас может возникнуть вопрос:  почему человек уезжает?   Какова причина?  Далее, какова цель? Чего-то может быть он ищет, или он от чего-то бежит, или он конкретно покидает родной дом, для того чтобы улучшить, допустим, свою жизнь или ее изменить. Когда он путешествует или, когда он едет куда- то, он преодолевает долгий трудный путь. Что он видит вокруг? Как это на него влияет, как влияет на его мировоззрение, как это влияет на его поведение? Очень часто вот эта тема дороги связана именно с темой Родины. Во-первых, когда человек покидает Родину и потом возвращается, что он при этом испытывает? Какие чувства? Что он делает? Либо вот эта дорога связана именно со становлением личности человека, может быть и такое.

 Какие произведения художественной литературы можем взять для аргументации?

      1. Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?»  Налицо люди, которые путешествуют по стране, для того чтобы узнать, кому же живется весело и вольготно на Руси.  

      2. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»  Главный герой в один прекрасный момент уезжает из страны. Он уезжает за границу, он путешествует. Что с ним в это время происходит, почему он возвращается, каким человеком он возвращается, что его меняет. Вот об этом можем написать.

      3. А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”  Здесь мы можем взять путь Гринёва, ведь он уезжает из родного дома и сталкивается с   трудностями, совершает ошибки, преодолевает эти трудности, жалеет о чем-то или не жалеет наоборот. Что с ним вообще происходит, как это все на него влияет, то есть в принципе.  

      4. Н.В.Гоголь “Мёртвые души”  Здесь, конечно же, реальная дорога с  ухабами и кочками, а с другой стороны, это исторический путь России.  

      5. Л.Н.Толстой “Война и мир”  Здесь мы говорим о пути Болконского. Здесь не столько дорога, сколько «путь», поиск своего предназначения в жизни. Здесь не только то, что он преодолевает физически, то есть он идёт на войну, он находится вдали от дома и так далее, но еще и его становление как личности. Вспомним, когда он уходит на войну, какую цель он преследует: “Найти свой эталон”. Он хочет прославиться, но, когда он попадает в эти условия, понимает, что все совершенно не так, как он себе представлял и естественно он начинает ценить жизнь и понимать, что нет ничего дороже жизни, то есть меняется человек.  

      6. А.Т.Твардовский “Василий Тёркин”  Используйте это произведением в том случае, если у нас будет тема связана  именно с темой родиной, когда человек преодолевать трудный путь для того чтобы защищать свою родину и это путь не одного человека, а всего народа, путь советского солдата.

      Подробный разбор произведений по данному направлению дается в материалах видеоуроков, с которыми можно познакомиться по ссылкам:

                   https://www.youtube.com/watch?v=klkjG2JFdEo

                   https://www.youtube.com/watch?v=pAhHUQj5MAI

                   https://www.youtube.com/watch?v=1zcQNVzZnRM

Образцы тем  сочинений
1. Согласны ли вы с тем, что человек жив только тогда, когда он движется вперед?

2. Жизненный путь – это постоянный выбор.

3. Выбирая жизненный путь, нужно прислушиваться к советам старших – или жить своим умом?

4. Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать – значит развиваться».

5. Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?

 ТЕМЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ, МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ТИПА:

1.      ТЕМА-ВОПРОСзадаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,

2.      ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ (В Т.Ч. ЦИТАТА) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

3.      ТЕМА — НАЗЫВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

 ОБЩАЯ СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

§  Дoкaзaтeльство, пpимep № 1

§  Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

§  Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

§  Дoкaзaтeльство, пpимep № 2

§  Микpoвывoд

§  Лoгичeский пepeхoд к заключению.

III. Заключение (60-70 слов)

      Структура итогового сочинения подробно рассматривается в предлагаемом видеоматериале:

                         https://www.youtube.com/watch?v=ebIeyp5_e6s

I. ВСТУПЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, ВВОДИТ В КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОБЛЕМ.

Вступление состоит из 3 элементов:

1.      объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2.      общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;

3.      ответ-тезис на главный вопрос темы. Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. Тезисов может быть несколько.

 Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

                                           ВАРИАНТЫ      ВСТУПЛЕНИЯ

 

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

           ПРИМЕРЫ

1.

 

Историческое (предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических и культурных особенностей того времени).

 Комедия АС Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. В произведении впервые соединились элементы классицизма, романтизма и нового для того времени – реализма. Как известно, одно из требований к реалистическому произведению,- правдивое изображение исторически конкретного общества. Безусловно, в комедии Грибоедова, в отличие от комедий Фонвизина и Копниста, не отдельные пороки, а все общество в целом подвергается осмеянию и беспощадному анализу. Как же изображает автор московское общество 20-х годов 19 века?

2.

Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме).

 

  Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

3.

Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения).

 

Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

4.

Цитатное  (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения)

 

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?

5.

Личностное

(заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения)

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

 ПРИМЕРЫ ВСТУПЛЕНИЯ.

      1. Всем известно; что ... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст ... тоже посвящен ...

      2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О ... размышляет в своей статье ... .

     3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что ... . Другие подчёркивают ... . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас..... Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье...

      4. «...»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль....

      5. Люди часто размышляют о том, что .... (О том, что ..., люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

     6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ... . Кто-то считает, что .... Кто-то....

     7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с .... (Риторические вопросы).

     8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») - так начинается статья ... .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О... много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают ... (Определить проблему в виде вопроса).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТУПЛЕНИЮ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
  • Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать 

 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАСКРЫВАЕТ ИДЕЮ СОЧИНЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ВОПРОСЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СИСТЕМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВЫДВИНУТЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.

Основная часть = Аргументы

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

АРГУМЕНТ НУЖНО:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

АРГУМЕНТ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭЛЕМЕНТОВ:

  1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДВОДИТ ИТОГИ, СОДЕРЖИТ КОНЕЧНЫЕ ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ.

      Заключение должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.

      Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО:

  • подвести итог всего рассуждения
  • использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
  • дать краткий и точный ответ на вопрос темы.

Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • ВЫВОД.

      Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

  • ПРИЗЫВ.

      Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

  • ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖДЫ.

      Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», - не стоит, сами понимаете.

ВАРИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

  • ВЫВОД

      Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

  • ПРИЗЫВ

      В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

  • ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖДЫ

      Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

§  ЦИТАТА

       Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

       Например: Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света».

  • ЗАРИСОВКА, КОТОРАЯ ВОЗВРАЩАЕТ К ВСТУПЛЕНИЮ

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

                                                КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

 ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

 ОБРАЩЕНИЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме...

2. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе...(автор, название).

3. Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении... (автор, название).

4. Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).

5. Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении...(автор, название).

6. Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе... (автор, название).

7. Вспомним героя повести... (автор, название).

8. Обратимся к роману... (автор, название).

9. Лирический герой стихотворения ... (автор, название) тоже размышляет об этом.

10. Автор повествует о...; описывает...; подчеркивает...

11. Поэт показывает...

12. Писатель размышляет о...; обращает наше внимание на...

13. Он ставит нам в пример...;  осуждает...; акцентирует внимание читателя на...;  утверждает...

 ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что...

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...

2. Невольно напрашивается вывод...

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...

4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...

5. Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны...

6. (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что ....

7. В заключение хочется выразить надежду на то, что...

8. Итак, можно сделать вывод, что...

9. В заключение хочется призвать людей к... Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!

10. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо...

                                             Желаю успеха!

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)