воскресенье, 14 ноября 2021 г.

 15.11.2021. 6-А класс. Русский язык

Дорогие ребята!

      Вы получили проверенные работы. На что нужно обратить внимание:

- Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 6-А. 03.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.

-   Прежде, чем выполнять задания в Листе контроля или в тетради, изучите материал по теме урока, выучите правила в учебнике.

- Внимательно читайте задания к упражнениям, не спешите, проверяйте уже выполненное задание.

- Если оформляете работу в тетради, пишите аккуратно, следите за почерком!

       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

ОБЪЯВЛЕНИЕ

       Подходит к концу онлайн олимпиада «Инфоурок. Осенний сезон-2021». Приняли участие только 7 учащихся вашего класса из 10 желающих. Код доступа и алгоритм работы раздавала Ирина Александровна. Активизируйтесь! До 24 ноября осталось совсем немного. По всем вопросам звоните.

 6-А класс

Дата: 11.11.2021

Тема: Устаревшие и новые слова (неологизмы)

Цель урока: сформировать понятие об устаревших и новых словах в русском языке, научиться отличать архаизмы и историзмы;  правильно использовать в речи устаревшие и новые слова (неологизмы).

                                                                            Ход урока

I.     Повторение материала по теме «Лексика».

- Давайте вспомним выученные в 6 классе определения по теме «Лексика». Повтори правила в § 22- 25 учебника, материал прошлого урока. В Листе контроля заполни таблицу по образцу. Если ты согласен с утверждением из левой колонки таблицы (оно правильное), то в правой колонке напиши «Да». Если не согласен (утверждение неправильное) – напиши «Нет».

 

Лексикология изучает звуки и буквы речи.

Нет

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Да

1. Словарный запас отдельного человека – это лексика.

 

2. Слова «голова», «читать», «белый» являются общеупотребительными.

 

3. Профессионализмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

 

4. Диалектизмы употребляют в своей речи люди определённой профессии.

 

5. Диалектизмы и профессионализмы относятся к необщеупотребительным словам.

 

6. Исконно русские слова образовались по законам и правилам русского языка.

 

7. Слова  «свеча», «помещение», «борщ», «самовар» - заимствованные.

 

8. Заимствованные слова ещё называют иноязычными.

 

9. Слова «летятина» (в значении «дичь»), «залавок» (в значении «шкаф под лавкой») являются диалектными.

 

10. Заимствованные слова не всегда необходимы и уместны.

 

 

II.  Постановка темы и целей урока.

      - Сегодня на уроке мы продолжаем изучение лексикологии и познакомимся со словами, устаревшими и новыми. Итак, тема нашего урока «Устаревшие и новые слова (неологизмы)».

          II. Изучение нового материала    

1.      Просмотр видеоуроков по теме

- Пройдите по ссылке (или скопируйте и вставьте в поисковик)  и посмотрите видеоуроки по теме:

                                   1) https://www.youtube.com/watch?v=rNuNO8bqjtU

(домашнее задание из этого видеоурока не выполняем)

2) https://www.youtube.com/watch?v=WARtYQeIC9g

2. Работа с учебником

      - Закрепите полученные знания, познакомившись с теоретическим материалом (значок «На зелёном фоне книжечка со стрелочкой») и выучив правила на розовом фоне (значок «На красном фоне книжечка с восклицательным знаком») на с. 72, 74, 75, 76 учебника.

     Обрати внимание: К устаревшим словам относятся историзмы и архаизмы. Историзмы мы не употребляем, потому что исчезли предметы, которые они называли. Например: веретено. А архаизмы заменились современными названиями предметов. Например: ветрило – это сейчас парус.

        III. Закрепление изученного материала

1.      Упражнение 129 (выполняем устно)

2.      Упражнение 131  (выполняем устно и в Листе контроля)

3.      Упражнение 133 (выполняем устно)

4.      Задание 1 (выполняем в Листе контроля)

 IV. Итог урока

1.      Проверь себя, устно ответь на вопросы после выполнения устных и письменных заданий:

— Какие слова называются неологизмами? Приведи примеры неологизмов.

— Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры устаревших слов.

– Чем отличаются архаизмы от историзмов? Приведи примеры.

-- Зачем в художественной литературе писатели используют устаревшие слова?

-- Какой неологизм мы употребляем, когда говорим:

А) о булочке с сосиской, которая полита кетчупом, горчицей или майонезом сверху;

Б) о жареном хрустящем картофеле, порезанном соломкой;

В) о тонкой лепешке из теста, с запеченными на ней мелко порезанными кусочками мяса, грибами, овощами?

      V. Домашнее задание

1)        выучить определения на с. 72, 75 учебника;

                                                      Желаю успеха!

Лист контроля

6 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

15.11.2021    Русский язык

      Тема: Устаревшие и новые слова (неологизмы)

        

      - Заполни таблицу по образцу. Если ты согласен с утверждением из левой колонки таблицы (оно правильное), то в правой колонке напиши «Да». Если не согласен (утверждение неправильное) – напиши «Нет».

 

Лексикология изучает звуки и буквы речи.

Нет

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Да

1. Словарный запас отдельного человека – это лексика.

 

2. Слова «голова», «читать», «белый» являются общеупотребительными.

 

3. Профессионализмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

 

4. Диалектизмы употребляют в своей речи люди определённой профессии.

 

5. Диалектизмы и профессионализмы относятся к необщеупотребительным словам.

 

6. Исконно русские слова образовались по законам и правилам русского языка.

 

7. Слова  «свеча», «помещение», «борщ», «самовар» - заимствованные.

 

8. Заимствованные слова ещё называют иноязычными.

 

9. Слова «летятина» (в значении «дичь»), «залавок» (в значении «шкаф под лавкой») являются диалектными.

 

10. Заимствованные слова не всегда необходимы и уместны.

 

 

                                           Упражнение 131  

      - Устно, пользуясь «Толковым словарём» в конце учебника, дай правильные толкования приведенных в упражнении слов. С любыми 3 составь и запиши предложения.

      1.

      2.

      3.    

                                                          Задание 1

      - Значения данных слов выясни по любому Толковому словарю и распредели слова на две группы:  

Кафтан, бутик, бренд, граффити, веретено, имидж, ветрило, чело, рыбарь, вирус, флешка, хакер, бивак, сажень.

1.              Устаревшие слова:

 2.      Неологизмы:

 

                                                  Спасибо за работу!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)