15.11.2021. 6-А класс. Русский язык
Дорогие ребята!
Вы получили проверенные работы. На что
нужно обратить внимание:
- Огромная просьба: правильно подписывайте Лист
контроля в формате Word и указывайте тему письма: 6-А.
03.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша
фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.
- Прежде, чем выполнять задания в Листе
контроля или в тетради, изучите материал по теме урока, выучите правила в
учебнике.
- Внимательно читайте задания
к упражнениям, не спешите, проверяйте уже выполненное задание.
- Если оформляете работу в
тетради, пишите аккуратно, следите за почерком!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать в
день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Подходит к концу онлайн олимпиада «Инфоурок.
Осенний сезон-2021». Приняли участие только 7 учащихся вашего класса из 10
желающих. Код доступа и алгоритм работы раздавала Ирина Александровна.
Активизируйтесь! До 24 ноября осталось совсем немного. По всем вопросам
звоните.
Дата: 11.11.2021
Тема: Устаревшие и новые слова (неологизмы)
Цель урока: сформировать понятие об устаревших
и новых словах в русском языке, научиться отличать архаизмы и историзмы; правильно использовать в речи устаревшие и
новые слова (неологизмы).
I.
Повторение материала по теме
«Лексика».
- Давайте вспомним выученные
в 6 классе определения по теме «Лексика». Повтори правила в § 22- 25 учебника,
материал прошлого урока. В Листе контроля заполни таблицу по образцу. Если
ты согласен с утверждением из левой колонки таблицы (оно правильное), то в
правой колонке напиши «Да». Если не согласен (утверждение неправильное) –
напиши «Нет».
Лексикология изучает звуки и буквы речи. |
Нет |
Антонимы – это слова с противоположным
значением. |
Да |
1.
Словарный запас отдельного человека – это лексика. |
|
2.
Слова «голова», «читать», «белый» являются общеупотребительными. |
|
3.
Профессионализмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной
местности. |
|
4.
Диалектизмы употребляют в своей речи люди определённой профессии. |
|
5.
Диалектизмы и профессионализмы относятся к необщеупотребительным словам. |
|
6.
Исконно русские слова образовались по законам и правилам русского языка. |
|
7. Слова «свеча», «помещение»,
«борщ», «самовар» - заимствованные. |
|
8. Заимствованные слова ещё называют иноязычными. |
|
9. Слова «летятина» (в значении «дичь»), «залавок» (в
значении «шкаф под лавкой») являются диалектными. |
|
10. Заимствованные слова не всегда необходимы и уместны. |
|
II. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение
лексикологии и познакомимся со словами, устаревшими и новыми. Итак, тема нашего
урока «Устаревшие и новые слова (неологизмы)».
II. Изучение
нового материала
1.
Просмотр видеоуроков по теме
-
Пройдите по ссылке (или скопируйте и вставьте в поисковик) и посмотрите видеоуроки по теме:
1) https://www.youtube.com/watch?v=rNuNO8bqjtU
(домашнее
задание из этого видеоурока не выполняем)
2) https://www.youtube.com/watch?v=WARtYQeIC9g
2. Работа с учебником
- Закрепите полученные знания,
познакомившись с теоретическим материалом (значок «На зелёном фоне книжечка со
стрелочкой») и выучив правила на розовом фоне (значок «На красном фоне книжечка
с восклицательным знаком») на с. 72, 74, 75, 76 учебника.
Обрати
внимание: К устаревшим словам относятся историзмы и архаизмы. Историзмы мы не употребляем,
потому что исчезли предметы, которые они называли. Например: веретено. А
архаизмы заменились современными названиями предметов. Например: ветрило – это сейчас
парус.
III. Закрепление изученного материала
1.
Упражнение 129 (выполняем устно)
2.
Упражнение 131 (выполняем устно и в Листе контроля)
3.
Упражнение 133 (выполняем устно)
4. Задание
1 (выполняем
в Листе контроля)
IV. Итог урока
1.
Проверь себя, устно ответь на вопросы после
выполнения устных и письменных заданий:
— Какие
слова называются неологизмами? Приведи примеры неологизмов.
— Какие
слова называются устаревшими? Приведи примеры устаревших слов.
– Чем отличаются
архаизмы от историзмов? Приведи примеры.
-- Зачем в
художественной литературе писатели используют устаревшие слова?
-- Какой неологизм мы употребляем, когда говорим:
А) о булочке с сосиской,
которая полита кетчупом, горчицей или майонезом сверху;
Б) о жареном хрустящем
картофеле, порезанном соломкой;
В) о тонкой лепешке из
теста, с запеченными на ней мелко порезанными кусочками мяса, грибами, овощами?
V. Домашнее задание
1)
выучить
определения на с. 72, 75 учебника;
Желаю успеха!
Лист
контроля
6 - А класс
____________________________________________________________
ФИО
учащегося
15.11.2021 Русский язык
Тема:
Устаревшие и новые слова (неологизмы)
- Заполни таблицу по образцу. Если ты согласен с утверждением из левой колонки таблицы (оно правильное), то в правой колонке напиши «Да». Если не согласен (утверждение неправильное) – напиши «Нет».
Лексикология изучает звуки и буквы речи. |
Нет |
Антонимы – это слова с противоположным
значением. |
Да |
1.
Словарный запас отдельного человека – это лексика. |
|
2.
Слова «голова», «читать», «белый» являются общеупотребительными. |
|
3.
Профессионализмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной
местности. |
|
4.
Диалектизмы употребляют в своей речи люди определённой профессии. |
|
5.
Диалектизмы и профессионализмы относятся к необщеупотребительным словам. |
|
6.
Исконно русские слова образовались по законам и правилам русского языка. |
|
7. Слова «свеча», «помещение»,
«борщ», «самовар» - заимствованные. |
|
8. Заимствованные слова ещё называют иноязычными. |
|
9. Слова «летятина» (в значении «дичь»), «залавок» (в
значении «шкаф под лавкой») являются диалектными. |
|
10. Заимствованные слова не всегда необходимы и уместны. |
|
Упражнение
131
- Устно, пользуясь «Толковым словарём» в
конце учебника, дай правильные толкования приведенных в упражнении слов. С
любыми 3 составь и запиши предложения.
1.
2.
3.
Задание 1
- Значения данных слов выясни по любому
Толковому словарю и распредели слова на две группы:
Кафтан, бутик,
бренд, граффити, веретено, имидж, ветрило, чело, рыбарь, вирус, флешка, хакер,
бивак, сажень.
1. Устаревшие слова:
2. Неологизмы:
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий