10.11.2021. 8-А класс. Русский язык
Дорогие ребята!
Вы получили проверенные работы. На что
нужно обратить внимание:
- Огромная просьба: правильно подписывайте Лист
контроля в формате Word и указывайте тему письма: 8-А.
08.11. Иванов А., где 8-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша
фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.
- Внимательно читайте задания
к упражнениям, не спешите, проверяйте уже выполненное задание.
- Если оформляете работу в
тетради, пишите аккуратно, следите за почерком!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать в
день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Вам нужно было до
пятницы 05.11.2021 принести в школу и оставить на вахте тетради с выполненными
заданиями, а взамен для дальнейшей работы забрать там же тетради проверенные.
Подведём итог: спасибо большое всем, кто тетради сдал (8 человек). А остальные?
Витовская
С., Гайворонский Б., Гатицкий Д., Гатицкая Л., Градова С., Смага Е., напишите
или позвоните мне, объясните причину и когда сдадите тетради.
Те, кто сдал тетради, - почему не забрали проверенные? До пятницы 12.11.2021 на
вахте в школе заберите свои тетради.
Дата: 10.11.2021
Тема: Главные члены предложения. Подлежащее
Цель урока: расширить
представления о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания
о синонимических связях языковых единиц.
Ход
урока
I.
Актуализация изученного
материала.
Задание 1 (выполняем в Листе контроля)
- Из
предложения выпишите все словосочетания, в скобках укажите вид (именное,
глагольное или наречное) и тип подчинительной связи (управление, примыкание или
согласование). Подсказка: в предложении 4 словосочетания:
Многие
русские слова сами по себе излучают поэзию. (К. Паустовский)
- Сочетание каких слов вы не выписали?
Почему?
II. Изучение нового материала.
1.
Постановка темы урока
- Выполняя задание 1, вы не выписали
сочетание слов «слова излучают», потому что это грамматическая (предикативная)
основа двусоставного предложения, его главные члены (подлежащее и сказуемое). Вы
знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить
подлежащее и сказуемое.
В 8 классе мы должны расширить наши
представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего, о
подлежащем.
2.
Просмотр видеоурока
- Для
изучения темы урока пройди по ссылке и посмотри видеоуроки «Подлежащее и
способы его выражения»:
https://www.youtube.com/watch?v=fzwL-EU1RbM
https://www.youtube.com/watch?v=-q5DDMCINyA
3. Работа с учебником
- Открой учебник на с. 55, § 17.
Выучи правило, познакомься с теоретическими сведениями в учебнике на с. 56
со значком «На оранжевом фоне книжечка со стрелочкой».
4. Работа с таблицей
- Рассмотри таблицу, сделай вывод о том,
чем может быть выражено подлежащее:
Способ выражения подлежащего
Способ
выражения подлежащего |
Пример |
Существительное
в им. п. |
Солнце светит всем. |
Местоимение
в им. п. |
Мы никогда не ссоримся. |
Числительное
в им. п. |
Двенадцать делится на шесть. |
Прилагательное
или причастие в значении существительного |
Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлек
всеобщее внимание. |
Неопределенная
форма глагола |
Курить — здоровью вредить. |
Наречие |
Очевидно не значит верно. |
Междометие |
Вдали
послышалось ку-ку. |
Неделимое
словосочетание |
Прошло несколько
дней. |
- Итак, подлежащее может обозначать самые
различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли
подлежащего могут выступать все части речи. Подлежащее может быть выражено
словосочетаниями.
III. Закрепление материала.
1.
Упражнение
90 (1 часть) (выполняем
в Листе контроля).
2.
Упражнение
92 (выполняем в
Листе контроля).
При выполнении упр. 92 особое внимание следует обратить на трудные случаи
согласования сказуемых с подлежащими, выраженными словосочетаниями:
1) Если подлежащее выражено сочетанием
собирательного существительного (большинство, меньшинство, множество, ряд,
группа) с существительными в родительном падеже, то сказуемое ставится в форме
единственного числа (в прошедшем времени оно согласуется в роде с первым из
этих существительных): ряд заводов уже выполнил план заказов; группа
спортсменов закончила тренировку.
Однако, если собирательное
существительное сочетается с несколькими существительными в родительном падеже
множественного числа, то и сказуемое может быть поставлено в форме
множественного числа: Большинство ученых, писателей, артистов горячо
приветствовали мирную инициативу Российской Федерации.
2) Если подлежащее выражено словами много,
немного, несколько или числительными в сочетании с родительным падежом
существительного, то сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем
времени — в среднем роде): Несколько дней прошло в напряженном ожидании.
Однако при существительном в
родительном падеже, обозначающем лицо, глагол-сказуемое ставится во
множественном числе: Несколько старушек в веселых ситцевых платочках сидели на
лавке.
IV. Подведение итогов урока
- Проверь себя: закрой учебник
и устно ответь на вопросы:
1) Что такое предложение?
2) Какие предложения мы
называем двусоставными?
3) Что такое подлежащее?
4) Чем может быть выражено
подлежащее?
V. Домашнее задание:
1)
Сдать
тетради тем, кто не сдал, и забрать тетради на вахте тем, кто не забрал.
2)
выучить § 17.
Желаю успеха!
Лист контроля
8 - А класс
____________________________________________________________
ФИО
учащегося
10.11.2021 Русский язык
Тема: Главные члены предложения. Подлежащее
Задание 1
- Из
предложения выпишите все словосочетания, в скобках укажите вид (именное,
глагольное или наречное) и тип подчинительной связи (управление, примыкание или
согласование). Подсказка: в предложении 4 словосочетания:
Многие
русские слова сами по себе излучают поэзию. (К. Паустовский)
1)
2)
3)
4)
Упражнение 90
- В предложениях подчеркни подлежащее,
рядом в скобках укажи, чем оно выражено:
Образец:
Из-за горы и нынче видит пешеход (сущ.) столбы обрушенных ворот.
1.
Лиса
семерых волков проведёт. 2. Никто не судья в своём деле. 3. Мокрый дождя не
боится. 4. Сказать – смешно, утаить – грешно. 5. Утопающий хватается за
соломинку. 6. Семеро одного не ждут. 7. Одно нынче лучше двух завтра. 8.
Ленивый сидя спит, лёжа работает. 9. Кто в Москве не бывал, красоты не знал.
10. Далече грянуло ура!
Упражнение 92
- Запиши составленные предложения. Подчеркни
подлежащее по образцу:
Кормить завтраками – это значит
не выполнять обещанное.
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий