вторник, 14 апреля 2020 г.

15.04.2020. 9-А класс. Литература

15.04.2020. 9-А класс. Литература
Дорогие ребята!
           Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
   9-А. 10.04. Иванов А., где 9-А – ваш класс; 10.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
9-А класс
Дата:15.04.2020

Тема: М. А. Шолохов «Судьба человека». Жанр, композиция, особенности авторского повествования в рассказе. Судьба Родины и судьба человека. Образ главного героя.

Цель урока: осмыслить идейно-художественное содержание рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», его глубокую нравственную сущность, прочувствовать эмоциональ-
ную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях; совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать
речь; выявив смысл заглавия рассказа, проанализировать мужество в борьбе за жизнь, умение любить и дружить воина и труженика Андрея Соколова.
Ход урока
I.                   Мотивация учебной деятельности
Вставал вопрос в любые времена —
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали
У звёзд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале,—
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К известно не решаемой задаче
И суть в другом аспекте изложить —
Раз есть она, то как её прожить?
                                   (Н. М. Грибачёв)
 - Наверное, такими вопросами задавался и М. А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них — рассказ «Судьба человека».
      «…И воевать научился по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”,— а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков».
      Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат лейтенанту Герасимову из рассказа «Наука ненависти» (1942) М. А. Шолохова. С творчеством этого писателя мы продолжим знакомство на сегодняшнем уроке и посмотрим на войну глазами его героев из рассказа «Судьба человека».

II. Работа над темой урока
1.      Знакомство с жанром, композицией, особенностями авторского повествованияв рассказе  М.А. Шолохова «Судьба человека»
- Пройдите по ссылке, посмотрите учебный фильм по теме урока. Будьте готовы после просмотра письменно ответить на вопросы (выполняем в Листе контроля):
1. В чём заключаются особенности жанра произведения? (Перечислите признаки, на основе которых можно утверждать, что перед нами рассказ-эпопея в форме сказа).
2. В чём особенности композиции рассказа? Какова роль главного повествователя Андрея Соколова и автора-рассказчика?
3. Какое средство художественной выразительности является главным в рассказе? Приведите пример.


2. Работа с содержанием рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
 - В небольшом рассказе М. А. Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять? Давайте обратимся к рассказу и поработаем над его содержанием с. 173-192 учебника.
 Аналитическая беседа (устно)
• Как Шолохов рисует жизнь героя до войны? Почему именно так?
• Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Как писатель говорит об этом?
• Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.
• Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?
• В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость», верность совести, чести и долгу русского солдата? Прокомментируйте эти сцены.
·       Что помогло Андрею Соколову не ожесточиться, обрести высокий человеческий смысл жизни в безнадёжных, казалось бы, обстоятельствах?
• Какой символический смысл несёт образ первой послевоенной бурливой
и многоводной весны?
Характеристика главного героя(выполняем в Листе контроля)
 - Какие же качества воина и труженика раскрываются в судьбе Человека — Андрея Соколова? Готовясь к сегодняшнему уроку, вы должны были подобрать цитатный материал к характеристике образа главного героя рассказа. Опираясь на подобранный материал, заполните таблицу: назовите черты характера Андрея Соколова и эпизоды, в которых особенно ярко проявились эти качества:
Эпизоды рассказа
Черты характера героя















III. Подведение итогов урока
— Обобщим те знания, которые вы получили на уроке. Таким образом, великую народную трагедию военного времени воплотил в себе Андрей Соколов — герой рассказа «Судьба человека». Не случайно так назвал свой рассказ Михаил Александрович Шолохов. Не судьба Андрея Соколова, а именно судьба человека. По сути, в этом факте выражен основной закон подлинного художественного исследования бытия, который исповедовали и исповедуют большие художники.
      Вот почему в «Судьбе человека» почти нет частной истории или какого-то частного происшествия. Напротив, частная жизнь Андрея Соколова вобрала в себя глубоко типичное из жизни миллионов людей, что и позволило Шолохову осмыслить личную жизнь героя в свете трагического существа самой эпохи.
 - Сделайте выводы, письменно ответив на вопросы (выполняем в Листе контроля):
Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие основные человеческие ценности прославляет М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека»?
IV.   Домашнее задание:
Материал занятия рассчитан на 2 урока. Поэтому выполненные задания (Лист контроля) вы можете прислать мне на почту 15.04.2020.

Желаю успеха!

Лист контроля
9-А класс       _______________________________________________________
                                                              ФИО учащегося
14.04.2020    Литература
15.04.2020

Тема: М. А. Шолохов «Судьба человека». Жанр, композиция, особенности авторского повествования в рассказе. Судьба Родины и судьба человека. Образ главного героя.

1. Письменно ответить на вопросы:
1. В чём заключаются особенности жанра произведения? (Перечислите признаки, на основе которых можно утверждать, что перед нами рассказ-эпопея в форме сказа).
2. В чём особенности композиции рассказа? Какова роль главного повествователя Андрея Соколова и автора-рассказчика?
3. Какое средство художественной выразительности является главным в рассказе? Приведите пример.

2. Заполнить таблицу: назовите черты характера Андрея Соколова и эпизоды, в которых особенно ярко проявились эти качества:

Эпизоды рассказа
Черты характера героя















3. Сделать выводы:
Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие основные человеческие ценности прославляет М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека»?

Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)